Файл: Сущность понятия «информационное общество».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Эволюция общественного развития привела к пониманию, что ключевой ценностью современной эпохи является информация – стратегический ресурс развития, как отдельной личности, так и государств в целом. Повышение роли информации и знаний способствовало развитию информационно-коммуникационных технологий, переориентировавших экономику развитых стран на производство информационных продуктов и услуг. Таким образом, сформировалось информационное общество, развитие которого обуславливает ключевые направления экономики и социальной политики государств.

Однако следует констатировать, что Российская Федерация сегодня не является лидером среди мировых государств по развитию информационного общества на своей территории. Граждане не в полном объеме получают весь потенциал электронных услуг, не имеют возможности пользоваться передовыми разработками в области открытости и доступности информации.

В этой связи ставится особенно актуальным изучение сущности информационного общества, принципов и основных черт его построения, проблем его развития на территории нашей страны и возможных вариантов преодоления выявленных препятствий.

Целью настоящей работы является изучение сущности понятия «информационное общество», проблем его развития в России и направлений совершенствования.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить понятие информационного общества, его основные черты;
  • рассмотреть концептуальные подходы к пониманию «информационного общества»;
  • исследовать факторы становление глобального информационного общества;
  • рассмотреть основные направления и особенности формирования информационного общества в России;
  • проанализировать проблемы формирования информационного общества в России;
  • определить перспективы развития информационного общества в России.

Глава 1. Теоретические аспекты информационного общества

1.1. Понятие информационного общества, его основные черты

В истории развития человечества особую роль играет информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством[1]. По мере возрастания количества информации в обществе возникают информационные революции, при которых происходит качественные изменения во всех сферах жизни общества. Каждая информационная революция является базой для развития новых средств передачи и хранений знаний.


В начале 60-х годов ХХ века очередная информационная революция ознаменовала собой переход к информационному обществу. Именно в этот период человечество осознало особую самостоятельную роль информации без ее привязки к материальному производству. Информация сама становится «производством», ключевым фактором в развитии государств. Таким образом, информационное общество – это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

Информационное общество базируется на концепции обучения в течение всей жизни. Средствами получения знаний являются информационные технологии, создание которых объединяет научное сообщество всего мира, исследователей, инженеров и техников, а также их институциональные объединения (исследовательские сети, фирмы, компании и пр.). Знания становятся основой производства высокотехнологичных товаров и услуг, развития как общества в целом, так и отдельных его индивидов[2].

Переход человеческого развития к информационному обществу обусловлен следующими причинами:

  • осознание людьми фундаментальной роли информации, значительный рост ее объемов;
  • появление информационной инфраструктуры, обеспеченной массовым внедрением компьютеров и информационно-телекоммуникационных продуктов в систему экономических и социальных отношений;
  • активное использование системы знаний (информации) в производственной, технической, управленческой и других сферах деятельности (например, в целях генерации ядерной энергии, освоении космоса)[3].

Следовательно, информация становится ключом к достижению научно-технического прогресса, развитию общества в целом.

В основе информационного общества находятся процессы информатизации, т.е. превращения системы знаний в информационный ресурс с целью его дальнейшей переработки из пассивных форм (книги, статьи и т.п.) в активные (модели, алгоритмы, проекты и т.п.).

Информатизация общества происходила в три этапа (рисунок 1).

3

2

1

Рисунок 1 – Этапы информатизации общества

Основными чертами информационного общества являются[4]:

1) В экономической сфере: информационные продукты и услуги являются одним из ключевых составляющих ВВП. Также расширяется спектр возможностей для применения людьми своих профессиональный знаний, вариантов развития бизнеса и коммерческой инициативы, возрастание удельного веса занятых граждан в сфере информационных технологий, хранения, передачи, распространения информации.


2) В политической сфере: повышение степени открытости органов государственной власти, обеспечение эффективных коммуникаций граждан и государственных служащих (повышение качества и оперативности обратной связи), совершенствование текущей управленческой деятельности, развитие новых направлений государственного управления (разработка проектов, программ в сфере информационного общества), повышение доступности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг.

3) В социальной сфере: повышение возможностей использования социальных благ во всех сферах социально-экономической жизни общества, таких как:

  • образование – внедрение дистанционного обучения, возможность контроля за успеваемостью учеников со стороны родителей (электронные дневники) и пр.;
  • здравоохранение – создание высокотехнологического оборудования диагностики, профилактики и лечения заболеваний;
  • торговля и оказание услуг – электронная торговля, дистанционное оказание услуг и пр.;
  • безопасность – онлайн патрулирование улиц, дорог, системы слежения и т.д.

Особо следует подчеркнуть, что развитие информационного общества позволило уровнять возможности людей, в частности лиц с физическими ограничениями здоровья, к полноценному коммуникационному обмену, получению образования, трудоустройству[5].

