Файл: Корпоративная культура организации: характеристики и особенности формирования в современных условиях.( Теоретические основы формирования и развития корпоративной культуры).pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития корпоративной культуры
1.1 Понятие, элементы корпоративной культуры
1.2 Факторы, оказывающие влияние на развитие корпоративной культуры в современных условиях
Глава 2. Анализ и диагностика существующей корпоративной культуры в ООО «ИНВЕНТ»
2.1. Цели, миссия и устав ООО «ИНВЕНТ»
Общие вопросы:
Существует ли в компании корпоративная культура?
Существует ли у компании миссия?
Есть ли в компании кодекс правил поведения?
Вам нравится работать в вашей компании?
Хорошо ли Вы знаете историю компании?
Фирменный стиль
Есть ли у компании фирменный логотип?
Есть ли в компании внешний стиль, дресс-код?
Есть ли у компании девиз, лозунг?
Имеет ли компания свой особенный стиль?
Есть ли у Вас фирменная вещь от вашей компании?
Стиль управления
Можете ли Вы выразить свое мнение руководству?
Называете ли вы руководителя организации по имени-отчеству?
Считаете ли вы, что можете повлиять на стратегию компании?
- Прислушивается ли руководитель к сотрудникам?
Кадровая политика
- Быстро ли в компании адаптируется новый сотрудник?
- Собеседование при приеме на работу проходит в строгой, формальной атмосфере?
- В Вашу компанию легко поступить на вакансию?
- Есть ли испытательный срок при приеме на работу?
- В Вашей компании часты случаи увольнения или уход сотрудников?
Совместное времяпровождения сотрудников
- Часто ли у Вас бывают совместные мероприятия, праздники?
- Общаетесь ли Вы с коллегами вне офиса, в свободное время?
- Есть ли у компании свои собственные праздники?
- Отмечаете ли Вы дни рождения ваших сотрудников вместе?
Внутрикорпоративные коммуникации
- Дружный ли коллектив среди сотрудников?
- Помогают ли сотрудники друг другу в работе?
- Часто ли в компании происходят конфликты между сотрудниками?
- Активно ли сотрудники общаются между собой в интрасети компании?
Условия работы
- Устраивают ли Вас физические условия работы в вашем офисе?
- Вам хотелось бы что-нибудь изменить в обустройстве офиса компании?
- В Вашей компании хорошее качество связи с интернетом?
- Есть ли в офисе вашей компании место для отдыха?
- В Вашем офисе предусмотрен кухонный уголок?
- Есть ли возможность работать удаленно, из дома?
- Хотелось бы Вам изменить ваш рабочий график?
Оплата труда, методы мотивации и стимулирования
- Считаете ли вы, что Ваша зарплата зависит от результатов труда?
- В компании есть денежные бонусы за качественную или оперативную работу?
- Бывают ли в Вашей компании конкурсы среди сотрудников, борьба за приз?
- Используются ли в Вашей компании нематериальные средства мотивации?
- Вы довольны своей заработной платой?
Карьера, система обучения и повышения квалификации
- Поощряет ли руководство компании стремление к развитию личного навыка?
- Отправляет ли Ваша компания сотрудников на курсы повышения квалификации, обучения дополнительным навыкам?
- Есть ли возможность повышения в должности в Вашей компании, увеличения заработной платы?
- Чувствуете ли Вы, что за время работы в компании овладели новыми компетенциями, навыками?
