Файл: Корпоративная культура организации: характеристики и особенности формирования в современных условиях..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Корпоративная культура может изучаться на этих трех уровнях. Если же исследователь не сумеет расшифровать базовые представления компании, он не сможет ни правильно истолковать и артефакты, ни дать реальную оценку принятым группой ценностям. Иными словами, сущность корпоративной культуры можно установить лишь на уровне базовых представлений, лежащих в основе деятельности организации.

В некоторых источниках можно найти еще и более подробную структуру корпоративной культуры, выделяя ее следующие компоненты:

Стили поведения. Это особые традиции, язык, стиль общения и подобные ритуалы, которые имеют значение для членов организации. В качестве важного элемента, который служит примером и ориентиром может выступать какой-либо персонаж, обладающий характеристиками, в высшей степени ценными для данной культуры. Поведение сотрудников успешно корректируется разнообразными тренингами и мерами контроля, но только в том случае, если новые образцы поведения не вступают в противоречие с вышеописанными компонентами корпоративной культуры.

Психологический климат в организации. Он представляет собой преобладающую и относительно устойчивую духовную атмосферу, определяющую отношения членов коллектива друг к другу и к труду.

Мировоззрение. Для успешного выполнения совместной деятельности у сотрудников не должно быть серьезных различий в мировоззрении. Это может привести к внутриорганизационным противоречиям и конфликтам. Но, очевидно, что кардинально изменить мировосприятие людей очень сложно, и это потребует особых усилий и времени, чтобы объединить интересы людей с различными мировоззрениями.

Нормы. Это совокупность формальных и неформальных требований, предъявляемых организацией по отношению к своим сотрудникам.

Корпоративные ценности. К ним относятся такие предметы и явления, которые имеют значение для духовной жизни работников, касающиеся организационной жизни. Ценности выступают связующим звеном между культурой организации и духовным миром личности. Иногда ценности могут сохраняться, несмотря на значимые изменения в кадрах организации. И наоборот, новые кадры способны привнести свои нововведения и свежий взгляд на ценности организации.

Отличительной чертой той или иной культуры является приоритетность формирующих ее базовых характеристик, указывающая на то, какие принципы должны стоять в основе в случае возникновения конфликта между ее разными составляющими. В любой организации потенциально заложено множество субкультур. Фактически любая из этих субкультур может стать доминирующей.


Корпоративная культура - это своего рода эмоциональная среда внутри организации и связующее звено в отношениях между ее сотрудниками. Это тот безусловный стержень, вокруг которого собираются сотрудники, считающие нормой трудовой деятельности работоспособность, умение трудиться в команде, профессионализм и многое другое.

Элементы - это реальные факты, символы или другими словами определенные особенности, которые помогают определить основы существующей в организации корпоративной культуры.

Выделяют следующие элементы:

1. Внешние элементы:

1.1. поведение персонала в организации;

1.2. внешний вид сотрудников;

1.3. дизайн офиса, здания;

1.4. язык (профессиональный сленг).

2. Структурирование времени и пространства:

2.1. рабочее время (назначаемое и реальное);

2.2. приоритеты организации при размещении отделов;

2.3. конфигурация пространства.

3. Нормы и правила:

3.1. писаные или неписаные и осведомленность о них сотрудников;

3.2. степень навязанности их сверху;

3.3. насколько они выработаны совместно.

4. Миссия организации, её стратегия и философия.

Миссия организации - это основа корпоративной культуры; краткое выражение функции организации, которую она стремится выполнить в обществе. Она описывает причину существования организации

Стратегия организации - это описание стратегических целей организации, то к чему она стремится в будущем.

Философия (система ключевых ценностей организации) - это подробное изложение морально-этических и деловых норм, принципов. Это кредо (кодекс правил), которым руководствуются сотрудники организации в своем поведении, главные направления деятельности организации, стиль руководства, основные мотивации, порядок разрешения конфликтов.

Система поощрения и наказания позволяет выявить единые критерии оценки эффективности работы людей в организациях.

Легенды, мифы, герои, антигерои формируют отношение сотрудников к организации и окружающей среде.

Ритуалы, обычаи, символы используются как трансляция традиций, ценностей и одобряемых состояний.

Запретные темы - это то, что обсуждать не принято в организации.

Каждый сотрудник выбирает модель поведения, опираясь на ряд устойчивых характеристик своей личности, которые являются критериальной основой поведения:

- отношение к коллективу, работе, мотивации в организации, руководству, кадровой политике;


- установки - психологическая готовность человека реагировать в определенных условиях определенным образом, вырабатываются в процессе формирования личности, ее социализации и лежат в основе формирования кодекса поведения. Принадлежность к определенной корпоративной культуре вырабатывает у сотрудников установку «мы», «командный дух». По степени остроты реакции сотрудников на критику их коллектива оценивают успешность групповой деятельности и силу установок в данной корпоративной культуре;

- ценности - это относительно устойчивое и социально обусловленное избирательное отношение личности к материальным (денежным) ценностям, социальным и духовным благам общественные идеалы, моральные нормы, этические нормы и т. д.

Данные характеристики культуры организации в совокупности отражают философию корпоративной культуры. Содержание корпоративной культуры определяется не простой суммой ожиданий и фактического положения дел для каждой характеристики, а тем, как они связаны и как они формируют профили определенных культур. Главной особенностью конкретной культуры является приоритет формирования ее основных характеристик, который определяет, какие принципы должны применяться в случае конфликта между ее различными компонентами.

