Файл: Анализ взаимоотношений родителей и педагогов Шаги к диалогу.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.02.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План:
- Анализ взаимоотношений родителей и педагогов
-
Шаги к диалогу -
Задачи в работе с родителями -
Эффективные методы и формы работы с родителями -
о текстовой информации родителей -
Тематика рубрик в течение года
Анализируя всю нашу работу, взаимодействие родителей и воспитателей идет по пути поиска разнообразных форм пропаганды педагогических знаний. Одна из главных функций такого сотрудничества детского сада и семьи - информирование родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей в детском саду и семье.
За последние годы разработаны достаточно эффективные методы и формы взаимодействия и пропаганды педагогических знаний среди родителей. Положительно зарекомендовали себя «Вечера вопросов и ответов», «Дни открытых дверей», «Родительские конференции», «КВН», «Тематические досуговые викторины» и праздники с участием педагогов, родителей и детей (фольклорные, спортивные и другие).
Однако поиск наиболее эффективных форм пропаганды знаний вступает в противоречие с задачей предоставления родителям статуса полноправных партнеров по общению с педагогами. Это проявляется в том, что воспитатель берет на себя ответственность за компетентность родителя в воспитании ребенка и все меньше проявляет доверия к отцу и матери как воспитателям.
Часто задают вопрос «В роли кого выступают воспитатели в общении с родителями?». Чаще всего в ответах роль монологической направленности. «Учитель», «Исповедник», «Духовник», «Наставник», «Опекун», «Хорошая бабуля», «Всегда правый», «Вторая мама», «Режиссер», «Доктор». «Затейник», «Курица – наседка» и другие надо признать, что в ролевом монологическом общении родителю отводится пассивная роль объекта воздействия оценки со стороны педагога. А что происходит с нами, когда нас оценивают? Появляется чувство беспокойства, дискомфорта, а то и униженности. Если оценка содержит критику, хочется защититься, поставить на место ответной критикой: «Несознательные родители», «Безучастный равнодушный педагог».
Преобладание оценочного стиля общения все еще остается серьезным источником конфликтов между педагогом и родителем, взаимной критики, претензий.
Есть не безосновательные мнения специалистов, что монополия педагогов на знания о том, как семья должна воспитывать ребенка, отдаляет их от семьи, ее потребности.
Представим такую ситуацию: педагог с дипломом, обладающий профессиональными знаниями о ребенке и закономерностях его развития, уверенно демонстрирует знания родителям, которые сидят на маленьких детских стульчиках. Педагог, например, рассказывает о том, какие дидактические и другие игры могут способствовать развитию у ребенка воображения, мышления, памяти. Если смотреть профессиональными глазами тема хорошая и не вызывает никаких возражений. Но если эту тему примерить к актуальным потребностям конкретных семей, обнаружится, что у рядового родителя, профессионально не имеющего отношения к педагогике, детской психологии, логопедии, она может вызвать раздражение: «Зачем мне такие специальные знания, у меня совсем другие проблемы!»
Возразить мог бы и сам ребенок, испытывающий потребность в безусловной материнской любви: «Мне нужна просто мама, а не «мама- учительница» или «Мама-логопед».
Получается, что семье предлагаются те знания, которые для нее не актуальны в данный момент. И тогда сотрудничество с семьей превращается в «навязывание» знаний, которые семьей не воспринимаются. Причем выбор знаний остается как, правило, за педагогом.
Каждый воспитатель хотел бы, чтобы родители по доброй воле раскрывали в общении с педагогами волнующие и радующие их мысли и переживания по поводу воспитания ребенка.
Наиболее благоприятный путь достижения доверительных партнерских отношений с семьей каждого ребенка лежит через установление диалога с ней, а значит через доверие педагогической компетентности родителей, личностный безоценочный стиль общения с каждой семьей.
Шаги к диалогу.
Диалог является средством установления межличностных отношений и средством гармонизации этих отношений. В психологии определены следующие условия гармоничного взаимодействия между людьми:
-
безоценочное позитивное принятие другого человека; -
активное эмпатическое (сопереживание), слушание другого, выражение своего понимания другого человека в речи или действии; -
искреннее выражение своих подлинных чувств в общении.
