Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Сущность финансов).pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
Темпы экономического и социального развития, а также эффективность производства в масштабах всего общества зависят от соотношения между потреблением и накоплением, складывающегося в результате финансового распределения. Норма накопления определяет темпы и качество экономического роста. В неменьшей степени темпы развития экономики зависят от внутренней структуры валового накопления. Эффективность инвестиций зависит от удельного веса в них производственных капитальных вложений, их отраслевой, технологической и территориальной структур, В развитой рыночной экономике оптимизировать инвестиционный процесс помогает финансовый рынок, с помощью которого временно свободные финансовые ресурсы и сбережения направляются в наиболее эффективные объекты.
Изменение пропорций между потреблением и накоплением определяется не только конкретной экономической ситуацией на рынке, но и направленностью методов государственного финансового регулирования. Финансовое стимулирование инвестиционной деятельности государством может осуществляться как путем прямого государственного финансирования инвестиционных проектов, так и на основе создания льготных условий для негосударственных инвесторов, при этом используется сочетание налоговых и бюджетных методов регулирования. Льготные условия как финансовый стимул инвестиционной деятельности создаются путем полного или частичного освобождения от уплаты налогов по операциям, связанным с осуществлением инвестиций, и доходам, направляемым на капитальные вложения или в финансовые активы. Организации могут получать инвестиционный налоговый кредит, уменьшать налогооблагаемую прибыль за счет ускоренной амортизации. В составе расходов бюджета может быть предусмотрен бюджет развития, предназначенный для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов. Бюджетные средства могут быть привлечены для закупки оборудования, в дальнейшем предоставляемого на основе лизинговых соглашений. С 2006 г. в составе федерального бюджета создан Инвестиционный фонд Российской Федерации.
Долговременное повышение эффективности и масштабов производства возможно только на основе использования новейшей техники и технологии. В развитых странах в настоящее время почти весь прирост производительности труда получают за счет создания, освоения и внедрения новой техники и технологий.
Переход на рыночные отношения потенциально благоприятствует научно-техническому прогрессу (НТП). Однако для максимального раскрытия этого потенциала необходимы определенные условия, среди которых: превышение предложения над спросом на рынке традиционных товаров, отсутствие монополизма производителей и разработчиков, наличие конкуренции (в том числе среди научных коллективов), защита интеллектуальной собственности и т.д. Пока полностью в России такие условия не созданы, поэтому нередко коммерческие интересы побуждают субъекты хозяйствования направлять свои ресурсы в сторону более легких и гарантированных способов увеличения прибыли, экономя на расходах на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). В связи с этим необходим поддерживаемый государством механизм финансового обеспечения и стимулирования НИОКР, работ по созданию и внедрению новой техники, изобретательству. Государственное участие в создании таого механизма может осуществляться путем бюджетного финансирования научных разработок (в форме сметного финансирования государственных научно-исследовательских организаций, субсидий, оплаты государственного и муниципального заказа), а также создания льготных условий субъектам хозяйствования, действующим в области инноваций.
Сочетание различных налогово-бюджетных методов стимунирования НТП можно проследить на основе деятельности некоммерческих организаций, созданных в форме научных фондов. В Российской Федерации, например, государство выступает учредителем Российского фонда фундаментальных исследований, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций и др.
Источником финансирования научных грантов, размещаемых на конкурсных условиях данными фондами, являются бюджетные средства. Данные средства, полученные организациями, осуществляющими научные разработки, не учитываются при определении налогооблагаемой прибыли. Фонды финансирования научных исследований могут создаваться органами государственной власти вместе с коммерческими организациями (например, Российский фонд технологического развития, фонды финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), при этом добровольные взносы коммерческих организаций в такие фонды полностью или частично уменьшают налогооблагаемую прибыль организаций (ст. 262 НК РФ).