4) В сфере личностного развития индивидов: расширение горизонтов самообразования и саморазвития, обретение большей свободы выбора, общедоступность информации, осознание самой ценности информации для успешной карьеры, счастливой и благополучной жизни.

В целом, информационное общество характеризуется созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей с целью удовлетворения их потребностей в информации и знаниях.

В основе информационного общества четыре доминирующих составляющих (рисунок 2).

Рисунок 2 – Сущностные характеристики информационного общества[6]

Для более полного понимания сущностных основ информационного общества далее рассмотрим основные концепции его формирования.

1.2. Концептуальные подходы к пониманию «информационного общества»

Воздействие информационной революции на социум и становление информационного общества вызывает высокий интерес в кругу научных исследований. Таким образом, сущность информационного общества так же раскрывается посредством изучения широкого спектра концепций, выдвинутых учёными.


В совокупности все концепции можно дифференцировать в зависимости от их основной мысли на четыре направления:

1) информационное общество рассматривается как информационная экономика;

2) информационное общество приравнивается к понятию «постиндустриального» общества;

3) информационное общество тождественно обществу знания;

4) информационное общество возникает вследствие окончания развития общества потребления.

Согласно первому концептуальному направлению развитие хозяйственного производства в обществе происходило в три этапа: аграрное, промышленное, информационное. Переход от одной стадии к другой ознаменовывался открытием новых знаний, что на заключительном этапе вывело их в отдельную экономическую категорию общественного развития. Возникают категории информационного потребления, информационного производства, информационные индексы и т.п. В тоже время происходит трансформация занятости населения по секторам экономики. Возникают новые категории производителей информации, ее продавцов и потребителей.

Концепция информационного общества как постиндустриального рассматривается в трудах американского социолога, профессора Гарвардского университета Д. Белла. В своей книге «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования» он рассмотрел постиндустриализм как переход от производства вещей, характерного для индустриального общества, к производству услуг и технологий, связанных со здравоохранением, образованием, исследованиями и управлением[7].

Следовательно, фактором развития становится не рост промышленного производства, а теоретическое знание, способное обеспечить социально-экономическою систему инновациями. Именно они и будут являться базой для развития общества в стратегической перспективе.

Развитие теории постиндустриализма получило и в трудах Э.Тоффлера. В его концепции трех волн (аграрной, индустриальной и постиндустриальной) переход от индустриального к постиндустриальному обществу обусловлен деконцентрацией производства, перераспределением населения между урбанистическими центрами (от промышленных городов к населенным пунктам, связанным с производством высоких технологий), резким ростом информационного обмена в обществе, индивидуализацией личности при сохранении солидарных отношений между людьми[8].

Э. Тоффлер отмечает, что в новом постиндустриальном обществе на смену громоздким промышленным корпорациям приходит эффективный бизнес малых инновационных предприятий. Индивидуальное предпринимательство, основанное на системе знаний и производстве информации, не требует специализированных помещений и может, при наличии соответствующей информационной инфраструктуры (компьютер, интернет, ксерокс, принтер и т.п.) осуществляться на дому. При этом приносить должный доход как собственнику бизнеса, так и государству.


Концепция информационного общества как общества знания предполагает развитие общественных социально-экономических отношений не только посредством создания нового информационного продукта, но и его аккумулирования из уже существующих ресурсов. Так, например, верования, народная мудрость, поэзия, философия и пр. могут стать источником информации, которая также может быть переведена в экономическую плоскость[9]. Таким образом, сокращаются издержки на внедрение знания. По факту оно уже апробировано в практической плоскости и имеет результат. Остается только перевести данный результат посредством информационного производства в необходимый экономический и социальный эффект.

Следовательно, в информационном обществе знание является структурным аспектом развития, а информация – процессуальным. По мнению японского социолога И. Масуда потенциальным рынком в этом случае станет «граница познанного», а ведущей отраслью экономики – информационное производство[10].

Концепция, где информационное общество рассматривается как конец общества массового производства, базируется на смене самих организационных структур производственно-экономической деятельности. Так в эпоху массового производства основу эффективности функционирования производственных систем и результативности экономических операций составляли регламенты и стандарты, выживаемость на рынке была гарантирована масштабами производства. Производительность обеспечивалась ручным трудом, а рабочий класс считался доминирующим в системе общественных отношений.

Переход к информационной экономике коренным образом изменяет организационную структуру предприятий. Возникают новые структуры, не имеющие привязки к конкретной территории и обеспечивающие коммуникационное взаимодействие в информационно-телекоммуникационной плоскости (например, транснациональные корпорации).

В то же время изменяется и целевое назначение конечного продукта. Он переходит из разряда массового в категорию индивидуализированного. В этих условиях информационные технологии позволяют производить массовый продукт с характеристиками, удовлетворяющими потребностям разных целевых аудиторий и оперативно менять эти характеристики в случае изменения вкусов и предпочтений граждан. То есть на всех этапах производственной деятельности сбор, обработка и распределение информации становятся ключевым фактором рентабельности и прибыльности.