Файл: Формирование и использование прибыли предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это могут быть платы по погашению займов и кредитов, также это может быть погашения выставленных налоговых платежей или заработная плата работников. В данном случае важно понимать, это единичный случай, например, как пандемия и какие буду последствия для бизнеса.

Если негативный сценарий повторяется необходимо пересмотр и внедрение новой стратегии развития.

Если это единичны случай необходимо понимать последствия. Например, пандемия, снижение потребления. Люди находились по домам, ни ресторанов, ни магазинов в формате оффлайн. Что касается ресторанной отрасли, у которой нет отложенного спроса, многие предприятия терпели убытки и в итоге вынуждены были принять решения закрыться. Иной бизнес, например, продажа и покупка товаров, были вынуждены переориентироваться достаточно быстро и внедрить онлайн платформы.

Что касается, например, крупных покупок, например автомобилей, наблюдался бум продаж после пандемии, т.е. с уверенностью можно сказать, что отрасль имеет отложенный спрос. Поэтому очень важно понимать запросы потребителя и соответствовать реалям.

Важно тогда понимать отличие дохода и выручки.

Определение понятия «выручка» в законодательных актах отсутствует. Но в ПБУ 9/99 приведены примеры поступлений, являющиеся выручкой для различных организаций. Исходя из этого списка, можно дать следующее определение.

Выручка – это полная сумма требований, предъявленных покупателям за реализованную продукцию (либо оказанные услуги). При этом реализация данной продукции должна являться основным видом деятельности компании.

Пример. Рассмотрим деятельность розничного продуктового магазина. Выручка – это поступления от реализации продуктов питания. Поступления, не являющиеся выручкой:

  • от сдачи в аренду свободных торговых площадей;
  • за реализацию неиспользуемого складского и торгового оборудования;
  • проценты по займам, выданным сторонним организациям;
  • штрафы поставщиков за нарушение условий договоров.

Подведем итог. Доход – это более широкое понятие. Помимо выручки, он включает в себя прочие поступления. Это означает, что доход всегда будет больше или равняться выручке. Если выручка и доход отражают поступления средств (либо уменьшение задолженности), то прибыль показывает финансовый результат компании. В упрощенном виде ее расчет выглядит следующим образом:

Прибыль = Доходы – Расходы

Но на практике все несколько сложнее.

 Почему не все траты можно признать расходами?


По российским законам, все компании обязаны уплачивать налог на прибыль: при общей системе налогообложения его ставка составляет 20%. Естественно, мало кому хочется отдавать государству пятую часть своей прибыли – и тут у владельца бизнеса возникает соблазн списать на расходы максимально возможные суммы. Например, выписать самому себе крупное денежное вознаграждение.

Чтобы таких злоупотреблений не возникало, налоговый кодекс четко определяет, что можно относить к расходам. В примере с вознаграждением оно может быть отнесено к расходам, только если возможность его начисления прописана в трудовом договоре, положении о премировании либо в иных локальных нормативных актах. В противном случае с этой суммы также придется заплатить налог. 

Почему не все траты можно признать расходами?

По российским законам, все компании обязаны уплачивать налог на прибыль: при общей системе налогообложения его ставка составляет 20%. Естественно, мало кому хочется отдавать государству пятую часть своей прибыли – и тут у владельца бизнеса возникает соблазн списать на расходы максимально возможные суммы. Например, выписать самому себе крупное денежное вознаграждение.

Чтобы таких злоупотреблений не возникало, налоговый кодекс четко определяет, что можно относить к расходам. В примере с вознаграждением оно может быть отнесено к расходам, только если возможность его начисления прописана в трудовом договоре, положении о премировании либо в иных локальных нормативных актах. В противном случае с этой суммы также придется заплатить налог.

