Файл: Вопрос 13. Акты гражданского состояния понятие, виды, порядок регистрации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вопрос 13. Акты гражданского состояния: понятие, виды, порядок регистрации

Акты гражданского состояния — действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей граждан, а также характеризующие правовое состояние граждан и подлежащие государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния.

Порядок государственной регистрации определенных действий и событий регламентируется Законом «Об актах гражданского состояния».

ГК РФ содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, которым придается значение актов гражданского состояния.

В соответствии со ст. 47 специальной государственной регистрации подлежат следующие акты:

рождение;

заключение брака;

расторжение брака;

усыновление (удочерение);

установление отцовства;

перемена имени;

смерть гражданина.

С этими фактами законодательство связывает правовое положение гражданина. Например, возникновение и прекращение правоспособности гражданина определяется моментами его рождения и смерти, с момента рождения исчисляется возраст, необходимый для приобретения гражданином дееспособности, и т. п.

Регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей.

При наличии спора между заинтересованными лицами либо отказе органа записи актов гражданского состояния в исправлении или изменении записи спор разрешается судом.

Аннулирование и восстановление записей актов гражданского состояния производятся органом записи актов гражданского состояния на основании решения суда.
Вопрос 14. Понятие и признаки ЮЛ. Конструкция Ю.Л. как форма управления юридическим риском(что говорить здесь?)

В соответствии со статьей 48 ГК Российской Федерации «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего лица приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».


Основные признаки юридического лица

Организация, существующая в форме юридического лица, имеет следующие признаки:

наличие обособленного имущества на праве собственности или на праве хозяйственного ведения, или на праве оперативного управления;

наличие обособленной от имущества учредителей (собственников) юридического лица его имущественной ответственности всем имеющимся у него на балансе имуществом; первые не отвечают по обязательствам образованного ими юридического лица (кроме случаев, когда это предусмотрено законом), а оно в свою очередь не отвечает по обязательствам своих учредителей (собственников);

самостоятельное участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, а не от имени своих учредителей (собственников), включающее приобретение и реализацию имущественных и личных неимущественных прав и несение обязанностей, разрешенных действующим законодательством;

право защищать свои интересы законным путем, т. е. выступать истцом и ответчиком в суде;

наличие свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица.
Вопрос 15. Порядок возникновения Ю.Л.

Возникновение (создание) юридического лица. Необходимой предпосылкой возникновения юридических лиц является сознательно-волевая деятельность собственника имущества как учредителя юридического лица. Процесс образования юридических лиц невозможен вне воли собственника в той или иной форме ее проявления. В соответствии с этим можно выделить распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный способы возникновения юридических лиц.

Распорядительный порядок возникновения юридических лиц характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе распоряжения учредителя. Так создаются, например, государственные учреждения и государственные предприятия. Учредителями государственного предприятия и государственного учреждения могут быть органы, уполномоченные управлять государственным имуществом (ст. 102 ГК).

При разрешительном порядке на создание юридического лица требуется предварительное разрешение компетентного органа. Ранее действовавшее законодательство подобный порядок создания предусматривал для таких организаций, как кооперативы, различные общественные объединения. Разрешительный порядок характеризуется тем, что в создании юридического лица может было отказано. Однако, при этом не допускается отказ в регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности (п. 5 ст. 42 ГК).


Нормативно-явочный порядок создания юридического лица не требует какого-либо разрешения государственных органов. Данный порядок в настоящее время реализуется при создании коммерческих негосударственных юридических лиц.

Правоспособность юридического лица возникает с момента государственной регистрации. Регистрация юридического лица, независимо от его вида, является обязательной.

Необходимость государственной регистрации юридических лиц состоит в том, что она:

подтверждает факт возникновения юридического лица;

позволяет вести государственный учет всех юридических лиц путем внесения их после регистрации в единый государственный регистр;

создает условия гласности, так как через регистрирующие органы всякое заинтересованное лицо вправе ознакомиться со всеми материалами, характеризующими юридическое лицо (кроме конфиденциальных или составляющих коммерческую тайну).

Официальным подтверждением обладания субъектом правами юридического лица является свидетельство о государственной регистрации, выдаваемое органами юстиции.

Деятельность незарегистрированного юридического лица, его филиала или представительства запрещается. Доходы, полученные от деятельности без регистрации, изымаются в доход бюджета в соответствии с законодательством РК.

