Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные понятия прибыли и факторы, влияющие на ее формирование
1.1 Понятие экономической сущности «прибыль», виды, факторы влияющие на размер прибыли предприятия
Глава 2. Анализ и оценка эффективности использования прибыли компании
2.1Анализ и спользования и распределения прибыли
Глава 3 Пути совершенствования процессов распределения и использования прибыли
Это могут быть платы по погашению займов и кредитов, также это может быть погашения выставленных налоговых платежей или заработная плата работников. В данном случае важно понимать, это единичный случай, например, как пандемия и какие буду последствия для бизнеса.
Если негативный сценарий повторяется необходимо пересмотр и внедрение новой стратегии развития.
Если это единичны случай необходимо понимать последствия. Например, пандемия, снижение потребления. Люди находились по домам, ни ресторанов, ни магазинов в формате оффлайн. Что касается ресторанной отрасли, у которой нет отложенного спроса, многие предприятия терпели убытки и в итоге вынуждены были принять решения закрыться. Иной бизнес, например, продажа и покупка товаров, были вынуждены переориентироваться достаточно быстро и внедрить онлайн платформы.
Что касается, например, крупных покупок, например автомобилей, наблюдался бум продаж после пандемии, т.е. с уверенностью можно сказать, что отрасль имеет отложенный спрос. Поэтому очень важно понимать запросы потребителя и соответствовать реалям.
Важно тогда понимать отличие дохода и выручки.
Определение понятия «выручка» в законодательных актах отсутствует. Но в ПБУ 9/99 приведены примеры поступлений, являющиеся выручкой для различных организаций. Исходя из этого списка, можно дать следующее определение.
Выручка – это полная сумма требований, предъявленных покупателям за реализованную продукцию (либо оказанные услуги). При этом реализация данной продукции должна являться основным видом деятельности компании.
Пример. Рассмотрим деятельность розничного продуктового магазина. Выручка – это поступления от реализации продуктов питания. Поступления, не являющиеся выручкой:
- от сдачи в аренду свободных торговых площадей;
- за реализацию неиспользуемого складского и торгового оборудования;
- проценты по займам, выданным сторонним организациям;
- штрафы поставщиков за нарушение условий договоров.
Подведем итог. Доход – это более широкое понятие. Помимо выручки, он включает в себя прочие поступления. Это означает, что доход всегда будет больше или равняться выручке. Если выручка и доход отражают поступления средств (либо уменьшение задолженности), то прибыль показывает финансовый результат компании. В упрощенном виде ее расчет выглядит следующим образом:
Прибыль = Доходы – Расходы
Но на практике все несколько сложнее.
Почему не все траты можно признать расходами?
По российским законам, все компании обязаны уплачивать налог на прибыль: при общей системе налогообложения его ставка составляет 20%. Естественно, мало кому хочется отдавать государству пятую часть своей прибыли – и тут у владельца бизнеса возникает соблазн списать на расходы максимально возможные суммы. Например, выписать самому себе крупное денежное вознаграждение.
Чтобы таких злоупотреблений не возникало, налоговый кодекс четко определяет, что можно относить к расходам. В примере с вознаграждением оно может быть отнесено к расходам, только если возможность его начисления прописана в трудовом договоре, положении о премировании либо в иных локальных нормативных актах. В противном случае с этой суммы также придется заплатить налог.
Почему не все траты можно признать расходами?
По российским законам, все компании обязаны уплачивать налог на прибыль: при общей системе налогообложения его ставка составляет 20%. Естественно, мало кому хочется отдавать государству пятую часть своей прибыли – и тут у владельца бизнеса возникает соблазн списать на расходы максимально возможные суммы. Например, выписать самому себе крупное денежное вознаграждение.
Чтобы таких злоупотреблений не возникало, налоговый кодекс четко определяет, что можно относить к расходам. В примере с вознаграждением оно может быть отнесено к расходам, только если возможность его начисления прописана в трудовом договоре, положении о премировании либо в иных локальных нормативных актах. В противном случае с этой суммы также придется заплатить налог.