Общие требования к расходам приведены в ст. 252 НК РФ. Их два:

  1. Расходы должны быть обоснованными, т.е. все траты должны быть экономически оправданы. Конечно же, владелец бизнеса может тратить деньги так, как ему хочется, но налоговые органы не примут к вычету такие траты, и налог на них будет начислен.
  2. Расходы должны быть документально подтверждены, а их цена должна соответствовать рыночной. Например, если компания заплатила за ремонт помещения 300 тыс. рублей, а средняя цена такого ремонта составляет 100 тыс., то у налоговой могут возникнуть вопросы.

Что нельзя считать расходами?

В статье 270 НК РФ приведен перечень расходов, не учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли. Она не запрещает совершать данные траты, однако на величину налога они не повлияют. К таким расходам относятся, например:

  • Дивиденды, выплачиваемые акционерам.
  • Штрафы, перечисляемые в бюджет.
  • Приобретение акций других компаний.
  • Безвозмездная передача имущества.
  • Расходы на создание либо приобретение имущества, подлежащего амортизации.
  • Взносы в общественные организации и профсоюзы.
  • Материальная помощь и иные вознаграждения сотрудников, не предусмотренные в трудовых договорах.

1.3Формирование и распределение прибыли

Процесс формирования прибыли предприятия направлен на:  максимизацию величины прибыли в соответствии с ресурсным потенциалом предприятия и условиями рынка;  обеспечение оптимального соотношения между величиной формируемой прибыли и уровнем риска;  выполнение обязательств перед инвесторами, кредиторами, собственниками предприятия, государственными организациями;  получение собственных финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии развития предприятия;  обеспечение роста рыночной стоимости предприятия, бизнеса;  стимулирование персонала и решение других задач.    Разработка финансового плана предприятия предусматривает определение основных доходов и расходов, приходящихся на предстоящий период.     Планирование прибыли - это процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективном использовании в соответствии с целями и задачами развития предприятия. Доходами предприятия признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и/или погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этого предприятия, за исключением уставных вкладов участников или акционеров.  Расходы предприятия – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества и т.д.) и/или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этого предприятия, за исключением уменьшения уставных вкладов по решению участников, акционеров.   Доходы и расходы предприятия классифицируются: 

Таблица 1

Классификация доходов и расходов предприятия

Доходы и расходы от обычных видов деятельности

Операционные доходы и расходы

Внереализационные доходы и расходы

Чрезвычайные доходы и расходы

Доходы

Расходы

Доходы

Расходы

Доходы

Расходы

Доходы

Расходы

Выручка от продажи продукции, (работ,услуг) за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей

Себестоимость продаж

Поступления, связанные со сдачей во временное пользование активов организации

Расходы, связанные со сдачей во временное пользование активов организации

Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, присужденные или признанные должником

Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, присужденные или признанные предприятием

Поступления, возник. как последствия чрезвычайных обстоятельств хоз. деят-ти (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.д.)

Расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами

Коммерческие расходы

Поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения и других видов интеллектуальной собственности

Расходы, связанные с оплатой прав, возникающих из патентов на изобретения и других видов интеллектуальной собственности

Поступления в возмещение причиненных предприятию убытков

Возмещение причиненных предприятием убытков

Управленческие расходы

Доходы от участия в уставном капитале других организаций и прибыль от совместной деятельности

Расходы от участий в уставном капитале других организаций и убытки от совместной деятельности

Активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения

Убытки прошлых лет, признанные в отчетном году

Поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции

Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов (кроме иностр. валюты), продукции

Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году
 

Суммы дебиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, не реальных для взыскания

Проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование кредитов и займов

Cуммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности

Курсовая разница

Расходы, связанные с оплатой услуг кредитных организаций

Курсовая разница

Сумма уценки активов (за исключением внеоборотных)

Сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных)

Прочие

Прочие


 Конечным результатом деятельности предприятия является прибыль. По величине прибыли кредиторы судят о возможностях предприятия по возврату заемных средств, инвесторы – о целесообразности инвестиций в предприятие, поставщики – о платежеспособности предприятия.

