Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Сущность финансов).pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
Содержание:
Введение
Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.
Основные цели экономической политики государства - обеспечение эффективного функционирования экономической системы страны посредством создания надлежащей правовой базы и регулирования общественной обстановки. поддержание и регулирование конкуренции, перераспределение дохода и, как следствие, богатства, целесообразное перераспределение ресурсов для регулирования структуры национального продукта и контроля, обеспечение стабильного состояния экономики посредством контроля уровня занятости и инфляции, изменений в конъюнктуре рынка страны и поддержания в стране экономического роста. Это предполагает государственное вмешательство в экономику, которое выражается в регулировании поведения участников общественного производства и осуществляется как посредством административных методов, так и косвенных (экономических), среди которых финансовым инструментам принадлежит решающая роль.
Целью данной курсовой работы является определение сущности финансов и их функции, структуру финансовой ситсемы, проанализировать методы финансового регулирования экономики и роль финансов в экономических отношениях. Рассмотреть финансы как инстумент регулированияэкономики. Выявить основные направления использования финансов в развитии экономики.
Глава 1. Сущность финансов
Финансы – важнейшая стоимостная распределительная категория, играющая ключевую роль в экономике любого государства. Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охваченных ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяется строем государства, его природой и ключевыми функциями.
Термин «финансы» возник приблизительно в 13-15 веках в торговых городах Италии и первоначально обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил распространение как понятие, связанное с системой денежных отношений между государством и населением по поводу формирования денежных средств.
Финансы возникли и долгое время развивались как система мобилизации средств, материальных и финансовых ресурсов для нужд правящей элиты, разных форм государственных образований и защиты определенной территории. С этой целью государство вводило разные формы налогов, сборов и платежей. Использование собранных таким способом денег исключало контроль со стороны обычных граждан.
На этом этапе развития термин «финансы» отражал следующее:
1) денежные отношения между двумя субъектами – государством и населением;
2) в этих отношениях субъекты обладали различными правами, государство обладало особыми полномочиями;
3) в процессе этих отношений сформировался общегосударственный фонд – бюджет;
4) регулярное поступление средств в бюджет обеспечивалось государственно-принудительным характером взимания налогов и сборов.
Как историческая категория, финансы появились одновременно с появлением государств и расслоением общества на классы. На ранних стадиях развития государств не существовало разницы между ресурсами государства и ресурсами монарха. И только с отделением имущества монарха от государственной казны, появились такие понятия, как: государственные финансы, государственный кредит и государственный бюджет.
1 этап – неразвитые финансы. Характерные черты: примерно две трети денежных средств расходуется на военные цели; не оказывается никакого влияния на экономику со стороны государства; финансовая система имеет только 1 звено – бюджет, а все финансовые отношения связаны только лишь с формированием и использованием бюджетных средств. Этот этап длился до конца 19 века.
2 этап – развитые финансы. Характерные черты: увеличивается удельный вес расходов государства на экономику и социальные нужды; финансовая система приобретает многозвенный характер, а потому и финансовые отношения приобретают разнообразный характер; получают развитие местные финансы, внебюджетные фонды, финансы предприятий разных форм собственности. Этот этап длится с конца второй мировой войны по сей день.
Понятие финансов
Понятие финансы неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями. В условиях товарно-денежных отношений происходит непрерывный процесс движения денег перехода от одного владельца к другому.
Слово "финансы" (фр. finance от ср. - лат. financia) в переводе означает наличность, доход; в широком смысле - денежные средства, денежные обороты. Деньги обязательные условия существования финансов так как они всегда имеет денежную форму.
Различают следующие подходы к определению экономической сущности определения «финансы»:
1) Финансы - это система экономических (денежных) отношений, при помощи которых создаются, распределяются и перераспределяются фонды денежных средств;
2) Финансы – это совокупность объективно обусловленных экономических отношений, которые имеют распределительный характер, денежную форму выражения, материализуются в денежных доходах и накоплениях, которые сосредотачиваются в государственных структурах и у субъектов хозяйствования с целью расширенного воспроизводства, материального стимулирования работников, удовлетворения социальных нужд общества.
3) Финансы – это система экономических отношений между государством, юридическими и физическими лицами по поводу формирования, распределения, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов, которые должны регулироваться правовыми нормами.