Для ускорения научно-технического прогресса большое значение имеют порядок распределения средств между отдельными этапами научных исследований, процессами разработки, создания, внедрения и освоения новой техники, способы концентрации средств на ключевых направлениях научно-технического прогресса и у тех научно-исследовательских и производственных коллективов и отдельных исследователей, которые добиваются наиболее крупных научно-технических достижений. В США принципиально важной мерой, усилившей влияние государства на инновационные процессы, стало принятие в 1981 г. закона об инновационных исследованиях малого бизнеса. Рассматривая науку в качестве основы прогресса промышленности и национальной экономики, закон наделил малый бизнес правами в получении бюджетных субсидий на разработку инноваций.
Обязательной составной частью финансового механизма НТП является система материального стимулирования научно-технических достижений. Мощное воздействие Нобелевского фонда на мировую науку в немалой степени определяется размерами назначаемых им премий. В Российской Федерации авторам научных открытий, лауреатам государственных и именных премий выплачиваются крупные денежные вознаграждения. При использовании патентов на изобретение размер вознаграждения автору устанавливается по соглашению сторон. Одним из инструментов финансового регулирования данной сферы деятельности являются государственные пошлины на заявку, регистрацию и продление патента. Размер пошлин оказывает влияние на масштабы изобретательской деятельности и сроки действия патентов.
Уровень и качество жизни людей, а также политическая и социальная стабильность зависят от доступности услуг, связанных с образованием, здравоохранением, культурой, социальным обслуживанием, возможностью получения достойной заработной платы и компенсацией ее утраты в результате потери трудоспособности. В отчете Всемирного банка о мировом развитии среди пяти основных задач современного государства названа задача финансирования базовых социальных услуг и инфраструктуры, а также обеспечения социальной безопасности.
В статье 7 Конституции РФ определено, что российское государство является социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Все современные учебники по экономической теории определяют, что повышение благосостояния населения — главная цель экономической политики государства, и том числе финансовой. Для реализации основных жизненно важных социальных гарантий (таких как право на труд и защита от безработицы; право на государственную защиту материнства, отцовства, детства, семьи; социальное обеспечение при утрате трудоспособности или потере кормильца; право на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь; на образование) предусмотрены специальные финансовые механизмы. Социальная стабильность как условие экономического развития предполагает отсутствие резкого расслоения общества, поэтому государственное финансовое регулирование социальных процессов также направлено на нивелирование разницы в уровне доходов отдельных социальных групп.
Финансовые методы воздействия на социальные процессы включают:
1) финансирование денежных выплат гражданам, гарантированных государством (пособия, стипендии, пенсии, субсидии, компенсации);
2) финансирование предоставляемых отдельным категориям граждан льгот, при оплате ими товаров и услуг;
3) финансовую поддержку со стороны государства жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на выпуск товаров потребительского назначения и услуг первой необходимости;
4) налоговое регулирование доходов физических и юридических лиц через дифференциацию налоговых ставок, налоговые льготы;
5) финансирование из бюджета организаций социальной сферы, т. е. учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, социального обслуживания, а также оказание государственной поддержки другим некоммерческим организациям, действующим на рынке аналогичных услуг;
6) стимулирование финансовыми методами создания новых рабочих мест, финансирования общественных работ, организации индивидуальной предпринимательской деятельности и самозанятости населения;
7) финансовое регулирование государством рынка жилья через реализацию целевых программ доступного жилья для отдельных категорий, групп и слоев населения;
8) регулирование развития финансового рынка и разработку механизма защиты интересов инвесторов, вкладчиков, страхователей.
Финансовое регулирование социальных процессов осуществляется как за счет бюджетов разных уровней, так и внебюджетных фондов. Эти источники позволяют финансировать выплаты в виде социальных трансфертов, к которым относятся:
1.жилищные субсидии;
2.стипендии студентам, включая социальные стипендии студентам из малоимущих семей;
3.пенсии по возрасту, инвалидности, потере кормильца, по выслуге лет;
4.пособия на детей, по безработице, при временной нетрудоспособности, вынужденным мигрантам;
5.материальная помощь для малоимущих граждан.