Общие требования к расходам приведены в ст. 252 НК РФ. Их два:
- Расходы должны быть обоснованными, т.е. все траты должны быть экономически оправданы. Конечно же, владелец бизнеса может тратить деньги так, как ему хочется, но налоговые органы не примут к вычету такие траты, и налог на них будет начислен.
- Расходы должны быть документально подтверждены, а их цена должна соответствовать рыночной. Например, если компания заплатила за ремонт помещения 300 тыс. рублей, а средняя цена такого ремонта составляет 100 тыс., то у налоговой могут возникнуть вопросы.
Что нельзя считать расходами?
В статье 270 НК РФ приведен перечень расходов, не учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли. Она не запрещает совершать данные траты, однако на величину налога они не повлияют. К таким расходам относятся, например:
- Дивиденды, выплачиваемые акционерам.
- Штрафы, перечисляемые в бюджет.
- Приобретение акций других компаний.
- Безвозмездная передача имущества.
- Расходы на создание либо приобретение имущества, подлежащего амортизации.
- Взносы в общественные организации и профсоюзы.
- Материальная помощь и иные вознаграждения сотрудников, не предусмотренные в трудовых договорах.
1.3Формирование и распределение прибыли
Процесс формирования прибыли предприятия направлен на: максимизацию величины прибыли в соответствии с ресурсным потенциалом предприятия и условиями рынка; обеспечение оптимального соотношения между величиной формируемой прибыли и уровнем риска; выполнение обязательств перед инвесторами, кредиторами, собственниками предприятия, государственными организациями; получение собственных финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии развития предприятия; обеспечение роста рыночной стоимости предприятия, бизнеса; стимулирование персонала и решение других задач. Разработка финансового плана предприятия предусматривает определение основных доходов и расходов, приходящихся на предстоящий период. Планирование прибыли - это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективном использовании в соответствии с целями и задачами развития предприятия. Доходами предприятия признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и/или погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этого предприятия, за исключением уставных вкладов участников или акционеров. Расходы предприятия – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества и т.д.) и/или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этого предприятия, за исключением уменьшения уставных вкладов по решению участников, акционеров. Доходы и расходы предприятия классифицируются:
Таблица 1
Классификация доходов и расходов предприятия
Доходы и расходы от обычных видов деятельности |
Операционные доходы и расходы |
Внереализационные доходы и расходы |
Чрезвычайные доходы и расходы |
||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Доходы |
Расходы |
Доходы |
Расходы |
Доходы |
Расходы |
Доходы |
Расходы |
Выручка от продажи продукции, (работ,услуг) за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей |
Себестоимость продаж |
Поступления, связанные со сдачей во временное пользование активов организации |
Расходы, связанные со сдачей во временное пользование активов организации |
Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, присужденные или признанные должником |
Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, присужденные или признанные предприятием |
Поступления, возник. как последствия чрезвычайных обстоятельств хоз. деят-ти (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.д.) |
Расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами |
Коммерческие расходы |
Поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения и других видов интеллектуальной собственности |
Расходы, связанные с оплатой прав, возникающих из патентов на изобретения и других видов интеллектуальной собственности |
Поступления в возмещение причиненных предприятию убытков |
Возмещение причиненных предприятием убытков |
|||
Управленческие расходы |
Доходы от участия в уставном капитале других организаций и прибыль от совместной деятельности |
Расходы от участий в уставном капитале других организаций и убытки от совместной деятельности |
Активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения |
Убытки прошлых лет, признанные в отчетном году |
|||
Поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции |
Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов (кроме иностр. валюты), продукции |
Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году |
Суммы дебиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания |
||||
Проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование кредитов и займов |
Cуммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности |
Курсовая разница |
|||||
Расходы, связанные с оплатой услуг кредитных организаций |
Курсовая разница |
Сумма уценки активов (за исключением внеоборотных) |
|||||
Сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных) |
|||||||
Прочие |
Прочие |
Конечным результатом деятельности предприятия является прибыль. По величине прибыли кредиторы судят о возможностях предприятия по возврату заемных средств, инвесторы – о целесообразности инвестиций в предприятие, поставщики – о платежеспособности предприятия.
