Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Практическое занятие 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина:

Возрастная анатомия, физиология и гигиена.
Практическое занятие 1


Выполнил:

Обучающийся

Преподаватель:

Камакаева Оксана Николаевна

Задание 1.

Заполните таблицу «Понятия возрастной анатомии, физиологии и гигиены»:

 Понятие

Определение

 Анатомия человека

  это наука о формах и строении, происхождении и развитии че-ловеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека, его частей, отдельные органы, их конструкцию, микроскопическое и ультрамикроскопическое строение. Возрастная анатомия рассматривает строение тела человека, его органов в различные периоды жизни, от внутриутробного периода и до старческого возраста, исследует осо-

бенности организма в условиях воздействия внешней среды.


 Физиология

  это наука, изучающая закономерности функционирования живых организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток. Возрастная физиология исследует функциональные взаимосвязи в теле человека в различные возрастные периоды и в условиях

изменяющейся внешней среды. Осмысление физиологических механизмов непременно основывается на данных анатомии.


Гигиена

это наука о сохранении здоровья, которая базируется на комплексном знании анатомии и физиологии.

Школьная гигиена

наука, изучающая взаимодействие организма, ребенка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоничное развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков.

Онтогенез

индивидуальное развитие организма.

Антропометрия

совокупность методов и приемов измерений морфологических особенностей человеческого тела.









Задание 2.

Заполните таблицу «Измерения антропометрических показателей физического развития ребенка»:

Название измерения

Техника проведения измерения




Соматоскопия

осмотр и описание типа конституции, пропорциональности телосложения

Соматометрия (антропометрия)

измерение и оценка основных параметров

 Рост

метром или ростомером

 Вес

весами

Окружность головы

метром

Окружность груди

метром

Физиометрия

определение функциональных показателей

Жизненная емкость легких

спирометрия

Мышечная сила рук

динамометрия

ЭКГ




Исследование физической работоспособности

Степ-тест; Велоэргометрия

Задание 3. Составьте план-конспект занятия по теме: «Роль гигиены в сохранении здоровья».

Укажите цель, задачи, оборудование, обязательно указывайте цель каждого задания. В заключительной части обязательно подведение итогов. Укажите какие мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развития необходимо планировать.

При написании любого конспекта необходимо придерживаться методических рекомендаций. Цель всегда одна, остальное задачи, которые помогают достичь цели. Занятие разбивается всегда на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Если Вы используете материал из интернет ресурса, то его необходимо перерабатывать. Добавлять свое обязательно.

По возможности проведите занятие. В процессе осуществляйте педагогический контроль, выполните анализ и кратко представьте результаты.


План-конспект занятия по теме «Роль гигиены в сохранении здоровья»

  1. Цель: Привитие и закрепление гигиенических умений и навыков.

  2. Задачи:

  1. Закрепление знаний, умений и навыков личной гигиены:

  • учить правилам гигиены тела;

  • учить соблюдению правил гигиены полости рта и зубов;

  • познакомить с правилами соблюдения гигиены глаз;

  • познакомить с основными правилами ухода за волосами.

  • Закрепить знания о закаливании

    1. План

    1. Гигиена тела.

    2. Гигиена полости рта и зубов.

    3. Уход за волосами.

    4. Закалка.

    Воспитатель. Приветствие детей.

    Гигиена – это наука об улучшении и сохранении здоровья человека.

    Личная гигиена включает в себя чистоту тела, одежды и предметов домашнего обихода.

    Гигиена включает в себя множество разделов: гигиена питания, гигиена труда, военная гигиена, личная гигиена и т.д. Мы сегодня остановимся на личной гигиене.

    Кто-нибудь знает, что включает в себя личная гигиена?


    1. Гигиена тела.

    Воспитатель. Кожа человека защищает организм от всевозможных воздействий окружающей среды. Соблюдение чистоты тела очень важно, ведь кроме защитной функции она выполняет следующие функции: обменная, иммунная, секреторная, дыхательная и др.

    Какие вы знаете предметы личной гигиены?

    Дети: зубная щетка, зубная паста, расческа, мыло, мочалка, полотенца, банная обувь, бритва.

    Воспитатель. Вы знаете сколько раз в неделю нужно мыться (ванна, душ, баня)?

    Дети: Ежедневно.

    Воспитатель. Какая должна быть температура воды?

    Дети: Немного выше нормальной температуры тела.

    Воспитатель. Через кожный покров человека за неделю выделяется 300г сала и до 7 литров пота.

    Чтобы защитные свойства кожи не нарушались необходимо эти выделения регулярно смывать. В противном случае на коже создаются благоприятные условия для размножения микроорганизмов.

    Воспитатель. Как нужно следить за чистотой рук и ногтей?

    Дети: Руки нужно мыть после улицы, перед туалетом, после туалета, перед едой, после приема пищи. Регулярно подстригать ногти.

