Файл: Оборотные средства предприятия и пути улучшения их использования.pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
Запасы сырья, материалов, полуфабрикатов…
незавершенной продукции
Запасы готовой продукции, подлежащей отгрузке потребителям
Дебиторские задолженности (товарный кредит покупателям)
Денежные средства на счетах, наличность в кассе, высоколиквидные активы
4
1
2
3
Рисунок 2- Состав оборотных активов предприятия
Классификацию оборотных активов по основным признакам можно представить следующим образом:
- по характеру финансовых источников формирования:
а) валовые оборотные активы. Эти активы характеризуют общий объем оборотных активов, сформированных за счет собственного и заемного капитала;
б) чистые оборотные активы. Эти активы представляют собой чистый рабочий капитал, который характеризует оборотные активы, сформированные за счет собственного и долгосрочного заемного капиталов [21,C.76].
Сумма чистых оборотных активов рассчитывается по следующей формуле:
ЧОК = ОА - КО, (1.1)
где ЧОК - сумма чистого оборотного капитала организации;
ОА - сумма всех оборотных активов организации;
КО - краткосрочные финансовые обязательства организации.
в) собственные оборотные активы. Данные активы сформированы за счет собственного капитала организации. Сумму собственных оборотных средств организации рассчитывают следующим образом:
СОС = СК - ВА = ОА - ДО - КО, (1.2)
где СОС - сумма собственных оборотных активов;
СК - собственный капитал;
ВА - внеоборотные активы:
ОА -оборотные активы;
ДО - долгосрочный заемный капитал;
КО - краткосрочные обязательства.
- по видам оборотные активы можно представить следующим образом:
а) запасы сырья. Этот вид оборотных активов характеризует объем входящих материальных потоков в форме запасов, обеспечивающих производственную деятельность организации;
б) запасы готовой продукции. Кроме этого, к запасам добавляют и объем незавершенного производства (с оценкой коэффициента его завершенности по отдельным видам продукции в целом);
в) текущая дебиторская задолженность. По мнению И.А. Бланка дебиторская задолженность представляет собой совокупность «задолженности в пользу организации;
г) денежные активы и их эквиваленты. Денежные средства организации могут быть на счетах в кредитно-банковских учреждениях, в ценных бумагах, выставленных аккредитивах и в кассе организации и в расчетах - почтовых переводах и прочих расчетах, таких как недостачи, перерасходы.
К ним относят так же и краткосрочные высоколиквидные финансовые инвестиции, свободно конвертируемые в денежные средства и характеризующиеся незначительным риском изменения стоимости;
д) прочие оборотные активы (например, расходы будущих периодов, потери от инвентаризации).
- по характеру участия в операционном процессе оборотные активы подразделяют следующим образом:
а) оборотные активы, обслуживающие производственный цикл организации. Эти активы представляют собой совокупность оборотных активов организации в форме запасов сырья, материалов и полуфабрикатов, объема незавершенной продукции и запасов готовой продукции;
б) оборотные активы, обслуживающие финансовый (денежный) цикл организации. Данные активы представляют собой совокупность всех товароматериальных запасов и суммы текущей дебиторской задолженности за вычетом суммы кредиторской задолженности.
- по периоду функционирования в обороте оборотные активы классифицируют на следующие виды:
а) постоянная часть оборотных активов. Эта часть активов включает минимальный объем запасов, дебиторской задолженности и высоколиквидных активов (денежных средств), необходимых для обеспечения непрерывной деятельности. Запасы и НДС являются главной составляющей постоянной части оборотных активов;
б) переменная часть оборотных активов. Эта часть активов включает активы, стоимость которых не всегда стабильна и колебания которой носят сезонный или циклический характер. Основными составляющими переменной части оборотных активов являются дебиторская задолженность и денежные активы [22,C.73] .
Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод, что оборотными активами являются активы, которые могут быть в течение одного производственного цикла либо одного финансового года превращены в денежные средства. Происходит постоянная и закономерная смена форм стоимости: денежная, производительная и товарная.