Прибыль, как важнейшая категория рыночных отношений, выполняет следующие функции: как показатель, характеризующий финансовые результаты хозяйственной деятельности. (значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат деятельности предприятия за определенный период) стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее распределения и использования (содержание этой функции состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия) как основной источник формирования доходной части бюджетов разных уровней (налог на прибыль является важнейшим источником пополнения средств бюджета) Механизм формирования прибыли содержится в «Отчете о прибылях и убытках». При планировании общей или балансовой прибыли на предстоящий период производственно-финансовой деятельности в ее состав включаются все предусмотренные доходы со знаком «плюс», а также возможные расходы или убытки со знаком «минус». Таким образом, балансовая прибыль предприятия включает: 1) прибыль от продаж; 2) результат от операций с имуществом и финансовой деятельности; 3) результат от внереализационных операций. При этом прибыль от продаж определяется в два этапа. Вначале рассчитывается валовая прибыль как разница между выручкой от продажи, продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей и себестоимостью проданных товаров без периодических расходов (коммерческих и управленческих). Затем после вычитания коммерческих и управленческих расходов определяется показатель прибыли от продаж. В случае если в учетной политике предприятия не принят порядок списания общехозяйственных расходов непосредственно на уменьшение выручки от реализации, то они отдельно в качестве управленческих расходов не выделяются, а включаются в себестоимость реализованных товаров.
Прибыль от продаж является основной составляющей балансовой прибыли предприятия, поскольку отражает результат от регулярно осуществляемой деятельности по производству и реализации изделий (оказанию услуг), являющейся целью создания предприятия. На ее размер влияют уровень отпускных цен, себестоимость продукции, ассортиментные сдвиги в составе продукции. Прибыль от продаж растет, если в составе реализованной продукции повышается удельный вес высокорентабельных изделий.
Рентабельность продаж – это показатель, характеризующий величину прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль проданной продукций, определяется по формуле: (1.1) где П – прибыль от продаж; ВР – выручка от реализации продукции. Выгодность производства отдельных видов продукции можно оценивать с помощью показателя рентабельности продукции, рассчитанного как (1.2) где Пед – прибыль на единицу продукции; Сед - себестоимость единицы продукции. Второй составляющей балансовой прибыли является результат от операций с имуществом и финансовой деятельности предприятия, рассчитываемый как (1.3)
Поп=Доп – Роп (1.3)
где Доп – операционные доходы; Роп - операционные расходы. Результат от данной деятельности возникает в связи со сдачей в аренду временно неиспользуемого имущества и прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и т.д. в виде дивидендов по ценным бумагам других предприятий, в виде прибыли от совместной деятельности и т.п. Третья составляющая балансовой прибыли – это результат от внереализационных операций, определяется как (1.4)
Пвн = Двн – Рвн,(1.4)
где Двн – внереализационные доходы; Рвн – внереализационные расходы. Данный результат представляет собой разницу между полученными и уплаченными штрафами, пенями, неустойками, возмещением убытков, суммами задолженности, по которой истек срок исковой давности; другими внереализационными доходами и расходами. Чистая прибыль предприятия определяется путем вычитания из балансовой прибыли сумм налога на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт. При этом в нее включается результат от чрезвычайных обстоятельств, рассчитанный как разность между поступлениями и связанными с этими обстоятельствами расходами. При формировании чистой прибыли учитываются операции по уплате штрафных, санкций, пеней и других платежей, которые ранее уплачивались за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения. Чистая прибыль распределяется по следующим направлениям: на формирование резервных фондов; выплату доходов учредителям (участникам); создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы). При этом существуют два подхода к распределению чистой прибыли. При первом подходе в учредительных документах предприятия оговаривается порядок создания специальных фондов. Это могут быть: фонд накопления (объединяет средства, зарезервированные для производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества); фонд социальной сферы (учитывает средства, направляемые на финансирование капитальных вложений в социальную сферу); фонд потребления (аккумулирует средства на развитие социальной сферы, кроме капитальных вложений, материальное поощрение работников, единовременная помощь, оплата путевок в дома отдыха и т. п.)