Значительную долю социальных выплат регулирует федеральное законодательство, тогда как сами выплаты зачастую производятся непосредственно по месту жительства или работы получателей или через исполнительные органы субъектов РФ и муниципальных образований. Государство в целях воздействия на экономику использует всю совокупность финансовых инструментов, включая налоги, государственные расходы, учетную ставку, денежную массу, установление предельных цен, регулирование и контроль и др., причем как по отдельности, так и в комбинациях друг с другом. Так, налоги могут стимулировать либо ограничивать предпринимательскую деятельность и личное потребление. Государственные расходы создают условия для предприятий и работников по производству определенных видов товаров и услуг, а также социальные выплаты, поддерживающие определенный уровень дохода у некоторых слоев населения. Установление предельных цен на отдельные товары и услуги касается преимущественно деятельности естественных монополий.
Регулирование и контроль осуществляется с помощью принятия соответствующих нормативно-законодательных актов, регулирования определенных видов экономической деятельности, включая запрет на некоторые из них. Увеличивая объем расходов в виде государственных капитальных вложений, государство стимулирует повышение спроса, расширение инвестиций, рост объемов промышленного производства. Увеличивая расходы на военные цели, государство увеличивает спрос не только на военную технику, но и продукцию промышленности, сельского хозяйства, оборудование, сырье, стимулирует научные исследования и разработки. Через финансирование инфраструктуры государство сокращает издержки частных компаний. С помощью налогов оно может ограничить потребление отдельных видов товаров (алкогольной, табачной продукции) и т. д. При этом если необходимо достичь краткосрочного макроэкономического равновесия, то преобладают немонетарные финансовые инструменты - налоги, государственные расходы. Если же экономическая политика направлена на устранение угроз инфляционных процессов, вызванных сбоем в монетарной сфере, то ставка делается на денежные инструменты.
Для обеспечения бездефицитного бюджета применяются немонетарные инструменты, при этом государственные расходы сокращаются, а доходы государства растут. Сокращение расходов - непопулярная мера, но данная проблема встает практически перед каждой страной, и связано это с реорганизацией производства и разрастанием госсектора до размеров неэффективного функционирования. Другое направление балансирования бюджета - повышение эффективности сбора налогов и сборов. С этой целью необходимо проведение индексации налогов и отказ от произвольного освобождения от уплаты налогов. Кроме того, необходима политика в области курса обмена национальной валюты. При установлении, например, валютного коридора и заранее объявленной девальвации национальной валюты субъекты экономики смогут заранее прогнозировать объем производства, свои доходы и объем налоговых платежей.
Однако в условиях стагфляции, когда инфляция развивается параллельно со спадом производства, использование только финансового регулирования оказывается недостаточным и зачастую неэффективным. Исходя из этого, наряду с финансовым регулированием возникает необходимость использования и других регуляторов, в первую очередь денежно-кредитных.
Проведение монетарной политики основано на необходимости регулирования процентных ставок с тем, чтобы рост номинальных ставок процента опережал темп инфляции. При проведении жесткой рестрикционной политики наблюдается дефляционный эффект, темпы инфляции снижаются, однако и объемы производства падают, растет безработица. Практика использования финансового инструментария развитыми странами показывает возможность гибкого маневрирования им.
Использование финансовых инструментов характеризуется следующими чертами:
1. иерархией использования монетарных и немонетарных инструментов регулирования экономики;
2. многовариантностью финансовой политики в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
3. целевой направленностью финансового инструментария, ориентированного на антиинфляционное и бездефицитное развитие.
Следовательно, государство с помощью финансовых рычагов и инструментов оказывает воздействие на экономику через регулирование поведения субъектов хозяйствования, развитие отдельных территорий и отраслей.
Государственное регулирование экономических процессов в целом направлено на предотвращение возникающих диспропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства. Еще одним направлением государственного финансового регулирования является обеспечение развития более быстрыми темпами приоритетных видов экономической деятельности. Это направление наиболее актуально для стран, осуществляющих крупные системные преобразования. Немаловажным фактором успешного экономического развития является социальная стабильность, поэтому государственное финансовое регулирование связано также с ее достижением.