Перерегистрация означает не создание юридического лица, а приведение в соответствие с требованиями действующего законодательства уже существующего зарегистрированного юридического лица. Согласно п. 6 ст. 42 ГК, юридическое лицо подлежит перерегистрации в случаях: 1) уменьшения размера уставного капитала и объявленного уставного капитала акционерного общества; 2) изменения наименования юридического лица; 3) изменения состава участников в хозяйственных товариществах и закрытых акционерных обществах и по другим основаниям.

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации) (ст. 45 ГК) и ликвидации (ст. 49 ГК).

Реорганизация юридического лица производится по решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, учредителей (участников), а также по решению органа, уполномоченного учредительными документами юридического лица, либо по решению судебных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Законодателем предусматривается пять форм реорганизации юридического лица — слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование, хотя п. 1 ст. 45 ГК предусматривается возможность осуществления реорганизации и в других формах.


При слиянии происходит прекращение двух и более юридических лиц, на базе которых создается одно юридическое лицо, подлежащее регистрации. Имущественные права и обязанности каждого из прекративших свою деятельность юридических лиц переходят к вновь возникшему в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 46 ГК).

Передаточный акт — это документ, фиксирующий имущественные права и обязанности, переходящие при слиянии, присоединении и преобразовании юридических лиц к вновь образованному юридическому лицу — правопреемнику. Передаточный акт должен быть утвержден собственником имущества и представлен при регистрации вновь созданного юридического лица (ст. 47 ГК).

При осуществлении регистрации вновь созданного юридического лица регистрирующий орган исключает из государственного регистра юридические лица, прекратившие свою деятельность, на что одновременно должно быть указано в приказе о государственной регистрации образованного юридического лица.

При присоединении происходит прекращение деятельности одного и более юридических лиц, укрупнение вновь возникшего на их базе юридического лица, которое является их правопреемником.

При разделении происходит прекращение одного юридического лица, на базе которого создаются два и более юридических лица. Имущественные права и обязанности юридического лица, подлежащие разделу, переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава одного юридического лица выделяются два и более юридических лиц, при этом прекращения деятельности первоначального юридического лица не происходит. Поэтому первоначальное юридическое лицо подлежит перерегистрации (изменено имущество), а выделившиеся, вновь возникшие юридические лица подлежат государственной регистрации. Переход имущественных прав и обязанностей оформляется также разделительным балансом.

Кредитор реорганизуемого юридического лица при разделении и выделении вправе потребовать досрочного прекращения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица, а также юридическое лицо, из состава которого выделилось другое юридическое лицо, несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами (ст. 48 ГК).

Вопрос 16. Прекращение Ю.Л. Реорганизация Ю.Л.

Отдельно в ГК говорится о реорганизации юридического лица — накопительного пенсионного фонда, которая осуществляется с учетом особенностей законодательства о пенсионном обеспечении (п. 1 ст. 45 ГК).

Реорганизация юридического лица может быть проведена добровольно или принудительно (п. 2 ст. 45 ГК). В принудительном порядке реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению судебных органов и в случаях, предусмотренных законодательными актами. Принудительная реорганизация может быть осуществлена только в форме разделения, выделения или преобразования. Она может быть проведена при нарушении антимонопольного законодательства; при банкротстве; нарушении требований закона, предъявляемых к отдельным видам юридических лиц, в некоторых других случаях.

Добровольная реорганизация возможна по решению учредителей (участников) хозяйственного товарищества, акционерного общества, производственного кооператива в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами данных юридических лиц.

Следует отдельно отметить реорганизацию государственных юридических лиц. Реорганизация республиканского государственного предприятия производится по решению Правительства РК, а коммунального предприятия — по решению главы местной администрации. Осуществляет реорганизацию предприятия уполномоченный орган (п. 1 ст. 16 Указа о государственном предприятии). Уполномоченными органами, т.е. государственными органами, осуществляющими по отношению к государственным предприятиям функции субъекта права государственной собственности, для республиканских предприятий являются министерства, государственные комитеты, ведомства и иные уполномоченные на это Правительством РК государственные органы, а для коммунальных предприятий — местные исполнительные органы, уполномоченные на это главой местной администрации.

При преобразовании происходит смена организационно-правовой формы юридического лица. Например, хозяйственные товарищества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества другого вида либо в производственные кооперативы (п. 1 ст. 62 ГК), товарищество с ограниченной ответственностью вправе преобразовываться в иное хозяйственное товарищество, акционерное общество или в производственный кооператив (п. 4 ст. 78 ГК, ст. 65 Закона о ТОО), акционерное общество вправе преобразовываться в товарищество с ограниченной ответственностью или производственный кооператив (п. 2 ст. 93 ГК), производственный кооператив может преобразовываться в хозяйственное товарищество (ст. 101 ГК).