Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
Профессиональный стресс – это состояние напряжения, которое возникает при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполнением высококлассной работой. На фоне профессионального стресса способен возникнуть синдром профессионального выгорания. Профессиональное выгорание – это синдром, формирующийся из-за хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Понятия «профессиональный» и «организационный» стрессы пересекаются, однако целиком несхожи. В зарубежной литературе применяются понятия «стресс на работе» либо «трудовой стресс» без различий стрессоров, связанных с организационными проблемами и стрессорами со стороны профессиональной деятельности. Согласно суждению А. Б. Леоновой, система оценки профессионального стресса – более сложная, чем оценка стресса на работе[2]. К более сложному явлению относится профессиональный стресс, который возникает в ответ на трудности и специальные требования со стороны профессии. Профессиональный стресс определён также личными амбициями, субъективным образом профессионального развития и самореализации личности.
Адаптирование персонала в компании является важным звеном. Становясь сотрудником предприятия, новичку следует принять организационные условия: режим труда и отдыха, утверждения, указы, должностные инструкции, постановления.
Одной из проблем в организации является управление трудовой адаптацией. В процессе взаимодействия сотрудника и организации происходит их взаимное приспособление, базой которого является постепенное вступление сотрудника в новейшие высококлассные и социально-экономические условия труда. Важнейшими элементами приспособления сотрудника являются согласования самооценок и притязаний его возможностей. Адаптация сотрудника в организации предполагает собой ход его приспособления к содержанию и условиям трудовой деятельности. Это процесс, который потребует взаимной активности и заинтересованности как от работника, так и от коллектива.
Начинающий сотрудник вступает в концепцию внутриорганизационных отношений, захватывая в ней одновременно несколько позиций. Каждой позиции соответствуют: требования, нормы, правила поведения, которые определяют социальную роль человека в коллективе как работника, коллеги, подчинённого, руководителя. Человек, который занимает любую из этих позиций, ждут соответствующего поведения. Поступая на работу в организацию, человек имеет определённые цели, потребности, нормы поведения. В согласовании с этим, сотрудник предъявляет определённый список требований к организации.
Состояния потребности личности выступают источником процесса её адаптации. Возникновение происходит при осуществлении взаимодействия личности со средой и различными видами деятельности. Дезадаптационные состояния физиологического и психологического характера можно считать состояниями потребности, а процесс адаптации - процессом реализации. Дезадаптация - это психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологических или психофизиологических возможностей человека. Дезадаптация проявляется из-за временных и сильных воздействий среды на человека или под влиянием менее интенсивных, но продолжительных воздействий. Дезадаптация выражается в разных нарушениях деятельности: в снижении производительности труда и его качества, в нарушениях дисциплины труда, в повышении аварийности и травматизма. Критериями психофизиологической адаптации считаются состояние здоровья, настроение, тревожность, степень утомляемости, активность поведения. Прочные патологии психической адаптации проявляются в клинически выраженных психопатологических синдромах или отказе от деятельности.
Дезадаптационные состояния личности, возникающие в процессе осуществления деятельности и взаимодействия со средой, состояние психического и физиологического дискомфорта. Это заставляет личность проявлять активность и вообще устранять эти состояния. Процесс дезадаптации личности является полярным адаптации и по своей сущности деструктивным явлением. Это определённый процесс и поведения, который приводит не к разрешению проблемной ситуации, а к усугублению этой ситуации, к усилению трудностей и неприятных переживаний. Дезадаптация может иметь патологический и непатологический характер. Непатологическая адаптация характеризуется отклонениями в поведении и переживаниях субъекта, а патологическая характеризуется активностью личности в социальных ситуациях.
Дезадаптация связана с такими изменениями как: снижение удовлетворённости профессиональной деятельностью; снижение мотивации профессиональной деятельности; снижение толерантности; утрата смысла профессиональной деятельности; непринятие себя; непринятие окружающих людей; эмоциональный дискомфорт; стремление уйти от проблем; нарушения саморегуляции поведения.
Признаки адаптированности сотрудника состоят в следующем: проявления у нового сотрудника чувства ответственности и причастности к делам организации; чёткое выполнение обязанностей; проявление активности; установление дружеских отношений с коллективом; принятие правил компании.
Признаки дезадаптированности сотрудника состоят в следующем: незнание большинства процессов относительно занимаемой должности; низкие результаты в работе; снижение работоспособности; состояние стресса; конфликтность.
Вывод:
- Стресс – это напряжённое положение организма человека, которое способно являться физическим и психическим;
- Организационный стресс – это психическое напряжение, связанное с преодолением несовершенства организационных обстоятельств деятельности;
- Причины организационного стресса заключаются в следующем: нарушение чувства комфорта; недостаток времени; трудные и незнакомые производственные задачи; конфликты; переутомление; монотонность; изменения в организации, которые влекут за собой увольнения, сокращения, изменение должностей;
- Профессиональный стресс – это состояние напряжения, которое возникает при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов;
- На фоне профессионального стресса может возникнуть синдром профессионального выгорания (профессиональное выгорание – это синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведёт к эмоциональному истощению);
- Адаптация – это эффективное взаимодействие индивида с окружающей средой;
- Адаптация является важной частью в организации;
- Дезадаптация – это невозможность приспособиться к новой обстановке;
- Признаки адаптации: активность; инициативность в работе; принятие правил компании; результативность работы;
- Признаки дезадаптации: конфликтность; снижение работоспособности; низкие результаты в работе; состояние стресса.
