Файл: Формирование и использование прибыли предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первый подход облегчает процесс планирования и контроля использования финансовых ресурсов предприятия.    При втором подходе остающаяся в распоряжении предприятия прибыль не распределяется по фондам, а образует единый многоцелевой фонд, концентрирующий как прибыль, которая направляется на накопление, так и свободные средства, которые могут быть направлены как на накопление, так и на потребление. При том и другом подходе предприятия самостоятельно определяют пропорции распределения прибыли по основным направлениям.

Государство посредством налоговых льгот стимулирует направление прибыли на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов на содержание объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно регулируется образование резервного фонда предприятий различных организационно-правовых форм.   При решении вопроса о том, какую часть чистой прибыли целесообразно направить на выплату доходов учредителям (участникам), в частности дивидендов по акциям, необходимо учитывать ряд факторов. С одной стороны, увеличение дивидендных выплат ведет к росту курсовой стоимости акций, повышению деловой репутации предприятия. С другой стороны, капитализация чистой прибыли, т. е. направление ее на производственное развитие, представляет собой наиболее приемлемый источник финансирования деятельности предприятия без сопутствующих издержек на выпуск ценных бумаг, выплату доходов по ним, выплату процентов по кредитам. При этом не расширяется круг собственников предприятия. Если же предприятие длительное время не направляет средства на свое развитие, то это ведет к физическому и моральному старению техники, увеличению издержек производства, потере конкурентных позиций. И как результат — сокращение объема получаемой прибыли. Все это требует тщательного и обоснованного подхода к распределению прибыли.   Одним из путей повышения балансовой прибыли предприятия является налоговое планирование.    Налоговое планирование основано на праве каждого налогоплательщика использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств перед государственными и муниципальными органами управления. Процесс налогового планирования включает следующие этапы управленческой и финансовой деятельности экономистов-менеджеров:  принятие решения о создании нового предприятия соответствующей организационно-правовой формы;  выбор и обоснования наиболее выгодного места расположения создаваемого предприятия;  обеспечение текущего налогового планирования на основе имеющихся налоговых льгот и передовых методов хозяйствования и механизма финансирования;  рациональное размещение активов и прибыли предприятия.   В процессе налогового планирования для каждого предприятия важно использовать различные источники покрытия установленных налогов.


В зависимости от назначения действующих налогов предприятие может использовать следующие финансовые источники их покрытия:    налоги, оплачиваемые  за счет себестоимости продукции: земельный налог, транспортный налог;    налоги, относимые на выручку от реализации продукции, налог на добавленную стоимость, акцизы, экспортные тарифы;    налоги, покрываемые за счет финансовых результатов: налог на прибыль, налог на имущество предприятия;    налоги, выплачиваемые из чистой прибыли предприятия;    налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники, лицензионные сборы и т. д.         Все планируемые доходы и расходы отражаются в годовых и квартальных финансовых отчетах, которые представляют совокупность форм отчетности, составленных на основании бухгалтерского учета с целью представления внутренним и внешним пользователям обобщенной информаций о результатах хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.

Глава 2. Анализ и оценка эффективности использования прибыли компании

2.1Анализ и спользования и распределения прибыли

Распределение и использование прибыли являются важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предпринимателей, так и формирование доходов государства. Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.     Основными задачами анализа прибыли являются: проверка обоснованности плановой величины прибыли. План по прибыли должен быть увязан с объемом реализуемой продукции и ее себестоимостью; оценка выполнения бизнес-плана по прибыли;  исчисление влияния отдельных факторов на отклонение фактической суммы прибыли от плановой;  выявление резервов дальнейшего роста прибыли и путей мобилизации (использования) этих резервов.    Чистая прибыль используется в соответствии с Уставом предприятия. За счет ее осуществляется инвестирование производственного развития, выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются резервные фонды.   При распределении чистой прибыли необходимо добиваться оптимизации пропорций между капитализируемой ее суммой с целью обеспечения: необходимого объема инвестиций для производственного развития; необходимой нормы доходности на инвестированный капитал собственникам предприятия. Факторы, влияющие на пропорции распределения прибыли:                     1. внешние  правовые ограничения (ставки налогов на прибыль, процентные отчисления в резервные фонды и др.);  система налоговых льгот при реинвестировании прибыли;  рыночная норма прибыли на инвестируемый капитал, рост которой сопровождается тенденцией повышения доли капитализированной части прибыли, и наоборот, ее снижение обуславливает увеличение доли потребляемой прибыли;  стоимость внешних источников формирования инвестиционных ресурсов (при высоком ее уровне выгоднее использовать прибыль, и наоборот); 2. внутренние:  правовые ограничения (ставки налогов на прибыль, процентные отчисления в резервные фонды и др.);  система налоговых льгот при реинвестировании прибыли;  рыночная норма прибыли на инвестируемый капитал, рост которой сопровождается тенденцией повышения доли капитализированной части прибыли, и наоборот, ее снижение обуславливает увеличение доли потребляемой прибыли;  стоимость внешних источников формирования инвестиционных ресурсов (при высоком ее уровне выгоднее использовать прибыль, и наоборот);   К числу внутренних факторов, оказывающих влияние на пропорции в распределении прибыли, можно отнести следующие:  уровень рентабельности предприятия, при низком значении и соответственно небольшой сумме распределяемой прибыли большая ее часть идет на создание обязательных фондов и резервов, на выплату дивидендов по привилегированным акциям и т.д.;  наличие в портфеле предприятия высокодоходных инвестиционных проектов, способных обеспечить акционерам высокие доходы в перспективе;  необходимость ускоренного завершения начатых инвестиционных проектов;  уровень коэффициента финансового левериджа (соотношение заемного и собственного капитала), который является одним из индикаторов финансового риска и факторов, способствующих увеличению собственного капитала при низкой цене заемных ресурсов. В зависимости от сложившегося соотношения между доходностью бизнеса и ценой заемных ресурсов предприятие может регулировать его уровень, увеличивая или уменьшая долю капитализированной прибыли; наличие альтернативных внутренних источников формирования инвестиционных ресурсов (амортизационного фонда, выручки от реализации основных средств и финансовых активов);  текущая платежеспособность предприятия, при низком уровне которой предприятие должно сокращать потребляемую часть прибыли.

