Файл: Курсовая работа (Теоретические аспекты развития розничной торговли в России).pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты развития розничной торговли в России
1.1. Сущность и функции розничной торговли
1.2 Классификация и характеристика розничных торговых предприятий.
1.3. Тенденции развития розничной торговли в России
Глава 2. Анализ развития розничной торговли на примере ПАО «М.ВИДЕО»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия розничной торговли
2.2 Анализ коммерческой деятельности торгового предприятия ПАО «МВИДЕО»
2.3. Оценка розничной торговли ПАО «М.ВИДЕО» и основные предложения по её совершенствованию
Розничная торговля – это последний этап в канале распределения, который включает все предприятия (фирмы) и всех людей, участвующих в процессе физического перемещения товаров и услуг, а также передаче права собственности на эти товары и услуги от производителя потребителю. Схема типичного канала распределения, показана на рис. 1.
Рис. 1 – Схема типичного канала распределения
В канале распределения розничные торговцы играют важную роль связующего звена между производителями, оптовыми торговцами и другими поставщиками, с одной стороны, и конечным потребителем с другой. Многие производители предпочитают выпускать какой-то один основной тип продукта и продавать весь его запас как можно меньшему количеству закупщиков. А конечные потребители предпочитают выбирать из достаточно широко ассортимента товаров и услуг и покупать их лишь в весьма ограниченных объемах. Именно поэтому розничные торговцы выбирают для себя определенный ассортимент товаров и услуг из различных источников, закупают их в больших количествах, а затем продают их небольшими количествами конечным потребителям. Это называется процессом сортировки потребителей, появляется возможность широкого выбора товаров и услуг. Наличие широкого ассортимента товаров позволяет потребителю совершать все необходимые ему покупки в одном магазине. При этом потребитель может выбрать и купить именно тот вариант продукта, который ему необходим.
Торговое предприятие, выходя на потребительский рынок, где в конкурентной борьбе осуществляется продажа товаров, должно соблюдать определенные правила, основное из которых гласит: чем лучше будут учитываться возможности и пожелания покупателей, тем больше можно продать товаров и ускорить их оборачиваемость.
Реализовав товар и получив заданную прибыль, торговое предприятие достигает своей цели. По своему экономическому содержанию затраченный капитал, который привлекается в качестве оборотных средств, должен возместиться продажей товаров. В условиях рынка необходимо реально оценивать динамику и активность отдачи денежных активов, вкладываемых в товарно-материальные средства розничным торговым предприятием.
Задачами розничного торгового предприятия в новых условиях хозяйствования являются:
- изучение запросов и потребностей в товарах с ориентацией на покупательскую способность;
- определение ассортиментной политики;
- формирование и регулирование процессов поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров в увязке с целями деятельности предприятия;
- обеспечение заданного товарооборота материальными и трудовыми ресурсами.
При этом особое внимание уделяется взаимодействию розничного торгового предприятия с производителями товаров и оптовыми предприятиями. Все эти составляющие в совокупности образуют технологическую цепочку в процессе доведения продукции до конечного покупателя.
Исходя из задач розничной торговли коммерческая работа осуществляется в следующих направлениях:
- формирование необходимого ассортимента товаров в рамках покупательского спроса;
- развитие закупочной деятельности;
- организации хозяйственных связей с поставщиками;
- осуществление процесса купли-продажи товаров, сопровождаемого коммерческими сделками, товарно-денежным обменом;
- обеспечение устойчивых конкурентных позиций при решении коммерческих задач.
Коммерческая деятельность в розничной торговле должна развиваться с учетом происходящих изменений в экономике переходного периода. Для достижения этой цели может служить целевая программа стратегического планирования коммерческой деятельности розничного торгового предприятия. Она является экономическим обоснованием развития предприятия на коммерческой основе, позволяет оценить собственные потенциальные возможности, содержит контрольные показатели в решении коммерческих задач, обеспечивает формирование финансовых ресурсов. Основные цели коммерческой работы заключаются в обеспечении доведения товаров до покупателей и в торговом обслуживании с учётом требований рынка. Этому способствуют новые условия хозяйствования предприятий розничной торговли. Коммерческие работники имеют большие возможности для проявления самостоятельности, коммерческой инициативы и предприимчивости. Коммерческой деятельности должен быть присущ высокий динамизм, обусловленный изменениями во внутренней и внешней среде, ресурсном потенциале, технологии торговли, финансовом состоянии, что составляет основу функционирования розничного торгового предприятия.