ГЛАВА 2. Исследование связи адаптации новых сотрудников и уровня переживания организационного стресса.
2.1. Программа исследования и краткая характеристика методик изучения
Курсовая работа посвящена изучению организационного стресса и адаптации в организации.
Ход исследования (этапы):
- Выбор методик для изучения организационного стресса и адаптации в организации;
- Поиск испытуемых для выборки;
- Опрос испытуемых;
- Расчёт результатов;
- Выявление отличий.
В моём исследовании приняли участие 24 человека, они являются студентами 1 курса психологии. Девушек в моей выборке 17, а юношей 7. Возраст варьируется от 17 до 22 лет. Мною был выбран 1 курс психологии в связи с тем, что они являются новичками, и полностью адаптация у них ещё не произошла, а также будет интересно посмотреть за состоянием стресса в группе.
Исходя из своего исследования, я предположила две гипотезы:
- Стресс несёт большое влияние на процесс дезадаптации;
- Юноши проще адаптируются в организации, чем девушки.
Для исследования я выбрала 3 методики такие как:
1. Шкала организационного стресса (МакЛин в адаптации Н.Е. Водопьяновой);
2. Адаптированность студентов в ВУЗе (Т.Д.Дубовицкая и А.В. Крылов);
3. Оценка профессиональной дезадаптации (О.Н. Родина).
Шкала организационного стресса – бланковая методика, которая измеряет предрасположенность к организационному стрессу, связанную с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, правильно производить оценку ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и возобновления жизненных сил.
Адаптированность студентов в ВУЗе – бланковая методика, специализирована для исследования адаптированности студентов в ВУЗе и включает в себя две шкалы: адаптированность к учебной группе и адаптированность к учебной деятельности. Обнаруживает первокурсников, переживающих в процессе адаптации к группе и к учебной деятельности. Поступление в ВУЗ и обучение в нём сопутствувется включением выпускников школ в новую для них культурно-образовательную среду, что является запускающим механизмом процесса адаптации. Благополучность адаптпации подразумевает актуальность возможностей обучающихся и их готовность к преодолению различных трудностей, возникающих в процессе обучения.
Оценка профессиональной дезадаптации – бланковая методика, специализирована для оценки рабочего состояния сотрудников. Изменение профессиональной среды, взаимосвязанное с приходом нового руководителя, с приобретением новой профессии или вступлением в новую должность, сменой места работы, а также изменение потребностей, возможностей и целей самого человека могут привести к серьезным изменениям в отношении человека к профессии и даже привести к профессиональной дезадаптации. Поэтому всё чаще психологи сталкиваются с необходимостью содействия адаптации сотрудников к изменившимся условиям труда.
-
- Результаты исследования и их интерпретация
Таблица № 1
Результаты по методике «Шкала организационного стресса»
Испытуемые |
Шкала организационного стресса |
|||||
Cпособность самопознания |
Широта интересов |
Принятие ценностей других |
Гибкость поведения |
Активность и продуктивность |
Всего баллов |
|
1 |
12 |
13 |
11 |
18 |
11 |
65 |
2 |
9 |
11 |
7 |
9 |
8 |
44 |
3 |
12 |
10 |
10 |
9 |
13 |
54 |
4 |
7 |
10 |
10 |
11 |
9 |
47 |
5 |
10 |
9 |
8 |
10 |
11 |
48 |
6 |
8 |
8 |
8 |
9 |
13 |
46 |
7 |
7 |
8 |
7 |
12 |
9 |
43 |
8 |
8 |
12 |
10 |
13 |
4 |
47 |
9 |
11 |
10 |
7 |
13 |
8 |
49 |
10 |
9 |
14 |
8 |
15 |
10 |
56 |
11 |
14 |
16 |
8 |
13 |
8 |
59 |
12 |
6 |
8 |
8 |
11 |
9 |
42 |
13 |
11 |
8 |
10 |
10 |
10 |
49 |
14 |
10 |
8 |
6 |
12 |
10 |
46 |
15 |
10 |
8 |
9 |
16 |
11 |
54 |
16 |
8 |
10 |
5 |
13 |
6 |
42 |
17 |
4 |
8 |
4 |
10 |
7 |
33 |
18 |
11 |
11 |
9 |
14 |
14 |
59 |
19 |
12 |
14 |
5 |
9 |
11 |
51 |
20 |
6 |
5 |
5 |
10 |
12 |
38 |
21 |
11 |
13 |
8 |
13 |
12 |
57 |
22 |
8 |
10 |
7 |
8 |
9 |
42 |
23 |
8 |
10 |
7 |
10 |
8 |
43 |
24 |
10 |
11 |
12 |
10 |
12 |
55 |