Файл: Психология принятия управленческих решений (Психология управления как наука).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.02.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источники, из которых менеджер может узнать о существовании проблемы, включают в себя:

  • личный обзор,
  • анализ данных и документов компании,
  • общественное мнение (включая мнение покупателей и их замечания).

Постановка целей

За определением проблемы следует постановка целей, которые будут служить основой для будущего решения. Менеджер должен спросить себя: «Что я надеюсь достигнуть этим решением? И что оно под собой подразумевает?».

Разработка альтернативных решений

Альтернативные решения — два или более способа рассмотрения проблемы. Процесс разработки альтернативных решений проводится для того, чтобы найти наилучшее (оптимальное) возможное решение, учитывая все сковывающие менеджера факторы. Это помогает предотвратить выбор первого попавшегося решения. Вместо того, чтобы рассматриваться отдельно друг от друга вне всякой зависимости, варианты решений рассматриваются вместе.

Каждый вариант решения должен быть оценен не только относительно цели, но и относительно других вариантов.

Процесс разработки альтернативных решений завязан на сборе актуальной информации по проблеме и ее анализу.

Выбор альтернативы.

Менеджер должен оценить внимательно широту размаха альтернатив. Ожидаемый эффект каждого варианта должен быть просчитан вместе с оценкой вероятности того, что этот эффект будет получен.

Эффективность альтернативы может быть рассчитана путем оценки двух факторов:

  1. как реальна альтернатива в условиях поставленных целей и ресурсов организации;
  2. как хорошо она сможет решить проблему.

При выборе альтернативы менеджеры должны попытаться минимизировать риск возникновения дополнительных проблем. Менеджер должен определить, не создаст ли эта альтернатива ненужных проблем. Он должен также определить, как подчиненные и рабочие будут реагировать на данное решение. Должно ли оно приниматься во всеуслышание, или лучше сделать это без огласки. Важно помнить то, что если альтернатива спорна, то это не исключает ее.

Осуществление альтернативы

Выбор альтернативы влечет за собой ее осуществление, то есть внедрение решения в действие. Менеджер должен обсудить выбранную альтернативу с подчиненными и менеджерами, имеющими отношение к осуществлению решения. Распоряжения должны отдаваться четко, все изменения — объясняться. Осуществление решения может повлечь за собой новое перераспределение материальных и трудовых ресурсов. Менеджер должен отдавать себе отчет в том, что многие ресурсы могут понадобиться еще на стадии создания различных альтернатив.


Менеджер должен знать, осуществляется ли решение нужным образом. Множество хороших решений несправедливо признано плохими только из-за плохого осуществления. Осуществление решения часто требует принятия последующих решений, которые будут направлены на то, чтобы осуществить первое наилучшим (оптимальным) образом. Но принятие вытекающего решения может быть частью решения общей проблемы, направленной на успешное осуществление решения.

Оценка результатов решения

После того, как решение осуществлено, менеджеры должны оценивать эффективность. Если решение оценено как неэффективное, менеджер может столкнуться с выбором другой альтернативы или создать новый список альтернатив. Если решение оценено как эффективное, менеджер должен пересмотреть элементы, которые сделали его таковым.

Трудности в решении управленческих задач определяются двумя видами:

  • Выходящие за пределы компетенции руководителя (например, большое число незапланированных вызовов в другие инстанции, проблема взаимоотношений с вышестоящим начальством, каждый из которых дает свои задания и т.п.);
  • Связанные с объективными обстоятельствами самого производства, например, наличие большой текучести кадров, территориальная удаленность объектов управления, противоречивость законодательных актов, а также указаний и требований вышестоящих инстанций и т.п.

Психологическое состояние работника в процессе труда должно поддерживаться на должном уровне руководителем. Руководить менеджер должен таким образом, чтобы подчиненные высказывали удовлетворение самой работой.

