Файл: Анализ взаимоотношений родителей и педагогов Шаги к диалогу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План:

- Анализ взаимоотношений родителей и педагогов

  • Шаги к диалогу

  • Задачи в работе с родителями

  • Эффективные методы и формы работы с родителями

  • о текстовой информации родителей

  • Тематика рубрик в течение года

Анализируя всю нашу работу, взаимодействие родителей и воспитателей идет по пути поиска разнообразных форм пропаганды педагогических знаний. Одна из главных функций такого сотрудничества детского сада и семьи - информирование родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей в детском саду и семье.

За последние годы разработаны достаточно эффективные методы и формы взаимодействия и пропаганды педагогических знаний среди родителей. Положительно зарекомендовали себя «Вечера вопросов и ответов», «Дни открытых дверей», «Родительские конференции», «КВН», «Тематические досуговые викторины» и праздники с участием педагогов, родителей и детей (фольклорные, спортивные и другие).

Однако поиск наиболее эффективных форм пропаганды знаний вступает в противоречие с задачей предоставления родителям статуса полноправных партнеров по общению с педагогами. Это проявляется в том, что воспитатель берет на себя ответственность за компетентность родителя в воспитании ребенка и все меньше проявляет доверия к отцу и матери как воспитателям.

Часто задают вопрос «В роли кого выступают воспитатели в общении с родителями?». Чаще всего в ответах роль монологической направленности. «Учитель», «Исповедник», «Духовник», «Наставник», «Опекун», «Хорошая бабуля», «Всегда правый», «Вторая мама», «Режиссер», «Доктор». «Затейник», «Курица – наседка» и другие надо признать, что в ролевом монологическом общении родителю отводится пассивная роль объекта воздействия оценки со стороны педагога. А что происходит с нами, когда нас оценивают? Появляется чувство беспокойства, дискомфорта, а то и униженности. Если оценка содержит критику, хочется защититься, поставить на место ответной критикой: «Несознательные родители», «Безучастный равнодушный педагог».

Преобладание оценочного стиля общения все еще остается серьезным источником конфликтов между педагогом и родителем, взаимной критики, претензий.


Есть не безосновательные мнения специалистов, что монополия педагогов на знания о том, как семья должна воспитывать ребенка, отдаляет их от семьи, ее потребности.

Представим такую ситуацию: педагог с дипломом, обладающий профессиональными знаниями о ребенке и закономерностях его развития, уверенно демонстрирует знания родителям, которые сидят на маленьких детских стульчиках. Педагог, например, рассказывает о том, какие дидактические и другие игры могут способствовать развитию у ребенка воображения, мышления, памяти. Если смотреть профессиональными глазами тема хорошая и не вызывает никаких возражений. Но если эту тему примерить к актуальным потребностям конкретных семей, обнаружится, что у рядового родителя, профессионально не имеющего отношения к педагогике, детской психологии, логопедии, она может вызвать раздражение: «Зачем мне такие специальные знания, у меня совсем другие проблемы!»

Возразить мог бы и сам ребенок, испытывающий потребность в безусловной материнской любви: «Мне нужна просто мама, а не «мама- учительница» или «Мама-логопед».

Получается, что семье предлагаются те знания, которые для нее не актуальны в данный момент. И тогда сотрудничество с семьей превращается в «навязывание» знаний, которые семьей не воспринимаются. Причем выбор знаний остается как, правило, за педагогом.

Каждый воспитатель хотел бы, чтобы родители по доброй воле раскрывали в общении с педагогами волнующие и радующие их мысли и переживания по поводу воспитания ребенка.

Наиболее благоприятный путь достижения доверительных партнерских отношений с семьей каждого ребенка лежит через установление диалога с ней, а значит через доверие педагогической компетентности родителей, личностный безоценочный стиль общения с каждой семьей.

Шаги к диалогу.

Диалог является средством установления межличностных отношений и средством гармонизации этих отношений. В психологии определены следующие условия гармоничного взаимодействия между людьми:

  • безоценочное позитивное принятие другого человека;

  • активное эмпатическое (сопереживание), слушание другого, выражение своего понимания другого человека в речи или действии;

  • искреннее выражение своих подлинных чувств в общении.

