Файл: Корпоративная культура организации: характеристики и особенности формирования в современных условиях..pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы корпоративной культуры:
1.1 Понятие и сущность корпоративной культуры.
1.2. Виды и типы корпоративной культуры
2. Структура и основные элементы корпоративной культуры
Глава 2. Анализ корпоративной культуры ПАО «Сбербанк России»:
2.1.Общая характеристика ПАО «Сбербанк России».
Анализ корпоративной культуры ПАО «Сбербанк России».
Предложения по совершенствованию корпоративной культуры в ПАО «Сбербанк России».
Таким образом, можно сделать вывод, что корпоративная культура - это совокупность ценностей, принципов, норм, правил деятельности корпорации, которые разделяются большинством сотрудников, передаются из поколения в поколение и оказывают определенное влияние на характер реализации целей данной корпорации.
1.2. Виды и типы корпоративной культуры
Существует огромное множество различных типологий и классификаций корпоративных культур, которые основаны на стиле руководства, поведении членов группы и т.д. Ниже мы рассмотрим только два варианта разделения корпоративной культуры на виды и типы.
1.Виды корпоративных культур.
Выделяется четыре основных вида корпоративных культур. Они различаются по способам распределения власти, ориентациям на различные задачи, по структурам и способом распределения ролей. К таким видам относятся:
1) культура роли;
2) культура власти;
3) культура задачи;
4) культура личности.
Культура роли - этот вид характеризуется наличием строго функционального распределения ролей и специализации участков. Её эффективность обеспечивается системой правил, стандартов деятельности, нормами. Важную роль играет уже не личностные качества, а скорее положение, занимаемое в структуре. Такая организация более успешна в стабильности. Ролевая культура - это строго распланированная организации. Ей свойственно делиться на строгие функциональные участки, например финансовый отдел, торговый отдел, которые координируются управлением сверху. Для исполнения роли выбираются отдельные лица, к силе личности относятся с неодобрением, а сила специалиста ценится только в надлежащем ей месте. Эффективна эта культура при эффективном распределении работы и ответственности, а не от влияния отдельных личностей. Для служащих ролевая культура дает защищенность и возможность проявить себя в качестве компетентного специалиста. Но эта культура является разрушительной для ориентированных на власть и стремящихся управлять своей работой сотрудников, для тех, кого больше интересует результат, чем методы.
Культура власти - для данного вида характерна модель лидера и жесткая иерархическая структура. Примером зачастую являются маленькие организации, которые занимаются собственностью, торговлей, финансами и полностью зависят от принятий решений лидера. Однако, помимо персональной власти, значительной силой в этом виде культуры являются ресурсы. Для эффективного существования в культуре власти, сотрудник должен быть уверен в себе, ориентироваться на результат, уметь рисковать, быть достаточно жестким и конкурентоспособным.
Культура задачи - целью культуры является решение задач и реализация проектов. Для эффективного выполнения поставленных задач необходим высокий профессионализм сотрудников и групповой эффект. Основные полномочия находятся у того, кто является экспертом в ведущей области деятельности и обладает максимальным количеством информации. Данная культура эффективна в случаях экстренных требований рынка. Культура задачи ставит цели повысить эффективность работы за счет объединения личных целей сотрудника с целями организации, и направлена на скорость завершения работы. Превыше своих целей ставится результат команды. Так же важнее здесь сила эксперта, а не личности. На рынке организация с культурой задачи хорошо адаптируема.
Культура личности - организация, где данный вид культуры объединяет людей для того, чтобы они могли добиваться собственных целей, а не для решения каких-либо задач. Власть личности основывается на доступности ресурсов, профессионализме и способности договариваться. Несмотря на то, что такой вид редко можно встретить, часто встречаются личности, работающие в типичных организациях, но отдающие предпочтение именно этому виду (консультанты в больницах, архитекторы в местных советах). Они не столь сильно заинтересованы в осуществлении целей организации, скорее в некоторой выгоде для работодателя. Их больше интересует осуществление своих собственных дел.
