Файл: Курсовая работа (Теоретические аспекты развития розничной торговли в России).pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты развития розничной торговли в России
1.1. Сущность и функции розничной торговли
1.2 Классификация и характеристика розничных торговых предприятий.
1.3. Тенденции развития розничной торговли в России
Глава 2. Анализ развития розничной торговли на примере ПАО «М.ВИДЕО»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия розничной торговли
2.2 Анализ коммерческой деятельности торгового предприятия ПАО «МВИДЕО»
2.3. Оценка розничной торговли ПАО «М.ВИДЕО» и основные предложения по её совершенствованию
Таблица 1. Основные признаки, характеризующие тип предприятия розничной торговли.
Под рациональным размещением розничной торговой сети подразумеваются равномерность и ступенчатость расположения магазинов.
Основными факторами, влияющими на размещение магазинов, являются:
- градостроительные (величина города, плотность населения, функциональное зонирование территории, ориентация на перспективу поселения);
- транспортные (направления и интенсивность потоков движения общественного и индивидуального транспорта);
- экономические (эффективность и окупаемость капитальных вложений в строительство магазинов);
- социальные (обеспечение должного уровня торгового обслуживания, создание комфорта и снижение затрат времени покупателей на приобретение товаров).
Розничные торговые предприятия - основа материально- технической базы торговли, завершающая процесс обращения товаров, доводя их до непосредственных потребителей.
Деятельность розничного торгового предприятия связана с реализацией продукции конечному потребителю, что является завершающим этапом её продвижения из сферы производства. Предметом розничной торговли является не только продажа товаров, но и торговое обслуживание и предоставление дополнительных услуг покупателям. Для покупателей торговое обслуживание определяется имиджем предприятия, удобством и минимальными затратами времени на совершение покупки. Оказываемые услуги сопровождаются покупкой товаров и, кроме того, послепродажным сервисным обслуживанием реализованных товаров. Отсюда следует, что процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей и послепродажных услуг.
Актуальность рынка розничной торговли неоспорима. С изменением экономической ситуации рынок розничной торговли растет и развивается. Подстраиваясь под вкусы потребителей, создаются всё новые формы розничной торговли (магазин у дома, дискаунтеры – федеральные торговые сети, онлайн ритейл). С каждым днём влияние федеральных торговых сетей, укрепившихся на своих позициях, возрастает и вход новых предприятий на рынок розничной торговли страны становится труднее.
1.3. Тенденции развития розничной торговли в России
Цель стратегии – создать комфортную потребительскую среду. Для этого, государство должно «сохранять баланс между торговыми сетями и малым торговым бизнесом, устраняя административные барьеры и бюрократические препятствия».
Состояние торговой отрасли в России:
- В торговле работают порядка 18% всего занятого населения России.
- Доля торговли в налоговых платежах составляет более 11%.
- В 2017-2018 годах оборот розничной торговли начал расти после снижения в 2015-2016 годах. Рост составил 1,3% в 2017 году и 2,8% - в 2018-м.
- Продажа непродовольственных товаров в 2018 году выросла на 3,5%, продовольственных-только на 2,2%.
- доля рынков снизилась за последние 10 лет более чем в два раза.
- Доля торговых сетей в общем обороте составила по итогам 2018 года 32,6%, в продовольственном сегменте – 38,6%.
Обеспеченность населения торговыми площадями примерно вдвое ниже, чем в ведущих странах Европы. Создавать «комфортную потребительскую среду», по замыслу Минпромторга, следует через развитие торговых сетей и их взаимодействие с производителями и малым бизнесом, развитие несетевых магазинов (например, семейных и фермерских), распространение вендинговых автоматов, следует из проекта стратегии.
