Файл: Теория информации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ АВТОМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Кафедра Автоматизированных систем управления

ОТЧЁТ

по лабораторной работе № 2

«Исследование влияния клипового мышления на восприятие информации в графическом дизайне»

по дисциплине: «Теория информации»


Выполнили: Проверил:

д.э.н., доцент



Москва 2022

Оглавление


Введение 3

1.Понятие клипового мышления 3

2.Исследование влияния клипового мышления на графический дизайн 4

3.Выдвижение гипотезы о влиянии клипового мышления на восприятие информации в интернет-СМИ 7

4.Проведение анкетирования 7

4.1Объект и методы исследования 7

4.2Выбор формы опроса 7

4.3Респонденты 8

4.3.1 Общая информация 9

4.3.2 Личные предпочтения 9

Заключение 18

Приложение А 19


Введение


Задание: провести исследование влияния клипового мышления на восприятие информации, получаемой посредством визуального наблюдения, в графическом дизайне.
  1. Понятие клипового мышления


Английское слово «clip» переводится, как отрезок чего-либо (стрижка, отрывок, фрагмент, газетная вырезка). Этимологический словарь современного русского языка А.К. Шапошникова объясняет «клип» как телевизионный ролик – эстрадная поп-или рок-песня, сопровождаемая разнообразными изображениями на экране.

Следовательно, клиповое мышление – это особенность познавательной деятельности человека воспринимать информацию через короткие яркие образы.

Среди отечественных философов одним из первых стал употреблять термин «клиповое мышление» философ Ф.И. Гиренок. С его точки зрения, клиповое мышление – это попытка найти ответ на возникший вопрос в очень короткое
время. При этом скорость смены событий так велика, что извлечь смысл практически невозможно. В этой ситуации язык мешает быстрому мышлению, вследствие чего возникает языковой минимализм. Более того, людям приходится жить в режиме неизвлеченных смыслов и непонятных событий.

Ф.И. Гиренок противопоставляет клиповое сознание понятийному, которое в нынешних условиях уступает место первому. «Сознание, которое извлекает логику из события, является понятийным. Сознание, извлекающее абсурдность события, является клиповым». По его мнению, учителя и школьники в современной системе образования принадлежат к разным реальностям: школьники ориентируются на более современное клиповое

сознание, а учителя приучают их к традиционному понятийному. Это противоречие порождает конфликт между одними и другими.

Таким образом, по мнению К.Г. Фрумкина, клиповость есть образ жизни человека, который вынужден постоянно «хвататься то за одно, то за другое дело», и эта формула, вполне универсальная для современного человека.

Для клипового сознания характерна фрагментарность восприятия, поверхностность мышления. Оно не дает возможности проникать в суть вещей, но позволяет улавливать главное. Сегодня бесполезно спорить о том, хорошо это или плохо – клиповость сознания просто необходима, чтобы выжить в современном мире, перегруженном информацией.

Выделяют пять факторов, породивших феномен «клипового мышления»:

  1. ускорение темпов жизни и напрямую связанное с ним возрастание объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего;

  2. потребность в большей актуальности информации и скорости ее поступления;

  3. увеличение разнообразия поступающей информации;

  4. увеличение количества дел, которыми один человек занимается одновременно;

  5. рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы

  1. Исследование влияния клипового мышления на графический дизайн


Достижения научно-технического прогресса современного мира вносят свои коррективы в жизнь человека, которого, на сегодняшний день, можно назвать «цифровым». Он с рождения окружен компьютерами и различными гаджетами. У него, как и у каждого современного члена общества, есть смартфон, который является подобием окна в мир реальности. Стоит признать, что человек XXI века познаёт мир и общается с окружающими смотря на картинку экрана.

Важно сказать о том, что современный человек получает большую часть информации с помощью визуального материала. На смену вербальным средствам информации: книги, газеты и журналы, пришли визуальные: телевидение и Интернет.

Как известно, существует особое разделение современное общество по типам восприятия информации. С рождения, почти все люди обладают пятью основными органами чувств: слухом, зрением, осязаниям, обонянием и вкусом. Среди этих пяти, выделяют три самых важных: слух, зрение и осязание. Аудиальный способ восприятия развит у людей, которые опираются в получении информации на слух, кинетический у тех, кто доверяет осязанию. Те, кто с успехом воспринимает информацию с помощью зрения, являются визуалами.

Безусловно, мир XXI века принадлежит визуалам. Именно они за считанные мгновения воспринимают смысл визуального ряда многочисленных рекламных роликов и постов в социальных сетях.
Что необходимо для современного человека, который обладает особым видом восприятия – «клиповым мышлением».

На сегодняшний день, человек должен получить за короткий промежуток времени максимум информации. Безусловно, успешность коммуникации в современном мире напрямую зависит от лаконичности информационного сообщения, если быть точнее, от лаконичности картинки. Именно поэтому происходит стремительное упрощение графики различных информационных носителей.

Таким образом, одним из основных направлений графического дизайна стал минимализм. Минимализм — стиль в дизайне, характеризующийся крайне малым количеством элементов и простотой.

Основные черты, которые отмечают дизайнеры, говоря о минимализме, включают:

  • Простоту

  • Ясность

  • Выраженную визуальную иерархию

  • Большое внимание к пропорциям и композиции

  • Функциональность каждого элемента

  • Много пустого пространства

  • Меньше деталей и больше внимания к каждой

  • Типографику как важный элемент дизайна

  • Отказ от нефункциональных декоративных элементов



  1. Выдвижение гипотезы о влиянии клипового мышления на восприятие информации в интернет-СМИ

Развитие интернета повлияло на скорость и способ восприятия информации, появилось клиповое мышление. Эти перемены отметили и стали использовать в графическом дизайне.

Можно сделать предположение о том, что при восприятия визуальной информации люди предпочитают простую композицию без лишних деталей и прочих отвлекающих факторов. Компании адаптировали корпоративную графику для потребностей человека с «клиповым мышлением», что поспособствует быстрому считыванию
информации с фирменного знака компании и его запоминаемости. Реакцией графического дизайна на появление «клипового мышления» стало развитие стиля минимализм, который с успехом удовлетворяет потребности его обладателей. Минимализм, как стиль в дизайне, можно охарактеризовать лаконичностью выразительных средств, простотой, точностью и ясностью композиции.
  1. Проведение анкетирования




    1. Объект и методы исследования


В качестве объекта исследования были выбраны некоторые элементы графического дизайна, а именно: логотипы брендов, схема метро, шрифты, цветовые сочетания.

Для проверки гипотезы был составлен опрос, в котором учитывались личные предпочтения респондентов насчет графики, которая показалась им наиболее запоминающейся и визуально приятной на экране.
    1. Выбор формы опроса


Опрос осуществлялся посредством анкетирования. Анкета была составлена с использованием сервиса Yandex Forms.

Для того, чтобы охарактеризовать респондентов, им необходимо ответить на ряд общих вопросов: пол, возраст, а также присутствие или отсутствие у них клипового мышления. Затем им следует выбрать более понравившейся вариант логотипа, шрифта, схемы, цветового сочетания. (Приложение А)
    1. Респонденты


Опрос был проведен среди молодежи. В исследовании приняло участие 40 человек в возрасте от 18 до 24 лет, а также 1 человек в возрасте больше 25 лет. Соотношение между полами примерно одинаково.

Большинство респондентов слышали о феномене клипового мышления и посчитали, что у них присутствует данный тип мышления. Можно сделать вывод, что на сегодняшний день информационный поток, воспринимаемый человеком, настолько велик, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и отсеивания лишнего.