В целях решения задачи управления оборотными активами следует выяснить источники формирования оборотных активов.
На рисунке 3 представлены источники финансирования оборотных активов.
Источники финансирования
оборотных активов
Оборотный
капитал
Кредиторская задолженность
Займы
Чисты оборотный капитал
Собственные оборотные средства
Долгосрочный заемный капитал
Рисунок 3-Источники финансирования оборотных активов
В числе источников формирования оборотных активов обычно выделяют следующие:
- собственные источники - собственный капитал;
- средства, приравненные к собственным - устойчивые пассивы;
- заемные источники - долгосрочные и краткосрочные банковские кредиты;
- привлеченные средства - кредиторская задолженность организации.
Информационной базой для оценки эффективности использования оборотного капитала служит финансовая отчетность [12,C.65].
Для внешних пользователей предназначены типовые формы финансовой отчётности с обобщённой в денежном выражении информацией, а для управленческого персонала организации данные должны быть представлены в разрезе аналитических счетов, с детализацией, характерной для данного субъекта хозяйствования.
Для принятия управленческих решений необходима максимально полная информация об изменениях структурных элементов оборотного капитала. Существует ряд проблем, которые связаны с формированием этой информации. И, в первую очередь, это проблемы формирования учетной политики и учредительных документов организации.
Общая схема управления оборотными активами предприятия представлена на рисунке 4.
При управлении оборотными активами главной целью является определение их оптимального объема и структуры, а также формирование источников их финансирования.
Для достижения данной цели специалисту необходимо найти компромисс между объемом оборотного капитала и риском потери ликвидности. Чтобы поддержать ликвидность, у предприятия должен быть высокий уровень оборотного капитала, но для повышения рентабельности предприятию необходимо снижать объемы оборотных активов.
Этапы формирования политики управления оборотными активами предприятия
- Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде
- Определение принципиальных подходов к формированию оборотных активов предприятия
- Оптимизация объема оборотных активов
- Оптимизация соотношений постоянной и переменной частей оборотных активов
- Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов
- Обеспечение повышения рентабельности оборотных активов
- Обеспечение минимизации потерь оборотных активов в процессе их использования
- Формирование определяющих принципов финансирования отдельных видов оборотных активов
- Оптимизация структуры источников финансирования оборотных средств
Рисунок 4. Управление оборотными активами предприятия
При управлении оборотными активами решаются следующие задачи:
- расчет минимального количества средств для расходуемых на первичное формирование оборотного капитала (авансирование) для бесперебойного и ритмичного процесса работы предприятия;
- установление учетной политики в целях оптимизации налогообложения с помощью методов определения выручки от реализации, методов списания товарно - материальных ценностей и т.д.;
- ускорение оборачиваемости капитала на каждой стадии его оборота.
Управление оборотными активами является обязательной и неотъемлемой частью системы управления организацией.
Суть управления оборотными активами состоит в том, чтобы оптимально воздействовать на объем и структуру оборотного капитала, а также на источники его формирования с целью повышения эффективности использования.
Итак, как видно из схемы 4, управление оборотными активами предприятия в основном нацелено на оптимизацию структуры источников финансирования оборотных активов, для чего необходимо провести планомерную и слаженную работу по анализу оборотных активов, их оптимизации и определения путей повышения рентабельности и снижения потерь оборотных активов.
Следует отметить, что управление оборотными активами является важной составной частью финансовой политики и политики финансового планирования.
На формирование оборотного капитала предприятия влияют как поступление, так и выбытие оборотного капитала, как это наглядно представлено на рисунке 5.