Уровень консолидации российского продуктового сетевого ретейла существенно отстаёт от показателей иных развитых стран, признаёт Минпромторг. Поэтому, полагают в министерстве, сети продолжат увеличивать свой товарооборот и будут дальше объединяться. Государство, указывают авторы стратегии, не должно искусственно вмешиваться в естественные рыночные процессы, подавляя развитие сетевых форматов, так как сами по себе сети не являются препятствием для развития малого торгового бизнеса. Одной из своих задач министерство называет возрождение уличной торговли, или стрит- ретейла. Под этим форматом подразумевается торговля вдоль пешеходных улиц – небольшие магазины и кафе, расположенные на первых этажах зданий.
Этот формат почти отсутствует в российских городах из-за особенностей советской и постсоветской застройки, отмечают в Минпромторге. Требованиям частично соответствует лишь застройки периода до 1940-1950-х годов, но в целом дома, построенные в 1950-2000 годах, не подходят для создания оживлённой торговой улицы. Также в городах ощущается дефицит небольших качественных торговых помещений площадью 10-30 кв.м.
Дефицит стрит-ретейла ощущается во всех российских городах, признают авторы стратегии. В качестве решения проблемы предлагается возведение капитальных торговых галерей – объектов недвижимости с переустройством тротуаров, что потребует значительных частных инвестиций. В то же время это позволит увеличить поступление налогов и сборов. Другой возможный вариант – это возведение некапитальных торговых галерей по правилам нестационарных объектов. Но временный характер сооружений и отсутствие капитальных инвестиций не всегда гарантируют твердые права предпринимателям, отвечают авторы стратегии.
Вывод к главе 1.
Основным элементом рыночного хозяйства является товарное обращение, осуществляемое посредством торговли. Именно торговля решает одну из главных задач общественного производства – удовлетворение потребностей населения. В общем объеме потребляемых населением материальных благ ведущее место занимают продовольственные и непродовольственные товары, которые и являются основными объектом розничной торговли. Увеличение объёма розничного товарооборота свидетельствует о повышении материального благосостояния населения. Степень удовлетворения потребностей покупателей во многом зависит от развития розничного товарооборота. Сфера розничной торговли сегодня одна из наиболее динамично развивающихся секторов российского хозяйства. Сфера торговли оказывает возрастающее влияние на другие отрасли, работающие по всей цепи товародвижения, включая закупщиков, производителей и др. Рост развития розничной торговли очень важен, так как именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счёт своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя. Развитие розничной торговли нуждается в создании специальных служб по изучению и прогнозированию потребительского спроса, формированию оптимального ассортимента товаров, анализу и определение прогрессивных форм и методов розничной торговли на уровне региона, края, области, района, при безусловной поддержке государственных и муниципальных органов власти в целях контроля за ходом розничной торговли, разработки новых видов изделий и товаров. Развитие розничной торговли имеет большое значение, как для отдельных регионов, так и для экономики страны в целом. Несмотря на кризисную ситуацию, эта сфера экономики активно развивается, что видно по общему уровню товарооборота. Постоянные положительные изменения в этой сфере всё больше привлекают иностранных инвесторов, несомненно, носит положительный характер для развития экономики страны.
Глава 2. Анализ развития розничной торговли на примере ПАО «М.ВИДЕО»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия розничной торговли
Объектом исследования является Публичное акционерное общество «М.ВИДЕО».
«М.ВИДЕО» - одна из ведущих российских розничных сетей по продаже электроники и бытовой техники, а также одна из крупнейших европейских компаний в этом сегменте. Кроме того, «М.ВИДЕО» - единственная публичная российская не продуктовая сеть. Компания была основана в 1993 году. Товарный ассортимент «М.ВИДЕО» превышает 20 тысяч наименований различной техники; аудио/видео и цифрового направлений, мелкой и крупной бытовой электроники, товаров для развлечения, а также аксессуаров. Более 350 магазинов сети работают в городах России. Для всех магазинов «М.ВИДЕО» разработан специальный единый формат торгового зала площадью 1500-1800 кв. метров. В магазине «М.ВИДЕО» действует дисконтная программа для постоянных клиентов. Магазин имеет зону для парковки индивидуального транспорта. Все зоны хорошо благоустроены и создают благоприятные санитарно- гигиенические и комфортные условия для покупателей.