Обобщая вышеприведенные определения, можно сделать вывод, что финансы – это совокупность экономических отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование финансовых ресурсов государства и которые связаны с обменом, распределением и перераспределением ВВП и национального дохода.
Принципиальное отличие финансовых отношений от денежных и других состоит в том, что данные отношения обязательно регламентируются государством, т.е. опосредованы определенными правовыми актами, рекомендациями, стандартами.
Субъектами финансовых отношений являются физические и юридические лица -участники общественного воспроизводства:
-Государство в качестве управляющей структуры общества;
-Субъекты хозяйствования как производители ВВП;
-Физические лица - наемные работники;
-Финансовые институты, которые обеспечивают перераспределение финансовых ресурсов (выступают своеобразными финансовыми фильтрами);
-Международные финансовые учреждения и организации.
Объектами финансовых отношений являются финансовые ресурсы, то есть денежные средства и фонды участников воспроизводственного процесса.
1.2. Функции финансов
Финансы не тождественны деньгам, а имеют свою специфику и общественное назначение, которое и выражается в выполняемых ими функциях.
Финансы выполняют воспроизводственную, распределительную, контрольную, регулирующую и стабилизационную функции, посредством которых финансы реализуют их общественное назначение.
Воспроизводственная функция финансов заключается в обеспечении непрерывного кругооборота капитала. Активно участвуя во всех стадиях расширенного воспроизводства, финансы способствуют росту собственного капитала и доходности организации. В результате участия финансов в производственной деятельности организации происходит формирование денежных доходов, фондов накопления и потребления, оптимизируется соотношение между ними. Воспроизводственная функция присуща только финансам организаций, деятельность которых осуществляется в сфере материального производства.
Ключевыми функциями государственных финансов являются распределительная и контрольная. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.
Распределительная функция финансов является основной, поскольку главная характеристика финансовых отношений - их распределительный характер. Основным объектом распределения являются стоимость ВВП и национальный доход. В экстремальных ситуациях (стихийные бедствия, война, социальные потрясения, экономические кризисы) и при крупных социально-экономических преобразованиях с помощью финансов распределяется значительная часть национального богатства (элементы, принимающие денежную форму стоимости: золотой запас; валютные резервы; накопленные страховые резервы и др.). Субъектами распределения являются государство, юридические и физические лица.
Финансы имеют отношение к распределению и перераспределению национального дохода как на стадии формирования первичных (основных) доходов, так и на стадии формирования вторичных (производных) доходов. Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода в пропорции его конечного использования.
Последней стадией перераспределения доходов является их реализация. Реализуемые доходы называются конечными, они истрачены на приобретение товаров и услуг. Часть конечных доходов может быть выделена на сбережения в различной форме.
Сумма первичных доходов должна равняться сумме конечных доходов с учетом сбережений. Это одно из основных финансовых равенств.
Распределение и перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики и социальной сферы (сельского хозяйства, транспорта, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения), а также для поддержки наименее обеспеченных слоев населения — пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей и т. д.
Контрольная функция финансов проявляется в контроле над распределением стоимости общественного продукта на разных стадиях его движения по фондам и расходованием их по целевому назначению и достижению заданного результата. Контрольная функция реализуется через механизм финансового контроля. Основу контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов. Можно определить, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение экономических субъектов, насколько экономно и эффективно они используются. Распределительная и контрольная функции представляют собой две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.
Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов регулирует финансовую деятельность и тем самым воспроизводственный процесс. Таким образом, можно говорить и о регулирующей функции финансов, которая проявляется на всех уровнях, во всех сферах, звеньях организации собственно финансовых отношений, в иерархии ее построения.
В условиях рыночной экономики финансы должны также выполнять стабилизационную функцию: обеспечение для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильных условий в экономических и социальных отношениях. Особое значение имеет вопрос стабильности, прежде всего финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных как российских, так и иностранных инвесторов. Достижение стабильности рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально-ориентированному экономическому росту.
1.3. Структура финансовой системы
Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления. В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений (государства, хозяйствующих субъектов, наёмных работников и органов местного самоуправления) накапливаются различные фонды денежных доходов.