Оборотный капитал
Поступление капитала
Выбытие капитала
Выручка от реализации продукции
Издержки производства и сбыта
Прочие и внереализационные доходы
Увеличение дебиторской задолженности
Уплата налогов и сборов
Начисление и выплата заработной платы
Реализация ценных бумаг
Приобретение объектов основных средств
Привлеченные средства
Внереализационные расходы
Рисунок 5. Поступление и выбытие оборотного капитала
Для организации кругооборот оборотных средств важен для оценки длительности производственных и финансовых циклов и управления ими, что осуществляет финансовый менеджмент. Период оборота производственных запасов, с момента их поступления в производство, незавершенное производство и готовая продукция до момента ее отгрузки формируют производственный цикл, а финансовый цикл, охватывающий процесс, как производства, так и реализации продукции, начинается с оплаты сырья, материалов и прочих товарно-материальных ценностей и заканчивается получением денег от покупателя.
Глава 2. Анализ оборотных активов ООО «Эльдорадо»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
Общество с ограниченной ответственностью «Эльдорадо» (в сокращённом варианте ООО «Эльдорадо») является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации. Дата регистрации - 17.12.2007 год. Основной вид деятельности: деятельность столовых при предприятиях и учреждениях и поставка продукции общественного питания. Организационная структура «Эльдорадо» представлена на рис. 6.
Рисунок 6 - Организационная структура ООО «Эльдорадо»
Директор управляет текущей деятельностью организации. В подчинении директора состоят менеджер отдела снабжения, главный бухгалтер, технический директор, менеджер по сбыту, заведующий складом, секретарь и лаборатория. Реализацией товаров и налаживанием связей с клиентами занимается менеджер по сбыту. Анализ финансовых результатов ООО «Эльдорадо» представлен в таблице 1.
Таблица 1 – Анализ финансовых результатов ООО «Эльдорадо»
Показатели |
2017 г. |
2018 г. |
Изменение в 2018 по сравнению с 2017 г. |
2019 г. |
Изменение в 2019 по сравнению с 2018 г. |
Изменение в 2019 по сравнению с 2017 г. |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
тыс. руб. |
в % к выручке |
тыс. руб. |
в % к выручке |
абсолютное, тыс. руб. |
относительное, % |
тыс. руб. |
в % к выручке |
абсолютное, тыс. руб. |
относительное, % |
абсолютное, тыс. руб. |
относительное, % |
|
выручка |
237 684 |
100,00 |
413 520 |
100,00 |
175 836 |
73,98 |
207 172 |
100,00 |
-206 348 |
-49,90 |
-30 512 |
-12,84 |
себестоимость |
122 427 |
51,51 |
234 650 |
56,74 |
112 223 |
91,67 |
127 750 |
61,66 |
-106 900 |
-45,56 |
5 323 |
4,35 |
валовая прибыль |
115 257 |
48,49 |
178 870 |
43,26 |
63 613 |
55,19 |
79 422 |
38,34 |
-99 448 |
-55,60 |
-35 835 |
-31,09 |
коммерческие расходы |
106 641 |
44,87 |
169 999 |
41,11 |
63 358 |
59,41 |
69 475 |
33,53 |
-100 524 |
-59,13 |
-37 166 |
-34,85 |
прибыль от продаж |
8 616 |
3,62 |
8 871 |
2,15 |
255 |
2,96 |
9 947 |
4,80 |
1 076 |
12,13 |
1 331 |
15,45 |
проценты к уплате |
5 313 |
2,24 |
5 061 |
1,22 |
-252 |
-4,74 |
5 775 |
2,79 |
714 |
14,11 |
462 |
8,70 |
прочие доходы |
1 361 |
0,57 |
447 |
0,11 |
-914 |
-67,16 |
337 |
0,16 |
-110 |
-24,61 |
-1 024 |
-75,24 |
прочие расходы |
3 392 |
1,43 |
2 400 |
0,58 |
-992 |
-29,25 |
2 105 |
1,02 |
-295 |
-12,29 |
-1 287 |
-37,94 |
прибыль до налогообложения |
1 272 |
0,54 |
1 857 |
0,45 |
585 |
45,99 |
2 404 |
1,16 |
547 |
29,46 |
1 132 |
88,99 |
чистая прибыль |
518 |
0,22 |
755 |
0,18 |
237 |
45,75 |
1 707 |
0,82 |
952 |
126,09 |
1 189 |
229,54 |