Основными целями деятельности ПАО «М.ВИДЕО» является получение прибыли. «М.ВИДЕО» обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банках Российской Федерации в соответствии с законодательством. Общество является собственником принадлежащего ему имущества и финансовых средств. Имущество «М.ВИДЕО» и его структурных подразделений состоит из основных и оборотных средств, движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов, а также материальных и интеллектуальных ценностей как на территории России, так и других государств.
По состоянию на 31 декабря 2019 года зарегистрированные акционеры ПАО «М.ВИДЕО», а также их доли владения представлены в таблице 2.
Акционер |
Доля уставного капитала % |
Количество акций, шт. |
Mianello Limited |
38,56 |
69.318.628 |
MS CE Retail GmbH |
15 |
26.695.234 |
АО НПФ «Будущее» |
7,38 |
13.266.895 |
АО НПФ «САФМАР» |
4,09 |
7.352.520 |
Прочие |
34,97 |
62.864.949 |
Всего |
100 |
179.768.227 |
Таблица 3. Структура держателей акций
Организационная структура «М.ВИДЕО» построена по линейно-функциональному признаку. Линейно- функциональная структура управления – структура, состоящая из:
- линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу;
- обслуживающих функциональных подразделений. Организационная структура «М.ВИДЕО представлена на рис.3.
Рис. 3 – Схема Организационная структура «М.ВИДЕО»
Управляющий отвечает за общее руководство розничной сети, определяет стратегию развития. Принимает решения по оперативному управлению магазином (в т. ч. Вопросы управления персоналом). Он решает самостоятельно все вопросы деятельности магазина, представляет его интересы. Распоряжается в пределах компетенции имуществом, заключает договора, в том числе по найму работников. Издает приказы и распоряжения, к исполнению всеми работниками магазина. Управляющий несет в пределах своих полномочий полную ответственность за деятельность магазина, обеспечение сохранности товарно- материальных ценностей, денежных средств и другого имущества. Координирует свою работу с Генеральным директором.
Главный бухгалтер – отвечает за правильность ведения бухгалтерской отчётной документации, своевременность сдачи отчетов в контролирующие органы. Организует учёт поступающих денежных средств, товарно- материальных ценностей и основных средств, учёт издержек производства и обращения, выполнение работ, а также финансовых, расчётных и кредитных операций.
Администратор – организует бесперебойную работу предприятия, осуществляет закупочную деятельность, осуществляет контроль за соответствующим оформлением торгового зала, помещения предприятия в целом, следит за размещением, обновлением и состоянием рекламы. Обеспечивает чистоту и порядок в торговом зале, на складе, на предприятии в целом и на прилегающей территории. Контролирует выход работников на работу, присутствие работников на рабочем месте в течение рабочего дня, контролирует опрятный вид работника, ношение работниками в рабочее время фирменной рабочей одежды.
Менеджер отдела (1, 2, 3) – организует бесперебойную работу отдела. Организовывает приемку- сдачу товаров на склад, контролирует своевременную подачу товаров в торговую секцию, проверяет качество, сроки годности товаров, проверяет ценники на товарах, наличие маркировок. Соблюдает сам и контролирует соблюдение подчиненными работниками трудовой дисциплины, правил и норм охраны труда, требований производственной санитарии и гигиены, требований противопожарной безопасности.
Заместитель начальника отдела кадров – непосредственно подчиняется начальнику отдела кадров. В его обязанности входит организация подготовки и переподготовки кадров, составление текущих и перспективных планов потребности в кадрах по профессиям, обеспечение предприятия работниками, набор и отбор персонала, осуществление контроля за состояние трудовой дисциплины.