Содержание корпоративной культуры проявляется в ее функциях. Существование любой системы анализируется и оценивается по совокупности функций, которые она способна выполнить. Приоритетность и значимость отдельных функций может меняться в зависимости от особенностей организационной культуры, ее целей, этапа развития, влияния параметров внешней среды и т.п.

Корпоративная культура достаточно сложное явление, которое обладает рядом функций:

  • имиджевая (помогает создавать положительный внешний образ компании и, как следствие, привлекать новых клиентов и ценных сотрудников);
  • мотивационная (вдохновляет работников на достижение поставленных целей и качественное выполнение своих прямых обязанностей);
  • вовлекающая (способствует активному вливанию каждого сотрудника в жизнь компании);
  • идентифицирующая (способствует самоидентификации сотрудников, позволяет сотрудникам понять свою ценность для компании, а также принадлежность к коллективу);
  • адаптивная (организует помощь новым сотрудникам при их вливании в команду);
  • управленческая (формирует нормы и правила управления коллективом);
  • системообразующая (делает работу отделов системной, выверенной, четкой, упорядоченной и эффективной);
  • маркетинговая (основываясь на целях, миссии и философии организации разрабатывается стратегия восприятия и позиционирования компании на рынке).

Помимо вышеперечисленных, многие авторы (Кочеткова А.И.; Варнеке Х.Ю.) выделяют другие функции корпоративной культуры:

1) является выражением индивидуальности организации;

2) служит носителем организационного здравого смысла, который чаще всего проявляется в привычках;

3) способствует формированию коллективной преданности организации (лояльности или патриотизма работников);

4) служит психологическим гарантом стабильности социальной системы организации;

5) поддерживает управленческие решения руководства организации путем создания «поля» для изменений;

6) формирует приверженность коллектива организационным задачам;

7) укрепляет социальную стабильность;

8) служит механизмом, который формирует и направляет отношения и поведение сотрудников;

9) создает базу для творческого развития личности в организации и самой организации в целом.

Данные функции на уровне организации выполняет и корпоративная культура:

1) воспроизводство лучших элементов накопленной культуры, продуцирование новых ценностей и их накопление;

2) оценочно-нормативная функция (на основе сравнения реального поведения человека, группы, организации с нормами культурного поведения, с идеалами);

3) регламентирующая и регулирующая функции культуры, т.е. применение культуры как индикатора и регулятора поведения;

4) познавательная функция (познание и усвоение корпоративной культуры, осуществляемое на стадии адаптации работника, способствует его включению в жизнь коллектива, в коллективную деятельность, определяет его успешность);

5) смыслообразующая функция: корпоративная культура влияет на мировоззрение человека, зачастую организационные ценности превращаются в ценности личности и коллектива либо вступают с ними в конфликт;

6) коммуникационная функция - через ценности, принятые в организации, нормы поведения и другие элементы культуры обеспечивается взаимопонимание работников и их взаимодействие;

7) функция общественной памяти, сохранения и накопления опыта организации;

8) рекреативная функция - восстановление духовных сил в процессе восприятия элементов культурной деятельности организации возможно лишь в случае высокого нравственного потенциала корпоративной культуры и причастности работника к ней и разделения ее ценностей.

Таким образом, корпоративная культура задает некоторую систему координат, которая объясняет, почему организация функционирует именно таким, а не иным образом. Она позволяет в значительной мере сгладить проблему согласования индивидуальных целей с общей целью организации, формируя общее культурное пространство, включающее ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми работниками.


Выводы по главе 1.

Корпоративная культура - неоднозначное понятие, которое включает в себя множество форм и проявлений. Не существует единой классификации и типологии корпоративной культуры. У каждого автора свой подход к её пониманию. Однако нельзя сказать, что в организации нет корпоративной культуры. В разных организациях она проявляется по- своему и имеет свои особенные характеристики. Она может быть слабо выражена либо не развита, но она существует в любой организации.

Глава 2. Анализ корпоративной культуры ПАО «Сбербанк России»:

2.1.Общая характеристика ПАО «Сбербанк России».

Публичное Акционерное Общество «Сбербанк» – российский коммерческий банк, самый крупный банк России и СНГ по целому ряду экономических показателей. Во времена Советского союза банк представлял собой систему Государственных трудовых сберегательных касс. В 1987 году сберегательные кассы были реорганизованы в Сберегательный Банк СССР. А 22 марта 1991 года на общем собрании акционеров был учрежден Акционерный Коммерческий Сберегательный Банк Российской Федерации. В момент распада СССР именно «Сбербанк» сохранил все свои функции и был единственным банком, который успешно функционировал. В связи с тяжелой экономической ситуацией в начале 90-х годов 1 января 1992 года Сберегательный банк СССР прекратил свое существование. Ровно через 9 лет после исчезновения 1 января 2001 года была произведена реорганизация. Хотя история Сбербанка насчитывает уже 178 лет, организация удивляет способностью быть современной на всех этапах. Банку не страшны конкуренция и быстро меняющиеся технологии. Его всегда отличает умение ориентироваться в новых веяниях, запросах клиентов, он опережает в развитии своего бизнеса многие отрасли экономики. В августе 2015 года полное наименование банка изменилось на публичное акционерное общество «Сбербанк России» (ПАО Сбербанк). Под ним банк работает и сегодня. В рейтинге Центрального Банка России на 2020 год ПАО Сбербанк занимает первое место по надежности, по объему вкладов, по объему активов, по кредитам. В банковском секторе - это признанный лидер по многим показателям. 70% граждан нашей страны доверяют свои средства старейшему банку и пользуются его услугами. Сбербанк имеет 14275 подразделений (на 1 января 2020 года), 12 территориальных банков во всех субъектах РФ.