Таблица 5 - Результаты анкетирования в ООО «ИНВЕНТ»
Вопросы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Общие (22 из 50) |
||||||||||
1+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
2+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
3+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
4+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5+ |
+ |
- |
0 |
- |
0 |
+ |
- |
0 |
0 |
- |
Фирменный стиль (+4 из 50) |
||||||||||
1+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
4+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
5+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
Стиль управления (+24 из 50) |
||||||||||
1+ |
0 |
0 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3+ |
+ |
+ |
0 |
+ |
+ |
- |
0 |
+ |
- |
- |
4+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
Кадровая политика (19 из 50) |
||||||||||
1+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
2- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
3- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
4+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5- |
- |
0 |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
Совместное времяпрепровождение (10 из 40) |
||||||||||
1+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
2+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
3+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
4+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
Внутрикорпоративные коммуникации (24 из 40) |
||||||||||
1+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
2+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
3- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
4+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Условия работы (-13 из 70) |
||||||||||
1+ |
+ |
+ |
0 |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
2- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3+ |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
4+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7- |
+ |
- |
0 |
- |
+ |
- |
- |
- |
0 |
- |
Оплата труда, мотивация (15 из 50) |
||||||||||
1+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
3+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
4+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
5+ |
0 |
0 |
+ |
+ |
- |
- |
0 |
- |
0 |
0 |
Карьера, система обучения (17 из 40) |
||||||||||
1+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
+ |
- |
- |
3+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
4+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Рисунок 1 – Диагностика корпоративной культуры: результаты анкетирования
В целом, по результатам опроса, картина сложилась достаточно неоднозначная – сотрудники считают, что они формируют определенную корпоративную культуру, работая в компании «Redline», однако не чувствуют себя участниками большого дела, не представляют в полной мере миссию компании. Что, впрочем, неудивительно, учитывая небольшой возраст компании (около 7 лет на рынке), за это время просто не могла сложиться объемная история компании и ее успехов. Тем не менее, все сотрудники ответили, что им нравится работать в компании, а это один из главных параметров приверженности и лояльности.
Одной из самых слабых сторон компании является ее фирменный стиль - несмотря на наличие у компании фирменного логотипа и оформления в красных тонах как фирменного стиля, она очень слабо реализует возможности визуальной стилизации своего бренда – практически полностью отсутствуют какие-либо отличительные элементы дресс-кода, которые, в первую очередь, необходимы на совместных конференциях веб-разработчиков – сотрудника компании должно быть видно издалека.
В процессе же работы в офисе дресс-код не играет столь важной роли, особенно в IT-компаниях. Еще одна проблема реализации фирменного стиля – отсутствие какой-либо фирменной атрибутики, хотя бы для того, чтобы каждый из сотрудников имел дома вещь от своей компании, которая могла бы напоминать ему о том, где он работает и зачем. Особенно нехватка фирменной атрибутики сказывается на офисе компании – в ней как минимум не хватает плаката с фирменной символикой, элементов интерьера и мебели в цветах компании. Также у компании нет краткого, но броского и емкого лозунга, который бы давал общее понятие о ценностях компании и ее целях. На сайте компании прописаны определенные ценности и принципы, однако необходимо собрать все это воедино.
К сильным сторонам компании можно отнести ее стиль управления – он как нельзя лучше соответствует нуждам молодой и амбициозной IT-компании. В компании никто не обращается к директору по имени-отчеству, он разбирается в вопросах web-программирования и продвижении сайтов в Интернет, способен проконсультировать сотрудника в рамках своих компетенций, провести неформальную беседу, пошутить, выслушать мнение или критику сотрудников. Все эти качества способствуют формированию доверия со стороны сотрудников, объединяет их в дружеский и приятный коллектив, где каждый участник стремится помочь другому в нужный момент.
У сотрудников компании есть возможность повлиять на ее действия – нередко организационные вопросы выносятся на всеобщее обсуждение, и у каждого сотрудника есть возможность высказать свое мнение, предложить что-то новое.
Однако, несмотря на дружелюбие и поддержку внутри коллектива, попасть в компанию не так уж и просто. При вступительном собеседовании беседа ведется в неформальной обстановке, однако по наводящим вопросам уточняется как профессиональный уровень претендента, так и его личностные характеристики, и способность взаимодействия с другими сотрудниками. После утвердительного ответа от компании на собеседовании, претенденту необходимо в обязательном порядке пройти испытательный срок, длина которого определяется успехами и энтузиазмом, показываемыми во время его прохождения.