    Воспитатель. Верно. Открытые участки кожи особенно подвержены загрязнению. Грязь с рук и ногтей может попасть в рот через пищу. Дизентерию, например, называют болезнью грязных рук. Как часто нужно мыть ноги и какой водой?


    Дети: Ноги нужно мыть каждый день прохладной водой и мылом.

    Воспитатель. Да, холодная вода уменьшает потоотделение и является средством закаливания.


    1. Гигиена полости рта и зубов.

    Воспитатель. Правильный уход за ртом способствует сохранению зубов в хорошем состоянии и на долгие годы, а так же помогает предупредить многие заболевания внутренних органов, - что вам понадобиться для правильного ухода за полостью рта?

    Дети:

    • личная зубная щетка;

    • качественная зубная паста;

    • ополаскиватель для полости рта.

    Воспитатель. Сколько раз в день необходимо чистить зубы? Сколько по времени?

    Дети: Ежедневно утром и вечером 5-6 минут на чистку.

    Воспитатель. В течении дня, после каждого приема пищи необходимо прополоскать рот водой или ополаскивателем. Если некоторое время не чистить зубы, они покрываются налетом, на них откладывается зубной камень. Эти отложения образуются из остатков пищи, из минеральных солей и огромного количества микробов, находящихся в полости рта. Остатки пищи, оседая между зубами, служат прекрасной средой для размножения болезнетворных микробов. Чистить надо не только наружную, но и внутреннюю поверхность зубов. Для удаления остатков пищи между зубами движения щеткой производят снизу вверх и сверху вниз, а не только горизонтальные. После каждого употребления щетку следует тщательно вымыть с теплой водой с мылом. Сколько раз в год нужно посещать стоматолога?

    Дети: 2-3 раза в год и по необходимости.

    Воспитатель. Соблюдая эти правила, вы сможете сохранить здоровую красивую улыбку на много лет.


    1. Гигиена глаз

    Воспитатель. Одна из основных задач человека – беречь свои глаза. Что такое гигиена органов зрения? Это комплекс определенных мероприятий, направленных на сохранение зрения, на предотвращение причин, вызывающих развитие некоторых глазных болезней.

    Основные правила гигиены зрения:

    Воспитатель. Кто-нибудь знает?

    Дети:

    Следить за правильным освещением при чтении, выполнении уроков;

    • не читать в темноте;

    • не читать при ярком свете;

    • запрещается читать лежа;

    • нельзя читать в транспорте.

    Воспитатель. Происходит изменение напряжения глаз, а это очень вредно.


    А как правильно работать за компьютером?

    Сохранять дистанцию от глаз до монитора. Монитор должен находиться на расстоянии вытянутой вами руки. Проработав 40 минут нужно делать перерыв. Употреблять витамины, которые полезны для глаз. Какие это витамины?

    Дети: Витамины А и Д

    Воспитатель. Какие продукты содержат эти витамины? Вспомните.

    Дети: Сливочное масло, куриные яйца, сливки, морковь, лук, шиповник, абрикосы.

    Воспитатель. И, конечно же, выполнять гимнастику для глаз в течение дня. Давайте выполним несколько упражнений, которые снимают напряжение:

    • Медленные движения глазами вверх-вниз, вправо-влево.

    • Круговые движения глазами вправо-влево.

    • Сжимание и разжимание глаз.

    • Частое моргание.

    • Закрыть глаза и посидеть в расслабленном состоянии.




    1. Уход за волосами.

    Красивые волосы – это не только дар природы и проявление крепкого здоровья, но и результат правильного ухода за ними и главное условие – чистота.

    • В понятие правильного ухода за кожей головы и волосами входят:

    • качество моющих средств;

    • частота мытья;

    • соблюдение правил мытья головы;

    • сушка волос;

    • уход в промежутках между мытьем головы.

    Воспитатель. При мытье головы волосы т кожу нужно тщательно и энергично растирать, массировать кожу головы, помня, что горячая вода и массаж усиливают кровообращение кожи головы, улучшая обмен веществ, укрепляют волосы. Считается, что чем чаще моется голова, тем сильнее нарушается функция сальных желез, тем быстрее кожа и волосы становятся либо очень сухими, либо чрезмерно жирными. Поэтому частое мытье головы считается неправильным. Как часто нужно мыть голову?

    Дети: По мере загрязнения.

    Воспитатель. Правильное мытье головы очень хорошо очищает и обезжиривает кожу и волосы. Чтобы ослабить действие мыла и шампуня, рекомендуется их не намыливатьт куском мыла и не выливать на голову массу шампуня, а использовать пену, так как пена, равномерно распределяясь на волосах, хорошо удаляет с них загрязнения, а щелочь, содержащаяся в мыле и шампуне, остается в воде и растворяется. Ополаскивать волосы нужно не горячей, а теплой водой, т.к. начинают работать сальные железы и начинает выделяться жир. После правильного мытья головы ощущается мягкость и тепло. Не рекомендуется с мокрой головой ложиться спать. А, почему?