Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы моделирования бизнес-процессов
Понятие и классификация бизнес-процессов
1.2 Методы моделирования бизнес-процессов
1.3 Стандарты моделирования бизнес-процессов
Глава 2. Управление бизнес-процессами в ООО «Агроторг»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Агроторг»
2.2 Анализ основных бизнес-процессов в компании
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Моделирование бизнес-процессов в последние годы стало модной тенденцией, охватившей многие крупные (и даже не очень крупные) предприятия. Во многих компаниях как грибы растут департаменты организационного развития, отделы процессного управления и иные подразделения, основная задача которых заключается в выработке рекомендаций по совершенствованию деятельности компании на основе применения процессного подхода. На рынке услуг также доступны предложения в области процессного консалтинга, в том числе предложения с конкретной отраслевой специализацией. Таким образом, управление бизнес процессами - не просто популярное увлечение на предприятиях разного типа и назначения, а способ систематизации работы.
Объектом курсовой работы является ООО «Агроторг».
Предмет курсовой работы: процесс управления бизнес-процессами в ООО «Агроторг».
Целью курсовой работы является оптимизация бизнес-процесса в ООО «Агроторг».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать понятие и классификацию бизнес-процессов;
2. Изучить методы моделирования бизнес-процессов;
3. Рассмотреть организационно-экономическую характеристику ООО «Агроторг»;
4. Провести анализ основных бизнес-процессов в компании, и разработать экономико-математические задачи, и обосновать исходную информацию;
5. Произвести внедрение новых бизнес-процессов.
В процессе исследования были проанализированы работы, посвященные управлению бизнес-процессов, таких авторов как Громов А.И., Джестон Д.У., Елиферов В.Г.
Информационная база исследования включает статистические данные, данные сети Internet, а также материалы ООО «Агроторг».
Теоретической основой исследования является труды таких авторов как Громов А.И., Джестон Д.У., Елиферов В.Г., Долганова О.И., Крышкин О., Михеев А.Г., Нелис Й., Репин В.В., и др.
Методы исследования. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в курсовой работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: статистического и экономического.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и приложений.
1 Теоретические основы моделирования бизнес-процессов
Понятие и классификация бизнес-процессов
Появление термина «бизнес-процесс» связано с развитием отрасли промышленного производства. Когда материальные ценности стали создавать в больших масштабах, возникла необходимость разделить, технологически ставший более сложным, процесс создания товаров на более легкие и мелкие задачи. Раньше доминировал ручной индивидуальный труд, когда один мастер высокой квалификации выполнял все действия самостоятельно. С развитием промышленности появилась цепочка технически более сложных задач. Для их реализации стали выделять специально обученных исполнителей с особыми знаниями и навыками. Нововведения привели к повышению эффективности работы предприятий, увеличению их производительности, появлению понятия бизнес-процессы предприятия, а также рождению методик управления бизнес-процессами.[1]
В XX веке американским инженером Фредериком Тейлором были разработаны научные методики управления предприятиями, способствующие стандартизации распределения задач в целях оптимизации деятельности организации. Впоследствии к концу XX века известный гуру менеджмента Питер Друкер провел большую работу по упрощению и децентрализации сложносоставных процессов. В итоге появилась невероятно популярная сегодня концепция аутсорсинга.
Бизнес-процесс - это регулярно повторяющаяся последовательность взаимосвязанных мероприятий (операций, процедур, действий), при выполнении которых используются ресурсы внешней среды, создается ценность для потребителя и выдается ему результат. У бизнес-процесса должен быть единый менеджер, который управляет процессом и отвечает за его результат. В деятельности любой компании можно насчитать как минимум несколько десятков бизнес-процессов. Чтобы их как-то структурировать и выделять конкретный процесс из общей массы вводят определенные классификации.
Потребитель может быть, как внешним, так и внутренним по отношению к организации. Внешний потребитель — это потребитель, который не входит в состав данной организации, а внутренний — тот потребитель, который находится в рамках данной организации.
Важно знать потребителя бизнес-процесса потому, что именно он явным или неявным образом задает требования к процессу и, следовательно, может оказывать влияние даже на сам факт существования конкретного процесса.[2]
Результат бизнес-процесса - это, пожалуй, наиболее важная его составляющая. Деятельность без результата не может быть, в противном случае это не деятельность, а просто некое бесцельное времяпрепровождение. Без достижения результата (причем, заметим, с требуемыми потребителю характеристиками) деятельность бессмысленна. А от того, как процесс выстроен, зависят в том числе и издержки этого процесса.
У бизнес-процесса должен быть единый менеджер, который управляет процессом и отвечает за его результат. На практике часто бывает (это характерно для крупных компаний), что у бизнес-процесса есть так называемые владелец и менеджер процесса. Обе эти фигуры отвечают за результаты, но при этом владелец процесса обладает полномочиями изменять сам порядок выполнения процесса, а менеджер процесса осуществляет оперативное управление.[3]
Существует некоторое количество классификаций бизнес-процессов. Мы приведем две из них. Более подробная детально отражает нюансы процессов, а более краткая обычно применяется консультантами при комплексном описании бизнес-процессов предприятий.
