Файл: Теоретические основы SWOT-анализа, его место в фирме.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 Место SWOT-анализа магазина « Читинка»

2.1 Общая характеристика магазина «Читинка»

Общество с ограниченной ответственностью «Читинка» создано в соответствии с Законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и зарегистрировано межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №2 по г. Чите 02.05.2006 г., ОГРН 1067536042562.

Режим работы ООО «Читинка» – с 9 до 22 часов.

ООО «Читинка» осуществляет следующие виды деятельности:

– розничная торговля алкогольными и другими напитками;

– розничная торговля табачными изделиями;

– розничная торговля пищевыми продуктами в специализированных магазинах;

– оптовая торговля, включая торговлю через агентов;

– любые другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.

Структура организации ООО «Читинка», представлена на рисунке 1.

Директор

Администрация

Бухгалтерия

Торговый отдел

Отдел 1

Гастрономия

Отдел №2

Винно-водочный

Отдел №4

Промышленный

Отдел №3

Кондитерский

Рис. 1. - Структура организации ООО «Читинка»

Ассортимент гастрономического отдела составляют: различные консервы, замороженные продукты, колбасы, мясная нарезка, рыба соленная, молочные продукты и другие.

Ассортимент винно-водочный отдел составляют: вино, водка и т.д.

Ассортимент кондитерского отдела составляют: конфеты, печенье, торты, пирожные, хлебобулочные изделия, чай, кофе, а также мороженое.

Ассортимент промышленного отдела очень широк. Здесь продается: посуда, декоративная косметика, бытовая химия, парфюмерия, лаки и краски для волос, средства по уходу за телом.

ООО «Читинка» постоянно поддерживает организационную культуру труда: в магазине имеются уголок потребителя, книга жалоб и предложений, а так же столы для покупателей. У продавцов имеется специальная одежда и обувь. Социально-бытовые условия работников магазина соответствуют санитарным нормам и требованиям. Помещение магазина оборудовано бытовыми комнатами для персонала, комнатой для приёма пищи, водопроводом, туалетом.

Для выполнения операций торгового процесса используют различное оборудование, которое можно классифицировать на 3 группы:


- механическое оборудование;

- торгово-технологическое оборудование;

- общетехническое.

Рассмотрим оборудование, имеющееся в магазине «Читинка». Существует несколько видов торгово-технологического оборудования магазинов, которые имеются в магазине.

Мебель:

1. Для торгового зала (стеллажи, полки, горки);

2. Для приемки товаров и их хранения (стеллажи, поддоны, полки);

3. Для предпродажной подготовки (столы, мойки);

4. Для административно-бытовых помещений (столы, стулья, кресла).

Торговое холодильное оборудование — охлаждаемые устройства, предназначенные для кратковременного хранения, выкладки и продажи скоропортящихся товаров.

Применяются следующие виды оборудования:

- холодильные камеры — имеют сборно-разборную конструкцию, предназначены для складских помещений магазина;

- холодильные шкафы — используются на рабочем месте продавца, имеют холодильные агрегаты;

- холодильные витрины — используются для показа и продажи охлажденных и замороженных продуктов;

- холодильные прилавки — используются для хранения, демонстрации и продажи охлажденных гастрономических продуктов в универсамах;

Контрольно-кассовое оборудование представлено контрольно – кассовыми терминалами.

Магазин ООО «Читинка» оснащен типовой торговой мебелью, технические параметры которой удовлетворяют всем необходимым требованиям.

Таким образом, выбор оборудования и комплектование магазина розничной торговли должен основывается на следующих основных принципах: необходимо учитывать профиль магазина и размеры его торгового зала; все оборудование должно соответствовать используемым методам продаж.

Торговый инвентарь – это обобщающее название разнообразных приспособлений, инструментов и приборов, используемых при приемке, проверке качества, подготовке и продаже товаров в каждом звене на пути движения товара к потребителю. Его применение способствует улучшению качества и ускорению выполнения основных и особенно вспомогательных операций. В торговых предприятиях наряду с торговым инвентарем находит применение и инвентарь хозяйственного назначения (санитарно- гигиенический, противопожарный).