2.2Анализ использования и распределения прибыли на примере X5 Retail


В 2020 году рост выручки X5 составил 14,1% - до 1,98 трлн рублей год к году. Чистая прибыль при этом выросла на 45,3% - до 28,3 млрд рублей, говорится в отечности компании.На фоне высокого роста выручки X5 Retail Group продолжила наращивать долю рынка (12,8% в 2020 году по сравнению с 11,5% в 2019 году). Выручка онлайн-бизнесов ("Перекресток Впрок", экспресс-доставка и 5Post) выросла на 362,2% - до 20,1 млрд руб., что составило 1% от консолидированной выручки за 2020 год.

Рентабельность EBITDA по МСФО увеличилась на 12 б.п. и составила 12,3% в 2020 году (увеличилась на 27 б.п. до 7,3% до применения МСФО).

В 2020 году рентабельность чистой прибыли по МСФО увеличилась на 31 б.п. и составила 1,4% (увеличилась на 49 б.п. - до 2% до применения МСФО), по сравнению с 1,1% (1,5% до применения МСФО) в 2019 году.

Показатель чистый долг/EBITDA на 31 декабря 2020 года составил 3,24х (1,67х до применения МСФО).

В 2019 году выручка Х5 выросла на 13,2% в годовом сопоставлении и составила 1 734 млрд руб. Чистая розничная выручка увеличилась на 13,3%, благодаря росту сопоставимых продаж на 4,0%, а также расширению торговой площади на 12,0% (вклад в рост выручки – 9,3%).

Основной вклад в рост чистой розничной выручки X5 внесла торговая сеть «Пятёрочка»: увеличение её чистой розничной выручки составило 14,1% в годовом сопоставлении и было обеспечено ростом сопоставимых продаж на 3,7% и увеличением торговой площади на 12,9% (вклад в рост выручки – 10,4%). Наиболее высокие темпы роста из всех форматов Компании продемонстрировали супер-маркеты «Перекрёсток». Это стало возможным благодаря успешной адаптации ценностного предложения формата к потребностям покупателей: рост чистой розничной выручки сети «Перекрёсток» составил 18,3% в годовом сопоставлении и был обеспечен ростом сопоставимых продаж на 7,3% и увеличением торговой площади на 15,1% (вклад в рост выручки – 11,0%).

Чистая розничная выручка «Карусели» в 2019 году снизилась на 3,8% главным образом в связи с изменением модели поведения потребителей, которые всё чаще предпочитают совершать крупные покупки онлайн и в «магазинах у дома», а также началом трансформации сети, в рамках которой планируется постепенное закрытие 20 магазинов и передача 34 гипермаркетов в управление «Перекрёстку».

Валовая прибыль

В 2019 году рентабельность валовой прибыли Компании по МСБУ (IAS) 17 увеличилась на 43 б. п. в годовом сопоставлении и составила 24,6%, что главным образом обусловлено высоким уровнем продовольственной инфляции (среднегодовое значение – 5,1%), согласованием с поставщиками более выгодных коммерческих условий, успешными мерами по снижению товарных потерь и повышением эффективности логистики. Ещё одним фактором, оказавшим положительное влияние на рентабельность валовой прибыли, стало изменение соотношения торговых форматов в структуре выручки Компании, в частности увеличение доли «Перекрёстка», коммерческая маржа которого выше среднего показателя по Компании.