В качестве практической памятки руководителю в его труде предлагаются следующие правила:

  • Говорить о целях и достигнутых результатах необходимо четко, ясно и конкретно. Нужно удостовериться, что вас поняли.
  • Говорить с подчиненными следует приятным языком и проверить, как вас поняли.
  • Поддерживать нормальные отношения с подчиненными.
  • Следует соотносить поставленные цели со способностями подчиненных.
  • Следует расставить всех работников «по своим местам».
  • Поставленные цели должны требовать определенных усилий.
  • Полученные результаты должны контролироваться.
  • Следить за психическим состоянием работников.
  • Не допускать критических моментов, срывов в этой сфере.
  • Осуществлять положительное мотивирование.
  • Достигать поставленных целей нужно постепенно, по восходящей линии.
  • Быть активным руководителем.
  • Не следует заниматься опекой и вмешиваться в мелкие текущие дела.

Каждому руководителю приходится решать задачи различной трудности. Существуют проблемы, актуальные для любого уровня управления организаций. Но с изменением уровня руководства меняется соотношение актуальных и неактуальных проблем.

Непосредственной задачей каждого руководителя является оценка любой управленческой ситуации. В случае, если руководитель переоценит или недооценит управленческую ситуацию и связанные с ней задачи, выбор правильной стратегии для решения этих задач будет зависеть от адекватности оценки всей ситуации в целом. Следствием неправильной оценки управленческой ситуации может быть то, что часть важных задач выпадет из поля зрения руководителя.

Управлять людьми в процессе производства намного сложнее, чем физическими объектами, так как ответные реакции человека, его желания, стремления и т.д. очень разнообразны. Трудность работы руководителя усугубляется тем, что он должен хорошо уметь предвидеть поведение и реакции своих подчиненных. Успешность управления в значительной степени зависит также от того, насколько подчиненные получают ясные и четкие формулировки от менеджера. Немаловажным является также, насколько подчиненные правильно понимают требования и задачи, которые необходимо решить. Но прежде чем отдавать конкретные распоряжения своим подчиненным, менеджер обязательно должен удостовериться, как подчиненные понимают данную управленческую ситуацию. Только после этого можно формулировать персональные задания в четких и доступных для понимания выражениях.

2. КЕЙС.

2.1 Задание

Прочитайте кейс и ответьте на вопросы, обоснуйте свое мнение.

«Руководитель отдела кредитования одного из российских банков Татьяна Михайловна после долгих размышлений приняла, наконец, окончательное решение о необходимости введения штатной должности заместителя начальника отдела. Это было связано с тем, что постоянно увеличивающийся объем работы отдела, где Татьяна Михайловна была единственным менеджером, стал отражаться на качестве работы. Татьяна Михайловна понимала, что за ежедневной "текучкой" начинает упускать из виду наиболее важные проблемы, которые следовало решать в отделе.

Круг потенциальных кандидатов быстро сузился до двух сотрудниц. Первой была ее давняя подруга Елена Николаевна; с ней они пятнадцать лет назад вместе учились в Финансовой академии. Годы совместной учебы в одной группе, жизнь в общежитии, радости и горе - все это очень сблизило их. Они доверяли друг другу, а после замужества продолжали дружить семьями. Как специалист, Елена Николаевна была исполнительным и вполне квалифицированным работником. Ей не хватало, по мнению Татьяны Михайловны, творческой "жилки", энергичности и настойчивости в достижении поставленных целей.


Именно эти качества и позволили в свое время Татьяне Михайловне стать руководителем отдела кредитования и соответственно начальником Елены Николаевны. Данное событие Елена Николаевна приняла внешне спокойно.

Вторая кандидатура, Надежда, сотрудница 30 лет. В этом банке работает 3 года. Имеет высшее экономическое образование. И в этом году получила второе высшее - юридическое. По ее предложению были внедрены новые условия кредитования, что способствовало привлечению новых клиентов».

Вопросы

1. Кому, по вашему мнению, следует отдать предпочтение в решении вопроса о заместителе отдела: подруге Елене Николаевне или молодой сотруднице Надежде?