В магазине ООО «Читинка» используется следующий инвентарь: овоскоп для проверки качества яиц; ножи для нарезки различных видов продуктов; вилки для рыбы; лопатки для мороженого и разделочные доски для сыра, колбасных изделий, хлеба и т.д.

Основным помещением магазина является торговый зал. Площадь торгового зала подразделяют на площадь торгового оборудования, товарной выкладки, узлов расчёта и движения покупателей. Площадь для торгового оборудования включает площадь для размещения горок, прилавок, витрин, контейнеров и другого оборудования.


2.2Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности магазина «Читинка» за 2015-2016 гг.

Основные показатели хозяйственной деятельности магазина «Читинка» за 2013-2016 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1. – Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности магазина «Читинка» за 2011-2013 гг. (млн. руб.).

Показатели

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Отклонение по годам (+ -)

Темп роста по годам (%)

2014/2013 гг.

2016/2015 гг.

2014/2013 гг.

2016/2015 гг

Товарооборот

99258

102258

182842

6000

77584

106,04

173,71

Валовой доход

12298

13480

24070

182

10590

109,61

178,47

Уровень валового дохода, %

12,39

12,81

13,16

0,42

0,35

-

-

Издержки обращения, %

9089

9990

15886

901

5896

109,91

139,02

Уровень издержек обращения, %

9,16

9,49

8,69

0,33

- 0,8

-

-

Товарные запасы

4560

6203

9242,5

1643

3039,5

136,03

149,00

Товарообрачиваемость, дн.

17

21

18

4

-3

123,53

85,71

Затрату на оплату труда

2245

2940

3050

695

110

130,96

103,74

Производительность труда

278,03

288,38

503,70

10,35

215,32

103,72

174,67

Прибыль от реализации

3209

3496

8184

287

4688

108,94

234,1

Балансовая прибыль

2938

3217

7390

279

4173

109,50

229,72

Рентабельность продаж по прибыли от реализации, %

3,23

3,32

4,48

0,09

1,16

-

-

Рентабельность продаж по балансовой прибыли, %

2,96

3,06

4,04

0,1

0,98

-

-

Исходя из таблицы 1, можно сделать вывод, что в магазине «Читинка» за 2016 г. получено прибыли 7390 млн. руб. Вся эта сумма получена за счёт прибыли от реализации товаров. От реализации товаров получено 8184 млн. руб. и часть её, 794 млн. руб. – пошла на покрытие убытков. В результате балансовая прибыль оказалась меньше прибыли от реализации. Таким образом, источники прибыли от внереализационных операций не только не дали прибыли, но и допустили убыток.


В 2016 г. прибыли было получено на 4173 млн. руб., больше чем в 2015 г. Всю эту сумму также составила прибыль от реализации.

Общая сумма от реализации – 8184 млн. руб., составила 4,48 % к обороту при плановом уровне 3,67%. Сверхплановая прибыль в сумме 1536 млн. руб. получена, во-первых, – за счёт сверхплановых доходов, которые, кроме того, перекрыли перерасход издержек обращения (по абсолютной сумме).

За счёт перевыполнения плана по доходам получено 1334,7 млн. руб., за счёт экономии издержек обращения 127,2 млн. руб., за счёт перевыполнения плана товарооборота на 1542 млн. руб., получено 68,1 млн. руб. таким образом, совокупное влияние факторов на прибыль составило 1536 млн. руб.

В 2016 г. получено сверх плана валового дохода 1420 млн. руб. и доход составил 24070 млн. руб. Перевыполнение плана доходов достигнуто за счёт повышения уровня валового дохода на 0.73 % (13,16 % – 12,81%).

Абсолютный перерасход издержек обращения в 2016 г. составил 6 млн. руб. за счёт незапланированных расходов на содержание зданий и расходов на ремонт основных средств. Сумма издержек обращения в 2014 г. составляла 15886 млн. руб., уровень издержек обращения к обороту 8,69 %. Это ниже запланированного уровня на 0,07%.

