Файл: Понятие и правовое регулирование вредных и опасных условий труда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно положениям ст. 310 ТК РФ надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет. Надомник может выполнять работу, обусловленную трудовым договором, с участием членов его семьи. При этом трудовые отношения между членами семьи надомника и работодателем не возникают.[10]

Согласно положениям ст. 321.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет». При этом дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе.[11]

Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.[12]

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 Закона № 426: указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда; наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей – общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования; наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована Федеральной службой по труду и занятости (далее – Роструд).[13]


Подобные организации привлекаются работодателем на основании гражданско-правового договора. Согласно положениям ч. 1 ст. 8 Закона № 426 обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» утверждены методика проведения специальной оценки условий труда согласно приложению № 1, классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов согласно приложению № 2, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению № 3, инструкция по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению № 4.

Закрепленная в приложении № 1 методика устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам:

  1. идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
  2. исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;
  3. отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
  4. оформление результатов проведения специальной оценки условий труда.[14]

Согласно положениям п. 1.1 вышеуказанного приложения в случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда работников, допущенных к сведениям, отнесенным к государственной или иной охраняемой законом тайне, реализация процедур осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне лицами, получившими допуск.

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов включает в себя следующие этапы:

  1. выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;
  2. сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов;
  3. принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;
  4. оформление результатов идентификации.

Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации утверждаются комиссией по проведению специальной оценки условий труда.[15]

Идентификация не осуществляется в отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости; рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.[16]1

Исследованиям (испытаниям) и измерениям подлежат фактические значения вредных и (или) опасных факторов, которые идентифицированы.

Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и (или) иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда.

В качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов могут быть использованы результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов, проведенных аккредитованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочем месте производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за 6 месяцев до проведения специальной оценки условий труда. Решение о возможности использования указанных результатов при проведении специальной оценки условий труда принимается комиссией по представлению эксперта.

Методики (методы) измерений вредных и (или) опасных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов, определяются организацией, проводящей специальную оценку условий труда, самостоятельно.

По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов экспертом осуществляется отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда.


Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда осуществляется с учетом степени отклонения фактических значений вредных и (или) опасных факторов, полученных по результатам проведения их исследований (испытаний) и измерений от нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и продолжительности их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены).

В отчете о проведении специальной оценки условий труда указываются следующие сведения: об организации, проводящей специальную оценку условий труда; перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда; заполненная форма карты специальной оценки условий труда работников; заполненная форма протокола оценки эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте; заполненная форма сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда; заполненная форма перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда.[17]1

В приложении № 4 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 № 33н также закреплена инструкция по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Таким образом, правоотношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда на сегодняшний день в полной мере регулируются системой федеральных законов и подзаконных актов, детально регламентирующих процедуру и правовой статус участников.

ГЛАВА 2. ЛЬГОТЫ И КОМПЕНСАЦИИ ЗА ВРЕДНЫЕ И ОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Компенсации и гарантии за вредные и опасные условия труда

в Российской Федерации

По результатам специальной оценки условий труда работникам определяются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.


Гарантии и компенсации работникам, непосредственно занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, могут ус­танавливаться коллективным договором и локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

На сегодняшний день можно выделить следующие виды гарантий и компенсаций за вредные и опасные условия труда в Российской Федерации:

  1. сокращенная продолжительность рабочего времени;
  2. ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
  3. повышение оплаты труда.[18]1

Согласно положениям ст. 92 ТК РФ сокращенную продолжитель­ность рабочего времени не более 36 часов в неделю установлена для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда.

 Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени может быть увеличена, но не более чем 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

В соответствии с положениями ст. 94 ТК РФ для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: при 36-часовой рабочей неделе – 8 часов; при 30-часовой рабочей неделе и менее – 6 часов.[19]

Отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, а также при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены), ус­тановленной для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени: при 36-часовой рабочей неделе – до 12 часов; при 30-часовой рабочей неделе и менее – до 8 часов.[20]