2. Объясните свое решение, стараясь взвесить достоинства и недостатки каждой кандидатуры.

2.2. Решение

1. В данной ситуации предпочтение в решении вопроса о заместителе отдела следует отдать молодой сотруднице Надежде.

2. Данное решение было принято на основании следующего:

Надежда является целеустремленным человеком, старается развиваться сама и приносит пользу своему отделу. Благородя ее предложению, были привлечены новые клиенты. В банке она работает 3 года- это достаточное количество времени, чтобы убедиться в ее честности и компетентности по отношению к работе. Если бы это было не так, её кандидатура не рассматривалась бы. В данном случае повышение может поддержать и усилить ее замотивированность в работе. И напротив, при пренебрежении ее стараний, отдел может и вовсе потерять такого сотрудника, она просто может перейти в другой филиал или вовсе в другую организацию.

Елена Николаевна, хоть и является подругой, но не является столь ценным сотрудником для банка. В данной ситуации необходимо разграничивать работу и личные отношения. Но всё- таки можно и к ней найти подход и грамотно объяснить причины своего выбора, чтобы избежать дальнейших конфликтов и разлада в коллективе. В этой ситуации необходимо уделить внимание беседе с Еленой, поскольку она второй раз не получает повышение, хотя ее подруга могла бы этому поспособствовать.

В данной ситуации есть вероятность потерять подругу, если она категорически не будет идти на контакт из-за личной обиды. Но для организации значительных убытков не будет, если Елена решит уволиться.

Если стараться оставить хорошие отношения с подругой, и поставить ее на должность заместителя отдела, то при этом отдел может превратиться в «болото». У Елены нет творческой "жилки", энергичности и настойчивости в достижении поставленных целей, и если поставить её на данную должность, то она просто будет выполнять поручения своего начальства, и не будет предлагать ничего нового. И тут уже для организации убытков будет на порядок больше.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Управление является древнейшей областью человеческой деятельности. Оно существует столько, сколько люди живут и трудятся сообществами. Только благодаря скоординированным действиям люди могли развиваться и создавать материальные и социальные ценности.

В работе раскрываются психологические особенности эффективного руководителя, основы управленческого общения и взаимодействия, основные подходы к принятию управленческих решений, виды и типы управленческих решений.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что основные требования к личности менеджера-компетентность, владение навыками делового общения и ораторской практики, педагогические, консультативные и психологические умения.

Следует подчеркнуть, что решение считается готовым только тогда, когда достигнуты желаемые результаты. Руководитель сам должен участвовать во всех этапах принятия решения, но прежде всего его роль заключается в выборе наиболее подходящего решения из предложенных вариантов и в принятии окончательного решения.

Принятие решений является самым важным делом в работе менеджера. Следовательно, учиться принимать решения нужно еще в процессе обучения, а не тогда, когда от руководителя будет зависеть судьба предприятия. Принимая решение, руководитель должен осознавать, что распоряжается не только своей судьбой, но и судьбами работающих у него людей.

ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

  1. Бакирова Г. Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом: учебное пособие / Бакирова Г. Х. - Издательство: Юнити-Дана, 2015
  2. Психологические основы управления персоналом: учебное пособие / Бобинкин С. А., Филинова Н. В., Акатова Н. С. Издательство: Директ-Медиа, 2017
  3. Современный менеджмент (Классический и прикладной аспекты): учебное пособие для вузов /Марусева И. В./Директ-Медиа, 2018
  4. https://studme.org/123655/menedzhment/psihologiya_prinyatiya_resheniy
  5. https://intellect.ml/tema-5-psikhologiya-prinyatiya-upravlencheskikh-reshenij-5-1-upravlencheskie-resheniya-ikh-spetsifika-i-osobennosti-4687
  6. Психология управления: учебное пособие/ Овсянникова Е. А. , Серебрякова А. А. Дисциплина: Менеджмент Психология /Москва: Издательство «Флинта», 2015
  1. Необходимо прокомментировать каждый критерий