Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические особенности современной концепции менеджмента
1.1. Понятие и сущность современного менеджмента
1.2. Современные подходы к современной концепции менеджмента
Глава 2. Практические аспекты современной концепции менеджмента
2.1 Теоретическая концепция Уильяма Оучи
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
В первой половине XX века развивались 4 школы, оказавшие существенное влияние на развитие управленческой мысли. Самые стойкие последователи в этих областях (школа менеджмента наукой, классическая школа, школа межличностных отношений и поведенческих наук) в то время считали, что они нашли ключ к наиболее эффективному достижению организационных целей. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические выводы школ на практике доказывают, что ответы на многие управленческие вопросы частично верны лишь в ограниченных случаях. Тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную сферу. Даже самые передовые современные организации по-прежнему используют определенные концепции, принципы и технологии, разработанные в этих школах.
Концепции и школы 1940-1960 годов в некоторой степени расширили понимание проблем менеджмента (практические школы и школы управленческих наук).
Метод менеджмента процессами появился в 1920-х годах (в рамках административной школы), но он был разработан только во второй половине 50-х годов. Процессный подход рассматривает управление как единый процесс, представляющий собой непрерывную последовательность взаимосвязанных управленческих функций (планирование, организация, продвижение и контроль).
Системный подход рассматривает организацию как открытую систему, работающую во взаимодействии с внешней средой. Системный подход инструктирует управленцев рассматривать организацию как набор взаимозависимых элементов (внутренних переменных) организации, таких как люди, структуры, задачи и технологии, управление которыми должно быть направлено на достижение целей организации в условиях меняющихся факторов окружающей среды и воздействия этих изменений на организацию.
Ситуационный подход фокусируется на применимости и эффективности различных методов менеджмента в зависимости от ситуации. Сам процесс менеджмента следует рассматривать как систему взаимосвязанных внутренних переменных организации, факторов окружающей среды и конкретных методов менеджмента. Поскольку существует множество факторов как в самой организации, так и в ее среде, нет единого «лучшего» способа (метода) менеджмента организацией. Наиболее эффективным в конкретной ситуации является тот, который лучше всего подходит для ситуации.
В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление или управление, поскольку управление во многом зависит от эффективности производства и качества государственных услуг.
За рубежом накоплен богатый управленческий опыт в промышленности, торговле, кооперации, сельском хозяйстве и других областях, где люди непосредственно участвуют в управленческой деятельности. Он обогащен основами управленческой науки, мировыми достижениями в практической организации экономических и социальных процессов.
В России до сих пор не достигнуто значительного прогресса в развитии концепции и практики менеджмента. Старые структуры менеджмента и власти в российской экономике перестраиваются, в то время как используется западная модель менеджмента. Таким образом, тема курсовой работы является актуальной.
Объект исследования – современный менеджмент.
Предмет исследования – современная концепция менеджмента.
Целью курсовой работы является изучение современной концепции менеджмента.
Задачи работы:
- определить понятие и сущность современного менеджмента;
- изучить современные подходы к современной концепции менеджмента;
- рассмотреть теоретическую концепцию Уильяма Оучи;
- охарактеризовать теоретическую концепцию Т. Питерса и Р. Уотермена.
При написании курсовой работы использованы такие методы исследования как анализ и синтез, наблюдение.
В процессе написания курсовой работы используются научные труды таких отечественных и зарубежных авторов, как Балашов А.П., Баринов В.С., Агарков А.П., Афанасьев В.С., Веснин В.В., Глухов В.В., Жигун Л.А., Косьмин А.Т., Ксенофонтова Х.З.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав с четырьмя параграфами, заключения, списка источников.
Глава 1. Теоретические особенности современной концепции менеджмента
1.1. Понятие и сущность современного менеджмента
«Менеджмент (от англ. management – управление, организация) – система менеджмента, ориентированная на долгосрочное и текущее планирование, организацию производства и продажи продукции»[7, с. 109]. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, командой.
В настоящее время широкий интерес общественности к управлению в значительной степени связан с формированием и развитием бизнес-школ или школ менеджмента, которые чаще всего встречаются в США и являются частью «инфраструктуры менеджмента». Инфраструктурные производственные отрасли – энергетика, транспорт, телекоммуникации и др., а также непроизводственной сферы – образование, издательское дело, публичные компьютерные сети, консалтинг и др. – очень развиты в рыночной экономике, где особенно важна горизонтальная связь и услуги общего пользования, которые удовлетворяют определенные потребности общества и оплачиваются потребителями, быстро формируют самостоятельное крупное, среднее или малое предприятие.
Сегодня США – самая развитая страна в мире по инфраструктуре менеджмента. Только зарегистрированные, официально аккредитованные университеты бизнес-школ в рамках конгресса США, независимо функционирующие бизнес-школы в более чем 1300 областях бизнеса и менеджмента в США, в том числе 600 являются многопрофильными университетами. Они обеспечивают регулярное образование в области бизнеса и менеджмента. В стране насчитывается более 10 000 консалтинговых компаний, не считая тысяч независимых консультантов, оказывающих услуги по всем аспектам этой деятельности. Более 70 периодических изданий, специализирующихся на управленческой и деловой литературе, более 10 издательств. США являются лидерами в области управленческой науки, бизнеса и менеджмента с точки зрения количества исследователей, суммы, потраченной и широты проблем.