Постоянное развитие и обновление розничной торговой сети, совершенствование её структуры- требуют рационального размещения магазинов. Важным условием для покупателя является доступность товара, то есть пришёл в магазин и купил, что необходимо. Поэтому функцию закупки товаров у оптовиков и их транспортировку до места продажи берёт на себя розничное торговое предприятие. Ведь главное для продавца это чтобы покупатель остался довольным и удовлетворенным и, в дальнейшем, чтобы он ходил к этому продавцу за товаром. Сущность торговли заключается в том, чтобы сделать товар более доступным для потребителя. В настоящее время отношения между продавцом и покупателем стали более свободными, но всё равно это не позволяет сказать с полной уверенностью, что доступность стала 100%-ой и потребитель может легко и быстро удовлетворить свои потребности. Существует колоссальная разница между стоимостью товара и его качеством, что реально отражается на удовлетворении потребностей. Очень часто при низкой цене можно получить низкое качество товара или услуги, и наоборот. И получается, что потребитель с невысокими доходами не сможет удовлетворить свою потребность именно в нужном ему качественном товаре, а будет довольствоваться лишь купленным по возможной для него цене товаром.
1.2 Классификация и характеристика розничных торговых предприятий.
Продажа товаров конечному потребителю носит название розничная торговля. В борьбе за покупателей, продавцам приходится участвовать в «жёсткой» конкуренции, ведь главенствующее положение на рынке занимает- покупатель. Классификацию форм розничной торговли можно представить с помощью рисунка 2.
Розничная торговля через стационарные объекты является наиболее популярной, в Российской Федерации около 85-90% розничного товарооборота приходится именно на стационарные торговые объекты.
Популярность данного вида розничной торговли обусловлено рядом факторов:
- расширенный ассортимент товаров;
- комфортные условия для покупки и высокий уровень сервиса со стороны сотрудников магазина.
Рис. 2 – Схема классификации форм розничной торговли.
Классификацию розничных магазинов также можно производить и на основе уровня цен. Большинство магазинов предлагает товары по средним ценам и обычный уровень услуг для потребителей. Ряд магазинов предлагает товары и услуги повышенного качества и по более высоким ценам. И наоборот, магазины сниженных цен продают свои товары по низким ценам, организуют свою деятельность с минимальными издержками и предлагают меньше услуг. К магазинам сниженных цен можно отнести: склады-магазины; магазины - демонстрационные залы; магазины, торгующие по прайс листам и каталогам. Хотя большинство товаров и услуг до сих пор продают в магазинах, но темпы роста внемагазинной розничной торговли очень велики.
Внемагазинная торговля включает в себя заказы по интернету и через каталоги продукции. Внемагазинная торговля делится на следующие типы.
Личные продажи – решение о покупке товара принимается при личном общении клиента с продавцом. Этот метод наиболее эффективен для продвижения товаров малоизвестных брендов. Личные продажи – данный метод реализации товара является одним из наиболее дорогих, так как посредник забирает до 60% комиссионных от стоимости самого товара. При этом следует отметить, что применение данного типа торговли позволяет эффективно управлять фондом оплаты труда продавцов, так как они получают процент от продаж и оклад в данном случае отсутствует.
Продажи с заказом. Одним из подкатегорий продаж с заказом является «директ-мейл», согласно данной концепции продавцы доносят информацию о своём продукте с помощью распространения писем, журналов, каталогов среди потенциальных покупателей, список которых приобретают у справочных служб и специальных компаний. Розничная торговля с заказом товара по почте или по телефону- это деятельность по сбыту с использованием почты и телефонных линий для сбора заказов и содействия доставке товаров. Телефонные продажи рассматривают как один из элементов личных продаж, но при этом имеет ряд отличий: - низкий уровень доверия покупателей, из-за отсутствия зрительного контакта; - продажа осуществляется по заранее сформированному алгоритму, который составляется для каждой категории товаров. Торговлю с заказом по каталогу практикуют обычно предприятия со смешанным ассортиментом. Продавцы либо рассылают определённому кругу клиентов каталоги, либо предоставляют возможность получить их в своих торговых помещениях бесплатно или по низкой цене.