2.Типы корпоративных культур.
Для рассмотрения типов корпоративной культуры используется модель конкурирующих ценностей, разработанная зарубежными исследователями К. Камероном и Р. Куинном. Она проверялась на протяжении более чем 10 лет и находила свое практическое применение в тысяче организациях США и странах Западной Европы. Модель основана на четырех типах культур:
Клановая культура называется так, потому что напоминает организацию семейного типа и считается наиболее благоприятной культурой. Отличается очень дружелюбной рабочей средой, где у людей много общего. Данную культуру отличает сплоченность, соучастие, ощущение организации как «мы» Лидеры, или главы организаций, рассматриваются как наставники и, возможно, даже как фигуры отца. Организация держится вместе благодаря верности традициям, высокой обязательности и моральному климату. Существует высокий уровень вовлеченности. Успех зависит от доброты к потребителям и заботы о людях. Организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие.
Адхократическая (партисипативная) культура характерна для динамичного предпринимательского и творческого места работы. Отличительными чертами лидеров такой организации являются умение предвидеть, новаторство, ориентация на риск. Базовые ценности в такой системе отношений заключаются в готовности к вызовам времени и внешней среды, преданности к экспериментированию и творчеству, постоянной деятельности на переднем рубеже знаний. Успех организации связан с производством уникальных и оригинальных продуктов и услуг, лидерством на этом рынке. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Организация поощряет личную инициативу и свободу.
Иерархическая (бюрократическая) культура основывается главным образом на системе власти, осуществляющей регламентацию всей деятельности предприятия в форме правил, инструкций и процедур. Очень формализованное и структурированное место работы. Лидеры гордятся тем, что они рационально мыслящие координаторы и организаторы. Долгосрочные заботы организации состоят в обеспечении стабильности и получении показателей плавного хода рентабельного выполнения операций. Успех определяется в терминах надежности поставок, плавных календарных графиков и низких затрат. Управление наемными работниками озабочено гарантией занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости.
Рыночная (предпринимательская) культура определяет тип организации, функционирующей как рынок. Предполагается, что очевидная цель и агрессивная стратегия - это путь к продуктивности и прибыльности. Рыночная культура оценивается как место для работы, ориентированной на результаты. Корпорацию с такой культурой связывает воедино стремление побеждать. Люди целеустремленные и соперничают между собой. Лидеры - твердые руководители, суровые конкуренты и требовательные организаторы. Репутация и успех являются общей заботой. Фокус перспективы настроен на конкурентные действия, решение поставленных задач и достижение реальных целей. Успех определяется в терминах проникновения на рынки и рыночной доли. Важно конкурентное ценообразование и лидерство на рынке. Стиль организации - жестко проводимая линия на конкурентоспособность. Управление наемными работниками: поощрение внутренней конкуренции.
Конечно, компаний с «чистым» типом организационной культуры не существует, и все же в каждой преобладают яркие черты одной из них. Может ли один и тот же специалист быть одинаково эффективен во всех типах культур? Скорее всего, нет — слишком разные ценности. Таким образом, можно сделать вывод, что правильно разработанная корпоративная культура способствует эффективности деятельности организации и наоборот, эффективная деятельность благоприятно сказывается на привлекательности организации для потенциальных работников, на соответствии их взглядов и ценностей с ценностями организации, следовательно, и на продуктивной работе всего персонала.
1.3 Свойства и структура корпоративной культуры.
1. Свойства корпоративной культуры.
Свойства корпоративной культуры базируются на следующих существенных признаках: всеобщность, не формальность, устойчивость.