В 2019 году скорректированные коммерческие, общие и административные расходы по МСБУ (IAS) 17 составили 17,9% от выручки, увеличившись на 19 б. п. в годовом сопоставлении в основном в связи с ростом расходов на персонал и аренду. Расходы на персонал (за вычетом расходов на долгосрочную программу премирования, выплат на основе акций и эффекта от трансформации «Карусели») в 2019 году составили 8,0% от выручки, повысившись на 30 б. п. вследствие решения Компании о повышении оплаты труда работников магазинов в соответствии с рыночными тенденциями отчетного года.

В 2019 году арендные расходы по МСБУ (IAS) 17 как процент от выручки выросли в годовом сопоставлении на 4 б. п. до 5,0% в основном за счёт роста доли арендуемых площадей в общем портфеле недвижимости Х5 с 76% на 31 декабря 2018 года до 78% на 31 декабря 2019 года.

Коммунальные расходы по МСБУ (IAS) 17 как процент от выручки изменились в годовом сопоставлении незначительно и составили 2,1%. Доля прочих расходов на магазины по МСБУ (IAS) 17 сократилась по сравнению с 2018 годом на 4 б. п. (до 1,1% от выручки) благодаря снижению расходов на материалы и обслуживание. Расходы на услуги третьих сторон по МСБУ (IAS)

17 как процент от выручки в 2019 году снизились на 8 б. п. по сравнению с предыдущим годом в связи с сокращением затрат на маркетинговые и консультационные услуги и составили 0,7%. Прочие расходы по МСБУ (IAS) 17 (без учета эффекта от трансформации «Карусели») в процентах от выручки сократились на 5 б. п. по сравнению с 2018 годом и составили 1,1%.

В результате действия вышеуказанных факторов скорректированный показатель EBITDA по МСБУ (IAS) 17 в 2019 году увеличился на 15,9% в годовом сопоставлении и составил 127 380 млн руб., при этом скорректированная рентабельность EBITDA по МСБУ (IAS) 17 выросла на 18 б. п. в годовом сопоставлении и составила 7,3%. Показатель EBITDA по МСБУ (IAS) 17 в 2019 году увеличился на 13,9% в годовом сопоставлении и составил 122 585 млн руб., при этом рентабельность EBITDA по МСБУ (IAS) 17 выросла на 5 б. п. в годовом сопоставлении и составила 7,1%.

Дивидендная политика была утверждена Наблюдательным советом X5 в сентябре 2017 года. При разработке рекомендаций по дивидендным выплатам для Общего собрания акционеров Наблюдательный совет руководствуется целевым консолидированным показателем отношения чистого долга к EBITDA по МСБУ (IAS) 17 ниже 2,0 в соответствии с финансовой стратегией компании. На основании финансовых результатов Компании за 2019 год Наблюдательный совет рекомендовал выплату дивидендов в размере 30 000 млн руб. / 110,47 руб. на ГДР (в 2018 году – 25 000 млн руб. / 92,06 руб. на ГДР), что составляет 115,8% чистой прибыли X5 Retail Group по МСБУ (IAS) 17 (153,8% по МСФО (IFRS) 16) по сравнению с 87,3% в 2018 году.


Глава 3 Пути совершенствования процессов распределения и использования прибыли

3.1 Основные направления увеличения прибыли

Как известно, прибыль от продаж — это разница между выручкой от продаж и полной себестоимостью продукции, работ, услуг. Таким образом, существуют два пути воздействия (увеличения, уменьшения) прибыли предприятия:

  • первый путь — снижение себестоимости;  
  • второй путь — увеличение выручки, т.е. объема продаж.

 Следует отметить, что снижение затрат для предприятия — объективный процесс. При этом не только по причине увеличения прибыли, но и в связи с конкурентной борьбой и необходимостью снижения цен на выпускаемую продукцию в определенных ситуациях. В этих случаях в целях сокращения или увеличения прибыли необходимо своевременно переходить на выпуск новой продукции.

Основные факторы, влияющие на снижение затрат предприятия:

  1. Факторы — требования менеджмента.  
  2. Достижение соответствующего уровня производительности труда.  
  3. Обеспечение соответствующей оборачиваемости средств предприятия и прежде всего оборотных средств и их источников.  
  4. Оптимизация переменных затрат предприятия.  
  5. Оптимизация постоянных затрат, т.е. общепроизводственных, общехозяйственных и коммерческих расходов.  
  6. Оптимизация структуры капитала предприятия, собственных и заемных средств.  
  7. Внедрение управленческого учета, совершенствование бюджетирования.  
  8. Оптимизация затрат на снабжение.  
  9. Управление затратами.  Другие факторы.
  10. Факторы, связанные с возможными резервами.  
  11. Снижение уровня запасов.
  12. Устранение всевозможных потерь и непроизводительных расходов.

3.2Основные пути увеличения прибыли на примере X5 Retail

В большей мере формирование прибыли компании происходит за счет высокого платежеспособного спроса потребителей, который обеспечивает высокий показатель выучки. Компания год от года расширяет свои владения долей рынка, выходя на новые, что также положительным образом сказывается на выручке компании. Кроме этого, компания продолжает оптимизировать производство, при одновременном снижении затрат.