Предприятия розничной торговли классифицируют на виды в зависимости от ассортимента реализуемых товаров: универсальные, специализированные и неспециализированные магазины.
Предприятия розничной торговли определенного вида классифицируют на типы в зависимости от ассортимента и применяемых форм торгового оборудования. Классификацию предприятий розничной торговли можно представить с помощью рисунка 3.
Рис. 3 – Схема классификации предприятий розничной торговли по виду и типу.
Универсальные магазины- Гипермаркет, Универмаг (Супермаркет), Гастроном, Товары повседневного спроса и т.п.
Специализированные непродовольственные магазины – Мебель, Одежда, Обувь, Хозяйственные товары, Ткани, Электротовары и т.п.;
- специализированные продовольственные магазины – Мясо, Рыба, Колбасы, Молоко и т.п.;
- магазины прочей товарной специализации – Природа, Книги, Семена, Зоомагазин и т.п.;
- неспециализированные непродовольственные магазины – Всё для дома, Товары для детей, Комиссионный магазин, Промтовары и т.п.;
- неспециализированные продовольственные магазины- Продукты (Минимаркет) и т.п.
Неспециализированные магазины со смешанным ассортиментом на типы не подразделяют.
Основные признаки, характеризующие тип предприятия розничной торговли определенного типа, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Предприятие розничной торговли |
Торговая площадь, м2, не менее |
Ассортимент товаров |
Формы торгового обслуживания |
|
Вид |
Тип |
|||
Универсальный магазин |
Гипермаркет |
5000 |
Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров |
Преимущественно самообслуживание |
Универмаг |
3500 - городская торговля 650 - сельская торговля |
Универсальный ассортимент непродовольственных товаров |
Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок |
|
Универмаг «Детский мир» |
2500 |
Универсальный ассортимент непродовольственных товаров для детей |
Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др. |
|
Магазин-склад |
650 |
Универсальный ассортимент продовольственных и(или) непродовольственных товаров |
Самообслуживание, продажа товаров в торговом зале преимущественно из транспортной тары |
|
Универсам (Супермаркет) |
400 |
Универсальный ассортимент продовольственных товаров; широкий ассортимент непродовольственных товаров частного спроса |
Преимущественно самообслуживание |
|
Гастроном |
400 |
Универсальный ассортимент продовольственных товаров с преобладанием в нем гастрономии |
Индивидуальное обслуживание через прилавок |
|
Товары повседневного спроса |
100 |
Продовольственные и непродовольственные товары частного спроса |
Преимущественно самообслуживание |
|
Специализированный продовольственный магазин |
Рыба, Мясо, Колбасы, Минеральные воды и т.п. |
18 |
В соответствии со специализацией магазина |
Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок |
Специализированный непродовольственный магазин |
Мебель, Хозяйственные товары, Электротовары, Одежда, Обувь, Ткани и т.п. |
18 |
В соответствии со специализацией магазина |
Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др. |
Магазины прочей товарной специализации |
Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т.п. |
18 |
В соответствии со специализацией магазина |
Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок |
Неспециализированный продовольственный магазин |
Продукты (Минимаркет) и т.п. |
18 |
Узкий ассортимент продовольственных товаров, основные из которых хлеб, кондитерские товары, гастрономия, винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки |
Индивидуальное обслуживание через прилавок |
Неспециализированный непродовольственный магазин |
Дом торговли |
1000 |
Товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин (одежда, обувь, ткани, галантерея, парфюмерия) |
Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др. |
Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин и другие магазины с комбинированным ассортиментом товаров |
650 |
Товарные комплексы соответствующей специализации |
Самообслуживание, по образцам, по каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок и др. |
|
Промтовары |
18 |
Узкий ассортимент непродовольственных товаров, основные из которых швейные, трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия |
Индивидуальное обслуживание через прилавок |
|
Комиссионный магазин |
18 |
Узкий ассортимент непродовольственных товаров |
Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок |
|
Магазины со смешанным ассортиментом товаров |
18 |
Узкий ассортимент продовольственных товаров, не связанных общностью спроса |
Индивидуальное обслуживание через прилавок |