Файл: Научная школа менеджмента (Управление и менеджмент: взаимосвязь понятий и основные эволюционные школы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Управление компаниями обладает коллективным характером, вследствие этого единоначалие необходимо умело сочетать с коллегиальностью. Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на базе мнений руководства разных уровней управления. Коллегиальность увеличивает объективность принятия решений, их состоятельность и содействует их успешной реализации, но понижает управленческую оперативность.

5. Принцип научности.

Принцип научности характеризует полное применение во всей управленческой системе новейших научных концепций, прогрессивных практик лучших предприятий и организаций. Научное управление и субъективизм не согласуются.

Соблюдение данного принципа дает возможность сторониться проявлений субъективизма и волюнтаризма в процессе принятия управленческих решений. Необходимо, чтобы менеджмент основывался на глубоких познаниях объективных законов экономики, закономерностях и принципах управления. Научность управления предусматривает обширное применение методов математических вычислений, главным образом при решении задач производства, критический анализ и оценку результативности принятых решений и введение современных средств связи и оргтехники.

При введении в реальную сферу деятельности принципа научности немаловажно вести борьбу с шаблоном, подходить индивидуально к каждому предмету управления.

6. Принцип подготовки кадров и их расстановки.

Принципом подготовки кадров и их расстановки предусматривается обеспечение постоянства персонала и профессионализации в управлении.

Подготовку, подбор и расстановку кадров необходимо осуществлять таким образом, чтобы любой руководитель или специалист на занимаемом посту мог исполнять доверенную работу с максимальной эффективностью. Для этого необходима целенаправленная деятельность по данному направлению и правильное использование кадров.

7. Принцип ответственности.

Сутью принципа ответственности является формирование четкой структуры организации; разработку положений о структурных подразделениях компании, обязанности и права руководства, рабочие должностные инструкции; определение уровня материальной ответственности секторов находящихся на хозрасчете за проколы в работе; разработку положений относительно премирования сотрудников; четкое утверждение распоряжений и приказов; осуществление прочих мероприятий организационного характера.

В странах с развитой экономикой большую популярность приобрела социальная ответственность бизнеса, производство продукции высокого качества, которая безопасна для потребительского здоровья, соблюдение принципов морали.


8. Принцип оптимальности сочетания территориального и отраслевого управления.

Принцип оптимальности сочетания территориального и отраслевого управления предполагает наибольшую целесообразность размещения и развития производительных сил, призывает учитывать экологические факторы, уровень эффективности применения трудовых ресурсов, рабочей занятости, развитие социальной инфраструктуры, соответствие производства региональным этническим спецификам, удовлетворению у населения потребностей материального и духовного характера.

Отраслевое управление характеризуется необходимостью развития производственной диверсификации, усиления концентрации и специализации производства. Территориальное управление имеет другие целевые установки.

9. Принцип преемственности управленческих (хозяйственных) решений.

Основой принципа преемственности управленческих решений выступает целостность экономических процессов и явлений, как последовательности качественных и количественных перемен, которые осуществляются в пространстве и во времени. Данный принцип проявляется в различных формах.

Использование принципа наследственности управленческих решений необходимо при разработке и тем более при осуществлении планов, поскольку необходимо чтобы имелась сравнительность информации. Наследственность надобна в решениях организационного характера, которые предполагают проведение анализа прошлого, для достижения оптимальности, а так же максимальное сохранение положительной практики. Также ее необходимость проявляется в политике персонала, которая обязана учитывать сочетание опытных специалистов и инициативных молодых работников, имеющих скорость реакции и отсутствие консервативности в мышлении.

10. Принцип подчинения индивидуальных интересов коллективным.

Принцип подчинения индивидуальных интересов коллективным основывается на приоритете интересов коллектива перед личными, которые сложно осуществимые в менеджменте. Поскольку с управленческой точки зрения, достижение общих целей в компании возможно лишь удовлетворив личные интересы сотрудников. В случае достижения сотрудниками личных потребностей вопрос соотношения общих и личных интересов не облегчается, а наоборот, имеет выраженную склонность к усложнению. Чем более многообразны личные интересы персонала, тем сложнее становится отыскивание мотивации для увеличения эффективности их работы.

11. Принцип эффективности и экономичности.


В производстве требуется достижение не только действенного сочетания материальных и людских ресурсов, но и существенной экономии сил, максимально продуктивного использования труда. Общество имеет заинтересованность в снижении затрат общественного производства для роста объемов инвестиционных накоплений и ресурсов.

12. Принцип доминанты развития (принцип основного звена).

Принцип доминанты развития (принцип основного звена) заключается в том, что до принятия управленческого решения должны быть определены: основные перспективы, а также главный фактор, от которого зависит достижение поставленных целей.

Этот принцип позволяет минимизировать временные и финансовые затраты на исследования различных направлений развития организации. Выделение главного фактора позволяет сосредоточить все виды ресурсов (в основном ограниченных) на разработку основной задачи.