Важной составляющей диалогических отношений является - способность искренне выражать испытываемые ими чувства.
Диалог педагога с родителями – это личностно равноправное общение, это совместное приобретение опыта.
Предметом обсуждения с родителями детей до трех лет могут стать вопросы: создание условий для безопасности жизни ребенка в доме;
-
организация здорового образа жизни семьи; -
вопросы гигиены; -
значение эмоциональной связи матери и ребенка в развитии малыша, культура эмоционального общения с ребенком и ценности игрового общения с ним в семье; -
познакомить с программой развития и воспитания детей в детском саду.
Родителей 3-5 лет воспитатель продолжает знакомить со способами общения с ребенком и методами педагогического воздействия на него в семье;
-
с методами развития речи, с возможностями семьи в развитии любознательности, воображения, творчества и др. -
размышляет вместе с родителями о проявлениях индивидуальности ребенка, особенностях его поведения , привычках и предпочтениях.
С родителями 5-7 лет воспитатель обсуждает вопросы психофизиологической зрелости ребенка и готовности его к школе;
-
обращает внимание родителей на важность формирования морально значимых мотивов и произвольных форм поведения ребенка.
Основные задачи нашей группы в работе с родителями.
1.Изучение семей детей
2.Привлечение родителей к участию в деятельности группы
3.Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей
4.Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
1. На основе нашей работы, можно выделить спектр действий по вовлечение родителей в деятельность группы.
-
приглашение родителей с детьми или без них посетить детский сад до начала посещения ребенком детского сада -
представление родителям письменной информации о детском саде -
встреча для выяснения условий посещения ребенком д/сада -
составление договора
2. Дальнейшая связь родителей и персонала реализуется в процессе;
-
ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей; -
неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем; -
ознакомление детей с письменным материалом об их детях; -
рекомендации посетить врача и т.п.; -
посещение родителями с тем, чтобы они могли видеть, как занимаются их ребенок, или знакомиться с работой детского сада.
3 .Родителям предлагается оказывать помощь детскому саду в качестве организаторов или спонсоров; они могу помочь в разработке содержания игротеки, сборке материалов для детских нужд и т. д.
4. Родители могут участвовать и в ежедневных занятиях детей;
-
помогать и участвовать в разных мероприятиях, например в чаепитии вместе с детьми; -
помогать в повседневных занятиях изготовлении пособий; -
оказать помощь при проведении экскурсий и других мероприятий.
5. Родители продолжают дома работу с детьми по программам осуществляют часть домашнего плана.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации.
В тоже время большая часть родителей не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей и нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определить содержание и формы педагогического просвещения в этой связи.
Эффективные методы и приемы в работе с родителями
Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, и их взаимное доверие возможны лишь в том случае, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях, тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний.
Вся атмосфера общения педагога и родителей должна говорить о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что
родители - его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.
Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.
Следует начинать работу с теми, кто желает участвовать в жизни группы, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно тактично можно вовлечь в союзники и остальных родителей, опираясь на родителей единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представить коллектив как единое целое, как одну единую большую, сплоченную семью. Это способствует взаимопониманию между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.
Для привлечения родителей к деятельности нашей группы разработали специальная методику, которая включает три этапа:
-
актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка; -
педагогическое просвещение родителей, как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении; -
партнерство педагогов и родителей в деятельности детского сада.
Основные формы по работе с родителями
Для реализации содержания данной работы мы используем коллективные и индивидуальные формы деятельности.
Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка.
Психологическим условием такого отношения является внимательность, проникновенность и главное неторопливость.
Анализ практики работы выявил 2 вида форм совместной деятельности:
-
Совместные мероприятия педагогов и родителей:
-
родительские собрания -
консультации -
беседы лично -
общение через Интернет, посредством сайта -
вечера для родителей -
кружки для родителей -
тематические выставки -
родительский комитет