Менеджмент прошел долгий и противоречивый путь развития и, безусловно, должен учитывать исторический опыт, цели и задачи, определенные на разных этапах его развития. Эффективность и качество управленческой работы во многом зависят от эффективности подхода к решению задач, т.е. методы, принципы, методы не имеют хорошей концепции, практика слепа. Однако до сих пор только некоторые методы и принципы применимы к управлению, хотя в настоящее время известно много методов и принципов.
В современном мире термин «менеджмент» используется для определения различных понятий:
- как особый вид деятельности для менеджмента людьми в различных организациях для достижения своих целей;
- область знаний, способствующая проведению профессиональной деятельности по управлению достижением желаемого результата;
- определенная категория лиц, выполняющих управленческую работу.
В литературе существуют различные определения этого понятия. Давайте рассмотрим наиболее распространенные.
1. Менеджмент – это достижение целей организации посредством скоординированных усилий персонала.
2. Менеджмент – это особый вид деятельности, который превращает неорганизованное население в эффективную, целеустремленную и продуктивную группу (организацию).
3. Менеджмент – это процесс планирования, организации, руководства и контроля организационных целей путем координации использования людских и материальных ресурсов.
Таким образом, менеджмент – это комплекс взаимосвязанных действий:
· организация и управление (производством и коллективом);
· постановка и корректировка задач;
· разработка этапов работы;
· принятие решений;
· налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);
· регулирование процессов;
· сбор и обработка информации;
· анализ информации,
· подведение итогов работы.
Сущность менеджмента заключается в управлении организацией (хозяйствующим субъектом) в рыночной среде с учетом использования методов и механизмов менеджмента в рыночной экономике. Это проявляется, прежде всего, в направлении деятельности организации для удовлетворения общественных и рыночных потребностей, удовлетворения требований конкретных потребителей, разработки и производства тех видов товаров и услуг, которые могут быть реализованы и обеспечат ожидаемую прибыль. Особенностью менеджмента, определяющим его содержание, является постоянная адаптация деятельности и менеджмента компании к внешней среде, включая адаптацию целей и программ к их достижению в соответствии с рыночными условиями и изменениями социально-экономической среды. Важным компонентом менеджмента, отражающим его сущность, является также направление менеджмента, которое постоянно повышает эффективность производства за счет достижения наилучших результатов с минимальными затратами.
Цели менеджмента:
· получение (увеличение) прибыли;
· повышение эффективности организации;
· удовлетворение потребностей рынка;
· решение социальных вопросов.
Задачи менеджмента:
· организация производства конкурентоспособных товаров;
· совершенствование производственного процесса;
· внедрение новейших наукоемких технологий;
· повышение качества продукции;
· снижение затрат на производство.
Основные функции менеджмента – организация и управление производством продукции.
«Эффективный современный менеджмент подразумевает также экономическую независимость субъектов, что обеспечивает свободу принятия управленческих решений лицами, ответственными за конечный результат предприятия и его подразделений, а также необходимость использования современных информационных баз и компьютерных технологий для многомерных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений»[13, с. 154].
Особенности менеджмента отражают отличительные черты корпоративного менеджмента.
Во-первых, менеджмент – это особый вид деятельности, присущий рыночной экономике. Руководство должно знать о профессиональном управлении, немаловажными факторами которого являются определение его характеристик, всесторонний анализ и учет специфических условий функционирования предприятия в процессе менеджмента (принятия управленческих решений), разработки, внедрения и менеджмента инновациями, развития предприятия.
Во-вторых, менеджмент основан на методах экономического менеджмента, которые, в свою очередь, ориентированы на получение экономической выгоды (прибыли) или социального эффекта.
В-третьих, целью корпоративного менеджмента является достижение эффективной организации труда в его функционировании, постоянное повышение производительности труда и качества продукции, что является основным фактором формирования конкурентных преимуществ предприятия, определяющим его положение и успех на конкретном рынке.
В-четвертых, менеджмент – это гибкая система менеджмента, позволяющая предприятию модернизировать свою деятельность, чутко реагировать на изменения рыночных условий, условий конкуренции и социальных факторов развития (страны, региона, отрасли и самого предприятия). Центральным элементом гибкого корпоративного менеджмента организации является разработка и повышение эффективности ее маркетинговой деятельности, а также использование маркетинговых методов в управлении.
В-пятых, менеджмент должен рассматриваться как наука и искусство организации и координации совместной деятельности людей (персонала предприятия, его подразделений), умение работать с ними для достижения целей предприятия, использование наиболее подходящих стилей менеджмента и методов. Современный менеджмент характеризуется гуманизацией управленческой деятельности, что проявляется в работе менеджера, ориентированной на повышение благосостояния персонала предприятия.
В последние годы значение информационных ресурсов в менеджменте становится все более важным, поэтому указанное определение можно расширить путем добавления информационных ресурсов в список.
Таким образом, менеджмент – это управленческие отношения (сложность отношений между сотрудниками в процессе подготовки и реализации управленческого воздействия в конкретной организации). Основная задача менеджмента – ориентировать деятельность людей в соответствии с требованиями хозяйственного права.