Важной составляющей диалогических отношений является - способность искренне выражать испытываемые ими чувства.


Диалог педагога с родителями – это личностно равноправное общение, это совместное приобретение опыта.

Предметом обсуждения с родителями детей до трех лет могут стать вопросы: создание условий для безопасности жизни ребенка в доме;

  • организация здорового образа жизни семьи;

  • вопросы гигиены;

  • значение эмоциональной связи матери и ребенка в развитии малыша, культура эмоционального общения с ребенком и ценности игрового общения с ним в семье;

  • познакомить с программой развития и воспитания детей в детском саду.

Родителей 3-5 лет воспитатель продолжает знакомить со способами общения с ребенком и методами педагогического воздействия на него в семье;

  • с методами развития речи, с возможностями семьи в развитии любознательности, воображения, творчества и др.

  • размышляет вместе с родителями о проявлениях индивидуальности ребенка, особенностях его поведения , привычках и предпочтениях.

С родителями 5-7 лет воспитатель обсуждает вопросы психофизиологической зрелости ребенка и готовности его к школе;

  • обращает внимание родителей на важность формирования морально значимых мотивов и произвольных форм поведения ребенка.

Основные задачи нашей группы в работе с родителями.

1.Изучение семей детей

2.Привлечение родителей к участию в деятельности группы

3.Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей

4.Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

1. На основе нашей работы, можно выделить спектр действий по вовлечение родителей в деятельность группы.

  • приглашение родителей с детьми или без них посетить детский сад до начала посещения ребенком детского сада

  • представление родителям письменной информации о детском саде

  • встреча для выяснения условий посещения ребенком д/сада

  • составление договора

2. Дальнейшая связь родителей и персонала реализуется в процессе;


  • ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей;

  • неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем;

  • ознакомление детей с письменным материалом об их детях;

  • рекомендации посетить врача и т.п.;

  • посещение родителями с тем, чтобы они могли видеть, как занимаются их ребенок, или знакомиться с работой детского сада.

3 .Родителям предлагается оказывать помощь детскому саду в качестве организаторов или спонсоров; они могу помочь в разработке содержания игротеки, сборке материалов для детских нужд и т. д.

4. Родители могут участвовать и в ежедневных занятиях детей;

  • помогать и участвовать в разных мероприятиях, например в чаепитии вместе с детьми;

  • помогать в повседневных занятиях изготовлении пособий;

  • оказать помощь при проведении экскурсий и других мероприятий.

5. Родители продолжают дома работу с детьми по программам осуществляют часть домашнего плана.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.

В тоже время большая часть родителей не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей и нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определить содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.

Эффективные методы и приемы в работе с родителями

Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, и их взаимное доверие возможны лишь в том случае, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний.

Вся атмосфера общения педагога и родителей должна говорить о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что
родители - его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.

Следует начинать работу с теми, кто желает участвовать в жизни группы, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно тактично можно вовлечь в союзники и остальных родителей, опираясь на родителей единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представить коллектив как единое целое, как одну единую большую, сплоченную семью. Это способствует взаимопониманию между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.

Для привлечения родителей к деятельности нашей группы разработали специальная методику, которая включает три этапа:

  1. актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;

  2. педагогическое просвещение родителей, как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;

  3. партнерство педагогов и родителей в деятельности детского сада.

Основные формы по работе с родителями

Для реализации содержания данной работы мы используем коллективные и индивидуальные формы деятельности.

Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка.

Психологическим условием такого отношения является внимательность, проникновенность и главное неторопливость.

Анализ практики работы выявил 2 вида форм совместной деятельности:

  1. Совместные мероприятия педагогов и родителей:

  • родительские собрания

  • консультации

  • беседы лично

  • общение через Интернет, посредством сайта

  • вечера для родителей

  • кружки для родителей

  • тематические выставки

  • родительский комитет