Файл: Психология принятия управленческих решений (Психология управления как наука).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.02.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
В психологии понятие решение определяется как формирование мыслительных операций, снижающих исходную неопределенность проблемной ситуации.
На протяжении всего жизненного пути человек растет, думает, развивается, сталкивается с трудностями, пытается их преодолеть и добиться чего-то. И вот этот человек получает должность начальника отдела кадров, при этом он получает не только высокий чин, положение на рабочем месте, но и работников своего отдела, людей таких же, как и он со своими проблемами желаниями и амбициями. Для того чтобы руководить коллективом, отдавать им приказы, распоряжения, увольнять человека и т.д.
Прежде всего, руководитель должен знать не только как отдать распоряжение, наказать сотрудника или поощрить, но и уметь найти правильный подход к работнику знать, как с ним разговаривать, чем можно заинтересовать человека, для того чтобы он хорошо выполнял свою работу. Для этого нужно правильно уметь распоряжаться своим голосом, жестами, мимикой и т.д. Так же немаловажным элементом правильного и грамотного руководства является то, что руководитель должен быть еще и психологом.
Разработка управленческого решения - один из наиболее важных управленческих процессов. От его эффективности в значительной степени зависит успех дела.
Процесс принятия решений при кажущейся простоте очень непрост. В нем много тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам.
Решение в сфере управления представляет собой обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия (либо наоборот, воздержаться от них), связанные с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем.
В настоящее время в технологически передовых предприятиях развитых стран важнейшее место в осуществлении управленческого воздействия занимает психология, позволяющая максимально эффективно осуществлять взаимодействие между руководителем и подчиненными, организовывать работу так, чтобы сотрудники были максимально удовлетворены не только вознаграждением за труд, но и получали удовольствие от самого процесса труда.
Данная проблема занимает одно из центральных мест в социологии организации. Многие социологи и специалисты по теории управления, считая организацию инструментом управления, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Качеством таких решений во много обусловлена эффективность управления.
Задачи:
Провести обзор научной психологической, социально - психологической литературы по данной тематике.
Раскрыть понятие управленческого решения, его структуры, видов.
Рассмотреть методы и модели принятия управленческих решений.
Выполнить задание из кейса по данной теме.
1. ПСИХОЛОГИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.
1.1. Психология управления как наука
Психология управления изучает психологические закономерности процесса управления людьми и группами людей. Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем. Кибернетика — наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах. Таким образом, первоначально управление рассматривалось именно как управление информацией. В настоящее время акцент делается на управлении поведением людей.
В менеджменте управление понимается более широко — как деятельность по упорядочению и координации производственной и социальной сферы.
К объектам управления относят: инновации, производство, рынок, финансы, информацию, снабжение, кадры. Однако с точки зрения социально-психологического подхода все производственные процессы осуществляются людьми — сотрудниками организации; следовательно, и управление этими процессами связано в первую очередь с управлением поведением этих людей.
Проблемами управления занимаются многие науки: информатика, юриспруденция, философия, психология, педагогика, эргономика, социология и др. Психология занимает среди них одно из ведущих мест. Основные отрасли психологии, дающие теоретический материал для психологии управления: социальная психология, психология труда, психология личности, а также некоторые разделы общей психологии.
1.2 Понятия управленческого решения.
Управленческое решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы исполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Наиболее эффективным управленческим решением является выбор, который будет реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.
Управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.
Широкое распространение приобрела точка зрения, согласно которой все разнообразие управленческих функций может быть сгруппировано в четыре базовые категории: планирование, организацию, мотивирование, контроль и две так называемые связующие функции — принятие решения и коммуникация. Последние направлены на согласование базовых функций.
Планирование рассматривается как система способов, посредством которых руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.
Функция организации предполагает выбор или создание определенной структуры, упорядочивающей группу (группы) совместно работающих людей, а также саму их работу. Задача функции мотивирования состоит в том, чтобы члены организации действительно выполняли работу в соответствии с делегированными обязанностями и сообразуясь с планом. Для этого необходимо, во-первых, определить, каковы же на самом деле потребности, через которые можно мотивировать работников и обеспечить выполнение работы; во-вторых, обеспечить для работников возможность удовлетворять свои потребности через хорошую работу.
Контроль — это процесс обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей. Он предполагает установление контрольных стандартов; измерение достигнутого в действительности; сравнение достигнутого с ожидаемым; действия для коррекции отклонений от первоначального плана.
Принятие решений — процесс выбора курса действий из двух или более альтернатив. Это выбор того, как и что планировать, мотивировать, организовывать и исполнять. Именно это и составляет основное содержание деятельности руководителя.
Решение — сознательный выбор того, как себя вести или мыслить определенным образом в данных обстоятельствах. Если выбор сделан — решение принято. Принятие решения не избежать, так как ясно, что сам по себе уход от принятия решения есть принятие решения.