Однако и после этого не стоит полностью расслабляться – за последние два года компания провела ревизию кадрового состава и сильно сократила его, практически не потеряв при этом в производительности. В первую очередь был урезан управляющий состав – теперь в компании всего один менеджер, выполняющий также функции заместителя директора. Данный ход позволил существенно сократить расходы на оплату труда сотрудников, вклад от участия которых был практически нулевой. Отсутствие потерей в производительности объясняется высоким уровнем профессиональных навыков сотрудников, их способностью к самоорганизации и обучению, ответственным подходом к выполняемой работе.
В компании периодически проходят совместные мероприятия, вроде спортивных походов, кино, корпоративных вечеринок. Дни рождения сотрудников тоже, как правило, отмечаются вместе в офисе, хотя и не в той мере, как многим хотелось бы. Ввиду хорошей атмосферы в коллективе некоторые сотрудники активно общаются и в нерабочее время, что еще больше укрепляет и связывает коллектив. Спорный вопрос – наличие у компании собственных праздников, т.к. к ним с натяжкой можно отнести традиционные корпоративные вечеринки после ежегодных веб-конференций, однако чувствуется острая нехватка собственного, оригинального праздника – дня фирмы, или дня веб-разработчика или программиста, отмечаемого в своем особом стиле.
Еще один приятный момент – малое количество конфликтов внутри компании. Ввиду того, что на данный момент в компании оптимально распределены ресурсы работников, работы и зарплаты хватает в целом всем, поэтому нет жесткой конкуренции, порождающей большинство конфликтов. Тем не нее, периодически в фирме все-таки возникают мелкие стычки личностного характера, но они крайне редки и, как правило, происходят с новыми сотрудниками, которые не могут прижиться в коллективе.
Одно из основных направлений, в котором стоит поработать – это условия работы. В распоряжении компании есть два просторных и светлых офисных помещения, оборудованных несколькими персональными компьютерами и постоянным выходом в сеть Интернет. Это вполне устраивает работников для комфортной работы за компьютером, однако, в виду специфики нагрузок IT-специалистов и творчества их деятельности, в компании должны быть созданы дополнительные условия комфорта. К примеру, в компании отсутствует зона для отдыха, где сотрудник мог бы сделать перерыв от постоянной работы за компьютером и расслабиться. Также в офисах нет места, оборудованного под кухню, где можно было бы с комфортом пообедать, пообщаться с коллегами. Это играет большую роль, так как IT-специалисты зачастую предпочитают брать еду с собой на работу, нежели выходить куда-либо обедать. Кроме того, многие сотрудники проявили желание предложить собственные изменения в обустройство офиса.
Порядок работы и ее график устраивает в компании практически всех – есть возможность удаленной работы из дома, а также достаточно гибкий график (присутствие в офисе желательно, но не строго обязательно). Тем не менее, постоянно игнорировать своих коллег и вообще не появляться в офисе нельзя – компания старается бороться с подобными «сотрудниками-призраками». Поэтому необходимо периодически посещать офис, чтобы быть в курсе событий компании, общаться с коллегами, делиться впечатлениями от работы.
Оплате труда в компании в целом уделяется приемлемое внимание – существуют бонусы за выполнение работы раньше, чем в установленный срок, за перевыполнение плана в 140 рабочих часов на месяц, есть возможность повышения заработка за счет прохождения сертифицированных курсов повышения квалификации для разработчиков, использующих 1C-Bitrix. Большую часть сотрудников устраивает подобное положение дел. Однако в компании не хватает атмосферы здоровой конкуренции среди сотрудников, так как трудовые ресурсы распределены оптимально и работы хватает всем.
Нет мероприятий, имеющих своей целью повысить интерес сотрудников повысить свои навыки за счет кратковременной, но интенсивной работы в команде (хакатонов). Ранее предпринимались попытки провести несколько подобных мероприятий, однако со временем это было заброшено из-за отсутствия инициативы.
Примерно та же ситуация обстоит и с посещением тренингов и IT-конференций – руководство компании пыталось пригласить своих сотрудников на них, однако большая часть сотрудников предпочитает самообразование и самостоятельный поиск информации в Интернет. Причина подобных неудач – отсутствие правильной мотивации сотрудников, внешнего стимула.