Прибыль, как важнейшая категория рыночных отношений, выполняет следующие функции: как показатель, характеризующий финансовые результаты хозяйственной деятельности. (значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат деятельности предприятия за определенный период)  стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее распределения и использования (содержание этой функции состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия)  как основной источник формирования доходной части бюджетов разных уровней (налог на прибыль является важнейшим источником пополнения средств бюджета)  Механизм формирования прибыли содержится в «Отчете о прибылях и убытках».   При планировании общей или балансовой прибыли на предстоящий период производственно-финансовой деятельности в ее состав включаются все предусмотренные доходы со знаком «плюс», а также возможные расходы или убытки со знаком «минус». Таким образом, балансовая прибыль предприятия включает: 1) прибыль от продаж; 2) результат от операций с имуществом и финансовой деятельности; 3) результат от внереализационных операций. При этом прибыль от продаж определяется в два этапа. Вначале рассчитывается валовая прибыль как разница между выручкой от продажи, продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей и себестоимостью проданных товаров без периодических расходов (коммерческих и управленческих). Затем после вычитания коммерческих и управленческих расходов определяется показатель прибыли от продаж. В случае если в учетной политике предприятия не принят порядок списания общехозяйственных расходов непосредственно на уменьшение выручки от реализации, то они отдельно в качестве управленческих расходов не выделяются, а включаются в себестоимость реализованных товаров.

Прибыль от продаж является основной составляющей балансовой прибыли предприятия, поскольку отражает результат от регулярно осуществляемой деятельности по производству и реализации изделий (оказанию услуг), являющейся целью создания предприятия. На ее размер влияют уровень отпускных цен, себестоимость продукции, ассортиментные сдвиги в составе продукции. Прибыль от продаж растет, если в составе реализованной продукции повышается удельный вес высокорентабельных изделий.


Рентабельность продаж – это показатель, характеризующий величину прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль проданной продукций, определяется по формуле: (1.1) где П – прибыль от продаж; ВР – выручка от реализации продукции.   Выгодность производства отдельных видов продукции можно оценивать с помощью показателя рентабельности продукции, рассчитанного как (1.2) где Пед – прибыль на единицу продукции; Сед - себестоимость единицы продукции.    Второй составляющей балансовой прибыли является результат от операций с имуществом и финансовой деятельности предприятия, рассчитываемый как (1.3)

Поп=Доп – Роп (1.3)

где Доп – операционные доходы; Роп - операционные расходы.   Результат от данной деятельности возникает в связи со сдачей в аренду временно неиспользуемого имущества и прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и т.д. в виде дивидендов по ценным бумагам других предприятий, в виде прибыли от совместной деятельности и т.п.   Третья составляющая балансовой прибыли – это результат от внереализационных операций, определяется как (1.4)

Пвн = Двн – Рвн,(1.4)

где Двн – внереализационные доходы; Рвн – внереализационные расходы.   Данный результат представляет собой разницу между полученными и уплаченными штрафами, пенями, неустойками, возмещением убытков, суммами задолженности, по которой истек срок исковой давности; другими внереализационными доходами и расходами. Чистая прибыль предприятия определяется путем вычитания из балансовой прибыли сумм налога на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт. При этом в нее включается результат от чрезвычайных обстоятельств, рассчитанный как разность между поступлениями и связанными с этими обстоятельствами расходами. При формировании чистой прибыли учитываются операции по уплате штрафных, санкций, пеней и других платежей, которые ранее уплачивались за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения. Чистая прибыль распределяется по следующим направлениям:  на формирование резервных фондов;  выплату доходов учредителям (участникам);  создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы).   При этом существуют два подхода к распределению чистой прибыли. При первом подходе в учредительных документах предприятия оговаривается порядок создания специальных фондов. Это могут быть:  фонд накопления (объединяет средства, зарезервированные для производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества);  фонд социальной сферы (учитывает средства, направляемые на финансирование капитальных вложений в социальную сферу);  фонд потребления (аккумулирует средства на развитие социальной сферы, кроме капитальных вложений, материальное поощрение работников, единовременная помощь, оплата путевок в дома отдыха и т. п.)