Решения — это часть повседневной жизни. Большинство из них принимается рефлекторно, мы не задумываемся о причинах таких решений или о причинах их успеха, а также не пытаемся оценить результат. Однако качество решений менеджера видно по эффекту, который они оказали на организацию. Это общественные решения, потому что их последствия распространяются значительно дальше, чем просто на человека или его семью, но на всех людей данной организации. Решение, где провести отпуск с семьей, с одной стороны, является частным, так как затрагивает только членов этой семьи. С другой стороны, управленческое решение о плане на время отпусков в компании — уже общественное решение, так как затрагивает всех людей, имеющих в этой фирме рабочие места.
Коммуникация — это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Без него невозможна организация совместной деятельности. Следовательно, важной функцией руководителя является обеспечение системы эффективных коммуникаций в управляемой организации.
1.3. Уровни управления
В организации обычно существует несколько уровней управления, причем вышестоящий руководитель координирует работу нижестоящих руководителей. Название должности обычно соотносится с уровнем управления, на котором находится руководитель. Количество уровней управления зависит от размера организации. Все уровни управления делятся на три основные категории.
- Высший уровень (Институциональный) — (управление высшего звена, топменеджмент) — самый малочисленный: это президенты и вицепрезиденты компаний, министры, ректоры учебных заведений и т.д.
Функции:
Выбор основного направления деятельности организации с учетом внешних и внутренних факторов работы. Постановка стратегических целей, организация стратегического планирования; прогнозирование работы компании на определенный отрезок времени. Предвидение будущих результатов эффективности компании. Ответственность за все решаемые в организации задачи и принимаемые решения. Полное владение информацией о задачах, средствах их решения, о конкурентах и обстановке на рынке. Реализация власти и полномочий в соответствии с имеющимся статусом и ролями.
- Средний уровень (Управленческий) — руководство среднего звена; эти руководители подчинены руководителям высшего звена управления, осуществляют координацию и контроль за работой руководителя низшего уровня. Если организация имеет много уровней управления, средний уровень делится на два и более дополнительных уровней. Это могут быть заведующие отделами, деканы, заведующие секторами и т.д.
Функции:
Знание полной информации о задачах данного уровня. Руководство малыми (рабочими) группами. Ответственность за деятельность этих групп. Осуществление лидерских функций. Управление групподинамическими процессами. Ответственное поведение за сплоченность групп, групповое единство, групповое мотивирование, принятие всеми членами групп организационных целей, формирование ценностно-ориентационного единства. Мотивирование отдельных работников, а также всей группы. Участие в выполнении всех функций управления. Борьба с конфликтами.
- Низовой уровень (Технический) — руководители низшего звена — осуществляют непосредственный контроль за выполнением заданий. Это мастера, бригадиры и т.п.
Функции:
Оперативное управление функционированием производства. Непосредственный контакт с каждым членом рабочей группы. Осуществление индивидуального мотивирования каждого работника. Постоянное общение с членами группы. Организация деятельности исполнителей. Контроль за выполнением заданий. Разрешение деловых и межличностных конфликтов. Решение текущих задач управления. Осуществление обратной связи с персоналом.
Субъект управления — руководитель, наделенный управленческими полномочиями и осуществляющий управленческую деятельность.
Объект управления — люди или группы, на которые направлены организованные, систематические, планомерные воздействия субъекта управления.
Управленческие воздействия (или методы управления) — система мер, используемая субъектом управления для воздействия на объект управления.
Цель — будущее желаемое состояние объекта воздействия или результат его деятельности. Может формулироваться субъектом управления или быть заданной извне (со стороны более высоких уровней управления).
Для успешного управления необходимо наличие:
- у субъекта управления — мотивации и возможности руководить;
- у объекта управления — мотивации и способности выполнять задачи.
1.5. Виды и типы управленческих решений.
- Программируемые и непрограммируемые решении
Все решения делятся на две группы: программируемые и не- программируемые. Программируемые решения построены на базе установленной политики, правил и порядков. Непрограммируемые решения могут быть не ограничены какой бы то не было политикой, правилами и порядками. Такие решения обычно принимаются в случае непредвиденных или вновь возникших проблем и, как правило, они широко используют личную инициативу менеджера и его личные взгляды.
- Организационные и персональные решения
Организационные решения принимаются менеджером внутри формальных рамок его официальной власти и авторитета.
Персональные решения принимаются менеджером как частным лицом. Организационные решения часто программируемы в том смысле, что они могут быть переданы подчиненным. Персональные решения, по определению, не могут быть переданы другим.
Разница между организационным и персональным решением помогает определить взаимодействие между субъективными человеческими факторами (гнев, обида, личные интересы служащего) и объективными организационными целями и нуждами (соответствием на рабочих местах, производственной конкуренцией). Различие помогает менеджеру обратить внимание на главный вопрос, стоящий за принятием решения, принято ли решение в интересах организации или в его собственных интересах?