Перевыполнение плана по доходам и экономия издержек обращения обеспечили положительную динамику прибыли на 2015 г. по сравнению как с 2015 г., так и с 2014 г.

В 2016 г. на предприятии увеличилась прибыль на 4688 млн. руб., т.е. более чем в два раза. Рост прибыли произошёл за счёт увеличения товарооборота на 77584 млн. руб., которое обеспечило увеличение прибыли на 2370 млн. руб.

На 10583 млн. руб. прибыль выросла за счёт увеличения валового дохода, но часть этого прироста дохода пошло на покрытие убытков.

Издержки обращения за год по сравнению с 2012 г. увеличилась на 5896 млн. руб., а их уровень к обороту снизился на 0,8%.

Предприятием была получена балансовая прибыль 7390 млн. руб. на 4173 млн. руб. больше чем в 2012 г. при этом уровень рентабельности повысился на 0,98% и составил 4,04%. Это свидетельствует о повышении эффективности работы в 2013 г. по сравнению с 2012 г. В сравнении с 2011 г., в 2010 г. балансовая прибыль увеличилась на 279 млн. руб., при этом уровень рентабельности повысился на 0,1%.

Необходимо отметить, что за период с 2013 по 2016 г. наблюдался рост производительности труда и товарооборота. Так производительность труда в 2016 г. увеличилась на 215,32 млн. руб. (в 2015 г. на 1,67 млн. руб.). это прямое следствие увеличение объема товарооборота.

Рентабельность, в отличие от прибыли предприятия, показывающей эффект предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность - относительная величина, выражающая прибыльность (доходность) предприятия.


Наиболее распространенным показателем рентабельности магазина «Читинка» является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте.

Рассчитаем рентабельность продаж по прибыли от реализации товаров:

1.По прибыли от реализации товаров, рассчитывается по формуле:

Рр.т. = × 100 (1)

где П- прибыль от реализации;

В – выручка от реализации

Рр.т.2015 = × 100 = 3,32

Рр.т.2016 = × 100 = 4,48

2.По балансовой прибыли, рассчитывается по формуле 2:

Рб.п.= (3)

где Пот.п. - прибыль отчетного периода.

Рб.п.2015= × 100 = 3,06

Рб.п.2016 = × 100 = 4,04

Сопоставление этих двух показателей позволяет выявить изменение пропорций в развитии предприятия, что видно из таблицы 2.

Таблица 2. – Расчет показателей рентабельности продаж магазина «Читинка» (в сопоставимых ценах, млн. руб.)

Показатель

2015 г.

2016 г.

Выручка (нетто) от реализации товаров

105258

182842

Себестоимость реализации товаров

91772

158772

Коммерческие расходы

9990

15886

Прибыль от реализации

3496

8184

Проценты к получению

49

39

Прочие операционные доходы

180

200

Прочие операционные расходы

785

870

Прочие внереализационные доходы

408

71

Прочие внереализационные расходы

131

233

Прибыль отчетного периода

3217

7390

Рентабельность продаж (%)

- по прибыли от реализации товаров

3,32

4,48

- по балансовой прибыли

3,06

4,04

Как видно, что в 2015 г., что 2016 г., в связи с убытками от внереализационных операций, уровень показателей рентабельности продаж исчисленный по балансовой прибыли, ниже, чем уровень рентабельности, исчисленный по прибыли от реализации товаров (3,06 и 3,32; 4,04 и 4,48 соответственно). Соответственно, с ростом прибыли от реализации в 2012 г. (на 4688 т.р.) возросли и показатели уровней рентабельности по прибыли от реализации товаров и по балансовой прибыли.

Рассчитаем рентабельность деятельности:

1.Рентабельность издержек обращения, рассчитаем по формуле 3:

Риз.об.= = × 100 (3)

где И. о. – издержки обращения.

Риз.об.2011 = × 100 = 34,99