Файл: Научная школа менеджмента (Управление и менеджмент: взаимосвязь понятий и основные эволюционные школы).pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
Основываясь на составе и объемах работ по функциям, устанавливают целесообразное построение управленческого аппарата (служб, отделов, секторов) и число специалистов по каждой из функций, осуществляют разработку документации организационного регламентирования (должностные инструкции, положение о службах, и т.п.). Разделение управленческих процессов по функциям и их классификация имеют решающий смысл, так как определяют задачи, цели и направления работы всего управленческого аппарата.
В целом, менеджмент являет собой осуществление нескольких функций взаимосвязанных между собой[36] (рисунок 3).
Рисунок 3 - Взаимосвязь функций менеджмента[37]
Планирование, как одна из функций менеджмента обеспечивает нахождение целей деятельности компании, максимально эффективных методов и средств менеджмента, чтобы достигнуть данные цели. Значительным элементом данной функции выступают прогнозы вероятных направлений развития и планы стратегических целей. На этой стадии компания должна выявить, какие реальные результаты она может получить, провести оценку своих сильных и слабых сторон, а также состояния внешнего окружения (экономическая обстановка в данном государстве, законодательные документы, позиции профсоюзных организаций, действия конкурентов, потребительские предпочтения, социально-общественный настрой, уровень технологического развития).
Организация. Данная функция по развитию организационной структуры и снабжения менеджмента необходимыми ресурсами (кадры, орудия производства, финансы, материалы и т.д.) для достижения целей компании. Хороший уровень организации работы кадров дозволяет получить более эффективные результаты.
Мотивация. Является процессом побуждения к деятельности других субъектов для достижения целей компании. Реализация руководителем этой функции, подразумевает стимулирование сотрудников (моральное и материальное), создание наиболее благоприятных условий для профессионального «роста» и возможности проявления ими своих способностей. Хорошая мотивация позволяет персоналу компании выполнять свои рабочие обязанности в соответствии с целями и планами этой компании. Мотивационный процесс предполагает формирование для сотрудников возможности удовлетворять их потребности, при условии надлежащей реализации ими своих функций. Прежде, чем осуществлять мотивацию персонала на более эффективный труд, руководству необходимо определить фактические потребности своих сотрудников.
Контроль. Данная функция менеджмента подразумевает проведение оценки и анализа эффективности результатов деятельности компании. С помощью контроля оценивается степень достижения компанией своих целей, и при необходимости, корректировка запланированных действий. В процесс контроля входит: определение стандартов, измерение полученных итогов, сопоставление данных результатов с запланированными и, в случае необходимости, пересмотр изначальных целей. С помощью контроля все функции менеджмента объединяются воедино, он дает возможность выдерживать нужный курс деятельности компании и проводить своевременную корректировку неверных решений.
Координация выступает обеспечением согласованности работы всех управленческих звеньев, и поддержанием стабильного режима работы предприятия.
Целью координации выступает определение взаимодействия в работе разных подразделений предприятия, специалистов, руководителей, а также ликвидация препятствий и отклонений от установленного режима работы[38].
Невозможна реализация производства на современном этапе без применения разделения труда, а для этого необходимо усиление координации работы управленцев, специалистов и некоторых элементов системы менеджмента. В случае нарушения координации управленцы теряют информацию о действиях друг друга и функционируют обособленно. Это приводит к понижению или даже отсутствию нужного взаимодействия между менеджерами.
Координация проводится при личном контакте между руководством и при проведении совещаний, утверждения рабочих графиков и планов различных подразделений, их корректировки и координирования деятельности между исполнителями.
Если какая-нибудь из функций отстает в своем формировании от других, это сводит на нет многие управленческие решения, так как устойчивое формирование фирмы определяется сбалансированной и взаимосвязанной успешной работой всей управленческой структуры.
Для результативного управления мало знать существенные связи и экономические законы. Организация управления подразумевает формирование взаимосвязанных приемов и методов, с помощью которых реализуется управление экономикой на всех уровнях. Данный механизм строится на управленческих принципах реализации функций менеджмента.
Является общепринятым утверждение, что принципы управления представляют собой устойчивые зависимости и связи, которые регулируют человеческие действия, нацеленные на реализацию целей бизнес-системы[39]. Принципы менеджмента разрешают лучше осмыслить логическую взаимосвязь появляющихся в системе ситуаций и явлений, верно установить цели действий и избрать определенные решения, устремленные на эффективное воплощение управленческих функций. Все моменты управленческой деятельности взаимосвязаны с осуществлением принципов менеджмента, которые образуют основу функционирования и построения систем управления[40].
Принципы менеджмента являются правилами, основными руководящими идеями, нормами поведения и ориентирами деятельности управленческого звена, которым они следуют и в пределах которых осуществляются цели компании.
Принципы менеджмента обусловливают требования к структуре, системе, процессу и организации управления, выстраиванию управленческих органов и методам реализации его функций. Принципы менеджмента подразделяются по объектам и субъектам применения. В соответствии с этим критерием можно провести классификацию принципов управления в целом экономикой, обществом, политической и социальной сферами. Принципы менеджмента бывают конкретные и общие:
- к общим относятся принципы управления в целом обществом (объединение круга интересов коллектива, общества, личности, и преобладающая значимость экономического управления и т.п.);
- к конкретным относятся принципы политического, социального и экономического типов управления[41].