В целом, приведенные выше принципы менеджмента характерны в основном для систем и подсистем управления в целом. Вместе с тем каждая структура на уровне организации должна формироваться на основе еще и специфических принципов, к которым можно отнести:

- приоритет интересов собственников;

- направленность на демократизацию управленческих структур и управление собственностью;

- равенство прав организаций в экономической сфере рыночных и партнерских взаимоотношений;

- оптимальность организационных структур управления;

- эффективное материальное стимулирование управленческого труда;

- современное информационное обеспечение аппарата управления;

- наличие квалифицированных кадров управления и тому подобное[48].

Принципы управления должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, договорных обязательствах. Соблюдение требований этих принципов является основой для эффективного функционирования аппарата управления.

Отдельно стоит отметить принцип формирования регулярного менеджмента в организации. В современных рыночных условиях конкурентоспособность предприятий значительно зависит от организации их управления, эффективного использования интеллектуального потенциала работников и создания для них комфортных условий. Для того, чтобы реализация современных функций и принципов менеджмента начала приносить прибыль и качественно менять состояние дел на предприятии, руководители многих компаний, идущих в ногу со временем, начинают внедрять в своих организациях методики регулярного менеджмента. Переход от нерегулярного к регулярному менеджменту, по мнению отечественных исследователей, должен включать следующие основные шаги (рисунок 6).


Рисунок 6 - Этапы перехода от нерегулярного к регулярному менеджменту[49]

Выделяется три основных условия качественного функционирования принципов регулярного менеджмента.

Первым условием является наличие в организации свода жестко регламентированных правил, выполняя которые сотрудник может самостоятельно осуществлять свою деятельность, не обращаясь к своему непосредственному руководству. Так же обязательно должны рассматривать и описываться ситуации, в которых к руководству необходимо обращаться.

Вторым условием является наличие документированных процедур по каждому правилу работы. Это необходимо для однозначной трактовки всеми сотрудниками зафиксированных и официально признанных процедур.

Третьим условием является концентрация усилий на самых важных направлениях, для избегания распыления сил и времени на документирование простых и второстепенных процессов[50].

Итак, регулярный менеджмент обеспечивает оптимальное функционирование рабочей среды проекта как неделимого целого, в котором одни процедуры перетекают в другие на основе стремления коллектива к достижению определенных целей и к решению поставленных задач в рамках стратегии фирмы. При этом акцентирование деятельности компании на тех или иных элементах, процедурах регулярного менеджмента происходит подспудно, интуитивно, когда этого требует ситуация.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам исследования сформулируем следующие выводы.

Сходства и различия понятий управления и менеджмента зависят от конкретной ситуации. Управление – это общий процесс, менеджмент – частный. Профессиональные организаторы и управленцы используют набор инструментов, идеально подходящий для конкретной ситуации. Управление в первую очередь опирается на практику, в то время как менеджмент – на теорию. Отличаются и подходы к оценке качества труда, распределения ресурсов. Процесс управления понимается как совокупность циклических действий, которые связаны с обнаружением проблем, поиском и организацией исполнения принятых решений. Применимо к современному миру, менеджмент – это научно обоснованные методы воздействия на социально-экономические системы.

С середины ХIХ века и да нашего времени продолжается шестая управленческая революция. Наибольшим тому доказательством служило появление различных школ управления: научной школы управления, административной, «эмпирической», «количественной и др.


Школа научного управления (1885—1920 гг.) положила начало зарождения науки управления и возникновения менеджмента в конце XIX — начале ХХ в. Школа научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало признаваться как самостоятельная область деятельности и научных исследований. Впервые было доказано, что управление может значительно повысить эффективность организации. Основным наследием научной школы является изучение функций и принципов менеджмента.

Под функцией менеджмента понимается абсолютно изолированные направления управленческой деятельности, по которым исполняется управленческое влияние на объекты управления для достижения определенных целей. Они характеризуются однородностью, стабильностью содержания, определенной целевой направленностью, объективностью, повторяемостью операций при их исполнении, взаимосвязью и взаимодействием с другими.

Под определенными (общими) функциями менеджмента понимаются виды деятельности, которые не связаны с собой спецификой объекта управления и считаются общими для всех фирм и иерархических уровней управления. К основным функциям можно отнести:

- целеполагание, под которым понимается постановка цели формирования фирмы и разработка программы ее достижения (планирования);

- организация, под которой понимается обеспечение достижения цели;

- регулирование, под которым понимается предотвращение либо исправление сбоев в процессе формирования по отношению к цели;

- активизация, под которой понимается стимулирование достижения цели в процессе формирования;

- контроль, под которым понимается сопоставление состояния фирмы с целью ее формированием.

Принципы менеджмента – основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций. Современные принципы реализации функций менеджмента: принцип соединения демократизма и рационального экономического централизма, принцип достижения большой эффективности экономики, принцип морального и материального стимулирования, принцип коллегиальности и единоначалия, принцип научности, принцип подготовки кадров и их расстановки, принцип ответственности, принцип оптимальности сочетания территориального и отраслевого управления, принцип преемственности управленческих (хозяйственных) решений, принцип подчинения индивидуальных интересов коллективным, принцип эффективности и экономичности, принцип доминанты развития (принцип основного звена).