Всеобщность корпоративной культуры охватывает все виды действий, осуществляемых в организации. Это понятие имеет двойной смысл. С одной стороны, корпоративная культура - форма, в которую облекаются хозяйственные акты. Например, корпоративная культура может определять тот или иной порядок разработки стратегических проблем или процедуры найма новых работников. С другой - культура является не просто оболочкой жизнедеятельности организации, но и ее смыслом, элементом, определяющим содержание хозяйственных актов. Культура сама по себе превращается в одну из стратегических целей фирмы. Определенный порядок найма может быть подчинен необходимости наилучшим образом адаптировать новых работников к сложившейся в организации культуре.
Не формальность корпоративной культуры определяется тем, что ее функционирование не связано с официально установленными правилами организационной жизни. Корпоративная культура действует как бы параллельно с формальным хозяйственным механизмом организации. Ее отличительной чертой, по сравнению с формальным механизмом, является преимущественное использование устных, речевых форм коммуникаций, а не письменной документации и инструкций, как это принято в формальной системе. Значение неформальных контактов определяется тем, что более 90% деловых решений в современных корпорациях принимаются не в формальной обстановке - на совещаниях, собраниях и т.д., а при неофициальных встречах, вне специально установленных мест. К организационной культуре относятся только те неформальные контакты, которые соответствуют ценностям, принятым в рамках культуры. Не формальность корпоративной культуры является причиной того, что параметры и результаты ее воздействия практически невозможно измерить при помощи количественных показателей. Они могут быть выражены только качественным термином «лучше - хуже».
Устойчивость корпоративной культуры тесно связана с таким общим свойством культуры как традиционность ее норм и институтов. Становление любой корпоративной культуры требует длительных усилий со стороны управляющих и предпринимателей. Однако, будучи сформированными, ценности культуры и способы их реализации приобретают характер традиций и сохраняют устойчивость в организации. Многие сильные организационные культуры унаследовали ценности, введенные лидерами и основателями компаний несколько десятилетий назад. Так, основы современной корпоративной культуры IBM были заложены в первые десятилетия XX века ее основателем Т.Дж. Уотсоном .
2. Структура и основные элементы корпоративной культуры
Американский специалист в области психологии организации Эдгар Шейн, на основе концепции культурологов Ф.Р. Клукхона и Ф.Л. Стродбека, выделяет различные уровни организационной культуры:
Базовый уровень - представления о характере окружающего мира, реальности, времени, пространства, человеческой природы, человеческой активности, человеческих взаимоотношений. Это такие предположения, которые возникают у членов организации на основании личного успешного опыта совместных действий и в большинстве случаев они являются неосознаваемыми, некая атмосфера, в которой все находятся, но в обычном состоянии не замечают без специального акцентирования на этом вопросе. Эти скрытые и рассчитанные на доверие предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие корпоративную культуру. Они раскрываются лишь в процессе специального анализа и, в основном, носят лишь гипотетический характер.
Поверхностный уровень – это внешние проявления организационной культуры, к которым относят: корпоративную символику, логотип, фирменные детали, предметы, флаг фирмы, гимн и многое другое, а иногда еще относят легенды, мифы и истории, связанные с основанием фирмы. Так же к ним относятся применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени, конкретные наблюдаемые действия людей (ритуалы, церемонии и т. д.), планировка и оформление помещения организации. Это как бы видимая часть организационной культуры. Однако смысл этих внешних проявлений остается непонятным, если неизвестны базовые представления, которые стоят за этими внешними проявлениями. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах организационной культуры.
Подповерхностный уровень - включает в себя ценности и верования, нормы, кодекс организации, всё, что может руководить сотрудниками в повседневной жизни. Их восприятие носит сознательный характер и зависит от желания людей. Они осознаются в большей степени, чем базовые представления и нередко непосредственно формулируются в программных документах организации, являясь основными ориентирами в ее деятельности. Как правило, они формируются ее руководством и доводятся до сведения всех сотрудников. Заданные ценности, могут быть явными или скрытыми, определяют социальные нормы, регулирующие поведение членов организации. Не всегда декларируемые ценности соответствуют истинным ценностям организации.