Необходимо, чтобы принципы не только отвечали целям менеджмента, но и согласовывались с современными требованиями к предпринимательской деятельности и прогрессивными тенденциями вероятных изменений, имели достаточную легитимность. Впервые определение принципов менеджмента было осуществлено Г.Эмерсоном в работе «Двенадцать принципов производительности» в 1912 году[42]. Тем не менее, более известными являются принципы менеджмента описанные А. Файолем. Данные принципы касались направлений, которые, согласно точки зрения приверженцев административной школы, выступают основными (Рисунок 4).
Принцип разделения труда подразумевает специализацию работ, необходимую для эффективности использования трудовых ресурсов[43]. Применение данного принципа позволяет уменьшить число целей, на которые устремляются усилия и внимание работника и, таким образом, увеличить отдачу.
В процессе менеджмента достигается гармония интересов персонала и организации и обеспечивается единство усилий. Этот принцип был назван корпоративным духом.
Вместе с тем важным является действие принципа инициативы — то есть, поощрения работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.
Рисунок 4 - Принципы менеджмента по Файолю[44]
Немаловажным условием эффективной менеджерской деятельности является использование принципа стабильности персонала. Содержание этого принципа заключается в установке работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффективность[45].
Под принципом порядок понимают необходимость обеспечения рабочего места для каждого работника и требования того, чтобы каждый работник был на своем рабочем месте.
Принципы менеджмента – основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций. По мнению Г. Кунц и С. О'Доннел, основными в менеджменте являются следующие принципы (рисунок 5).
Рисунок 5 - Принципы менеджмента по Г. Кунц и С. О'Доннел[46]
Следует отметить, что принципы менеджмента отличаются стабильностью, однако это не значит, что они неизменны в своих проявлениях. Экономика проходит в своем развитии этапы, характеризующиеся определенными масштабами и структурой, техническим уровнем и формами организации производства, качеством подготовки и мерой обеспеченности аппарата менеджмента кадрами, требованиями к менеджерам.
Таким образом, происходят изменения как в объектах, так и в субъектах менеджмента, а вместе с тем изменяются условия, в которых используются принципы менеджмента. Поэтому на различных отдельных этапах развития экономики какие-то аспекты этих принципов менеджмента становятся менее актуальными, но зато на первый план выступают другие.
В ходе исторического развития принципы менеджмента обобщались и конкретизировались и наука определила современные принципы реализации функций менеджмента.
Современные принципы менеджмента[47]:
1. Принцип соединения демократизма и рационального экономического централизма.
Сущностью принципа соединения демократизма и рационального экономического централизма является то, что персонал, занятый в предпринимательстве, свободно выбирает форму хозяйствования и форму собственности. Решение всех задач хозяйственной деятельности осуществляется их рабочими коллективами, учитывая экономическую политику страны, запросы рынка и возможности наибольшего удовлетворения потребностей персонала. Управленческие кадры исполняют только лишь координационные функции, регулирование трудовой деятельности персонала, основания экономических фондов применение производственного потенциала.
Необходимо постоянное совершенствование демократизации управления и ее форм, это обуславливается изменением в формах собственности, совершенствованием отраслевой оснащенности технологиями, необходимостью введения инновационных интенсивных технологий.
2. Принцип достижения большой эффективности экономики.
Под принципом достижения большой эффективности экономики предполагается успехи в достижении целей, результативность, кроме того экономичность, или минимизация затрат для получения необходимого результата, что обуславливается в условиях рынка высоким уровнем конкуренции.
Основой производственной эффективности является: введение инновационных технологий, производственная интенсификация, внедрение результативных форм управления и хозяйствования, убыстрение изменений в структуре, наиболее передовых форм организации производства и труда. В целях роста эффективности требуется полномасштабное введение в управленческие процессы методов экономико-математических вычислений и использование вычислительной техники современного уровня для нахождения оптимальных решений.
3. Принцип морального и материального стимулирования.
Данным принципом морального и материального стимулирования предполагается необходимость учета интересов и потребностей персонала, без которого не возможно находить решение сложных задач и верно осуществлять управление в компании.
Повышение материальной заинтересованности сотрудников происходит при использовании гибкой системы заработной платы, расширенной системы премиальных начислений, зависящих от итогов работы определенного подразделения, введении выплат компенсаций по выходу в отставку, реализации сотрудникам акций компании. Американскими компаниями применяются надбавки к зарплате, которые связанны с повышением стоимости жизни, в целях компенсации воздействия временной инфляции, а также поддержка в случае заболевания.
Немаловажным является в коллективе и моральное стимулирование, выступающее средством выделения заслуг некоторых сотрудников. Целесообразно использовать его различные формы, обеспечивая диверсификацию в оплате за труд, социальное равенство и рациональное сочетание групповых, общественных интересов и личных интересов.
4. Принцип коллегиальности и единоначалия.
Принцип коллегиальности и единоначалия подразумевает умелое применение в процессе управления коллегиальности и единоначалия.
Единоначалие дает высшему звену руководства установленную полноту власти и, следовательно, несение персональной ответственности за порученные задачи. Необходимость принципа единоначалия обуславливается нуждами самого производства, предполагающего единение всех работников. Она обозначает, что в трудовом процессе все подчинятся одному субъекту, который имеет на это требуемые права. Единоначалие дает возможность ликвидировать безответственность.