Итак, более подробная классификация бизнес-процессов имеет следующий вид: - основные процессы; - сопутствующие процессы; - вспомогательные процессы; - обеспечивающие процессы; - управляющие процессы; - процессы развития.[4]
Более простая классификация бизнес-процессов состоит из следующих типов: - управляющие процессы; - основные процессы; - вспомогательные процессы.[5]
При этом, чтобы не путаться в определениях, проще показать, как эти две классификации соотносятся между собой (табл. 1).
Таблица 1
Соответствие классификаций бизнес-процессов
Подробная классификация |
Простая классификация |
Основные процессы. Сопутствующие процессы |
Основные процессы |
Вспомогательные процессы. Обеспечивающие процессы |
Вспомогательные процессы |
Управляющие процессы. Процессы развития |
Управляющие процессы |
Хотелось бы сразу подчеркнуть, что эти процессы можно классифицировать не только таким образом. В реальной практике встречались, например, отдельно процессы взаимодействия с клиентами. Выбор классификации не столь принципиален, важно лишь понимать, зачем вообще нужна классификация. Дело в том, что в деятельности компании можно насчитать как минимум несколько десятков бизнес-процессов. Чтобы их как-то структурировать, и вводят определенные классификации.
С классификациями вообще все не так однозначно. Классический пример - процесс «Управление персоналом». К какому из типов по простой классификации его отнести? Ответ на этот вопрос будет неоднозначный. Процесс управления персоналом, если его проанализировать, состоит из ряда относительно независимых подпроцессов. Так, под процесс «Подбор персонала» явно относится к вспомогательным, поскольку при его реализации снабжаются все процессы организации ресурсами — сотрудниками. А вот под процесс «Планирование штатного расписания» следует отнести к управляющим, поскольку он задает, по сути, план набора персонала, т. е. создает некоторое управляющее воздействие для службы набора персонала. Примерно аналогичная ситуация будет с бухгалтерским учетом. Подготовка установленной бухгалтерской и налоговой отчетности — это обеспечивающий процесс. А подготовка первичных документов, из которых и собирается отчетность, - это вообще не процесс, а отдельные процедуры в основных бизнес-процессах.[6]
Формирование и структурирование предполагает рассмотрение не только типологии, но и учет уровня процесса.
Таблица 2
Уровни бизнес-процессов
Уровни процессов |
Примеры |
Процессы 1 уровня Цепочка предприятий |
Организация внешних процессов, например, цепочка производственной кооперации. Пример: процесс логистики поставок по предприятиям производственной сети |
Процессы 2 уровня Предприятие |
Организация прохождения заказа на предприятии. Пример: процесс закупок на предприятии |
Процессы 3 уровня Структурное подразделение |
Организация прохождения заказа в структурном подразделении: Пример: разработка заказа в отделе закупок |
Процессы 4 уровня Рабочая система |
Организация прохождения заказа в отдельной рабочей системе: Пример: согласование сроков поставки заказа сотрудником N. |
Для описания процесса с качественно-количественной, пространственно-организационной и технически-технологической точек зрения используются характеристики (параметры), которые заданы стандартом ENISO 9001:2000. Параметры процесса – данные для обозначения результативности и эффективности, например, затраты, время выполнения, качество, точность.
1.2 Методы моделирования бизнес-процессов
Моделирование бизнес-процессов компании может быть выполнено во множестве вариантов. Особое внимание стоит уделить объектно-ориентированному и функциональному подходам.
В рамках функционального подхода основной структурообразующий элемент – функция (действие), объектно-ориентированного – объект. В рамках функционального подхода организация моделирования бизнес-процессов подразумевает построение схемы технологического процесса в виде последовательности операций. На входе и выходе каждой отображаются объекты разного происхождения: материального и информационного типа, а также применяемые ресурсы, организационные единицы.
В рамках методологии функционального моделирования, где ведется построение структурных диаграмм бизнес-процессов и потоков информации, отображается последовательность функций, в которых выбор конкретных альтернатив процессов является достаточно сложным, а схем взаимодействия объектов нет.
Функциональное моделирование бизнес-процессов имеет весомое достоинство – наглядность и понятность отображения на разных уровнях абстракции. Это особенно важно на этапе введения в отделы компании созданных бизнес-процессов. При функциональном подходе детализация операций представляется в несколько субъективном виде, что приводит к сложности построения бизнес-процессов.[7]
Моделирование бизнес-процессов при объектно-ориентированном подходе строится по следующей схеме: сначала выделяют классы объектов, после чего определяют действия, в которых объекты должны принять участие.[8]
Сейчас можно отметить тенденцию интеграции разных способов моделирования и анализа систем. Проявляется она в том, что создаются интегрированные средства моделирования бизнес-процессов. Одно из них – продукт немецкой компании IDS Scheer под названием ARIS – Architecture of Integrated Information System. В систему ARIS входит комплекс средств, позволяющих анализировать и моделировать работу компании. В основе системы лежат различные методы моделирования, в совокупности отражающие разные взгляды на изучаемую среду. Одну и ту же модель можно создавать с применением нескольких методов. Благодаря этому специалисты с разным уровнем теоретических знаний могут использовать ее в своих целях и настраивать на взаимодействие с системами с собственной спецификой.