Файл: Понятие и основная характеристика внешней среды прямого воздействия.pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и основная характеристика внешней среды прямого воздействия
1.1 Сущность внешней среды прямого воздействия
1.2 Основные факторы внешней среды прямого воздействия
Глава 2. Анализ влияния факторов внешней среды на организацию
2.1. Основная характеристика деятельности ООО «Компания «Фьюжн»
2.2. Анализ влияния факторов внешней среды на организацию
2.3. Разработка рекомендаций по улучшению взаимодействия организации с внешней средой
Проведение анализ положения потребителей дает возможность лучше понять оказывают ли они давление на производителя, в чем может проявиться их влияние, а также понять, насколько сильны позиции данной организации, как она воздействует на покупателей и в чью пользу складывается баланс сил в данном взаимодействии.
Поставщики природных и материальных ресурсов. Поставщики материалов, сырья, электро- и теплоэнергии, полуфабрикатов, газа, воды могут непосредственно воздействовать на организацию, создавая зависимость от ресурсов. Зависимость одних компаний от распределения ресурсов дает власть другим компаниям и предоставляет возможность влиять на издержки, качество производимой продукции, сроки ее изготовления и на эффективность функционирования организации в целом. Анализ поставщиков природных и материальных ресурсов дает возможность определить, насколько сильна ресурсная зависимость компании и каковы причины ее зависимости.
При анализе необходимо обращать внимание на качество и цены товаров и услуг, соблюдение условий, сроков и объема поставок, а также на тот факт, является ли поставщик монополистом этого вида ресурсов либо возможно изменение данного поставщика. Зависимость от поставщика создает для менеджеров компании большие сложности при обеспечении ее необходимыми природными и материальными ресурсами. В данных условиях организации необходимо направлять свои силы на то, чтобы уменьшить ресурсную зависимость.
Конкуренты. К ним относятся те компании, которые реализуют на одних и тех же рынках продукцию либо оказывают услуги, которые удовлетворяют одни и те же потребности. При анализе конкурентной среды менеджерам необходимо оценивать, в какой степени сильна конкуренция, какое влияние она оказывает на деятельность компании, выявить главных конкурентов, потенциальные и реальные угрозы с их стороны[12]. Вместе с тем, менеджерам нужно знать позиции их компании и каковы их конкурентные преимущества, чтобы разработать определенную конкурентную стратегию. Если на рынок выходят новые фирмы, которые намерены производить аналогичный продукт, либо уже существующие выпускают такой же вид продукта, то их нужно включать в ту же группу как потенциальных конкурентов и также необходимо изучать.
Угрозу для компании могут представлять также организации, которые производят товары либо услуги, способные заменить либо даже полностью вытеснить ее продукт. Менеджерам необходимо анализировать возможность наличия данных товаров-субститутов или их возникновения. Чем более достоверной и полной информацией о потенциальных и реальных конкурентах располагают менеджеры компании, тем лучше они смогут подготовить компанию к ответным действиям на вызовы конкурентов, разработав оборонительную или наступательную стратегию.
Инфраструктура. Это часть деловой среды, обеспечивающей организацию необходимыми для ее функционирования трудовыми, информационными, финансовыми ресурсами, аудиторскими, транспортными, консультационными, страховыми и иными услугами. В инфраструктуру входят целый ряд организаций, таких как фондовые биржи, банки, кадровые и рекламные агентства, аудиторские и консультационные фирмы, арендаторы, лизинговые компании, железные дороги, охранные агентства.
Государственные и муниципальные организации и органы власти.
К деловой среде организации в зависимости от размера организации, формы собственности, финансирования, масштаба ее деятельности, видов выпускаемой продукции и иных параметров могут входить различные федеральные, муниципальные и региональные организации либо органы власти, с которыми она взаимодействует непосредственно (например, налоговая инспекция, суды, местная администрация и т.д.)[13]. Их воздействие на организацию может проявляться по-разному: от регулирования ее деятельности до прямого вмешательства.
Сюда можно включить принятие законов и иных нормативных актов, которые определяют правовую базу бизнеса, частичное или полное владение акциями, предоставление субсидий, лицензирование, взимание налогов и контроль за их уплатой, применение административных и экономических санкций и проч.
Международный сектор деловой среды начинает все больше непосредственно воздействовать на деятельность организаций Российской Федерации. В последние годы возникла опасность конкуренции со стороны иностранных фирм на российском рынке, вытеснения российских компаний иностранными, которые обеспечивают лучшее качество товаров, к примеру, таких как ряд продуктов питания, компьютеры, автомобили, бытовая электронная техника. Вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) увеличивает данную опасность.
Отношения российских компаний с международной средой могут появиться при создании совместных компаний, покупке акций организации иностранными инвесторами, при выходе на иностранные рынки, выполнению совместных проектов, осуществлении поставок товаров из-за границы и т.д.
Задача менеджмента компании состоит в том, чтобы внимательно анализировать изменения факторов прямого воздействия и оперативно реагировать на данные изменения[14].
Таким образом, подводя итог данному разделу, можно сделать вывод, что внешнюю среду организации составляют факторы прямого и косвенного воздействия.
К факторам прямого воздействия относят: конкурентов, поставщиков, клиентов (потребителей), государственные и муниципальные органы, а также элементы международной деловой среды в случае если организации функционирует не международном рынке.
Вывод по главе 1:
Представители классических школ менеджмента анализировали в первую очередь внутренние факторы организации*. Внешние же факторы оставались вне поля их зрения. Однако любая организация существует в окружении внешней среды (поставщики, конкуренты, потребители и т. д.). Внешняя среда живет постоянно, меняется и оказывает большое влияние на организацию. Многие авторы в области теории и практики менеджмента отмечают, что примерно до 1975 года внешняя среда была относительно устойчивой, спокойной. Именно до этого периода эффективно работала американская модель менеджмента.
В управленческой мысли возникает и затем усиливается представление об усилении влияния внешнего окружения на деятельность организации. Более того, внешнее окружение организации все больше становится источником проблем для современных руководителей. По сути дела руководители самых важных для общества организаций - под влиянием событий, происходящих в мире, были вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде и её воздействиях на внутреннее строение организаций.
Практически все факторы внешней среды относятся к неконтролируемым со стороны организации и её служб. Самый хороший план может провалиться из-за негативного воздействия неконтролируемых факторов. Вместе с тем следует отметить, что организации могут не только приспосабливаться к меняющейся среде, но и в определенной мере влиять на нее.
При анализе внешних факторов обычно выделяют два их типа: факторы прямого воздействия, иногда называемые ближайшее окружение, и факторы косвенного воздействия, иногда называемые общее окружение.
К факторам прямого воздействия относят те, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации.
Глава 2. Анализ влияния факторов внешней среды на организацию
2.1. Основная характеристика деятельности ООО «Компания «Фьюжн»
ООО «Компания «Фьюжн» является юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с гражданским законодательством.
Виды деятельности (по кодам ОКВЭД):
– Деятельность ресторанов и кафе.
Предприятие относится к категории малых.
В ООО «Компания «Фьюжн» имеется 12 лицензий для осуществления своей д Каждый ресторан Tokyo уникален по-своему и сочетает в себе современные тенденции дизайна интерьера и притягательную, чарующую атмосферу Японии. Рестораны «Tokyo» идеальное место как для романтичного вечера, так и для быстрого бизнес-ланча с коллегами или друзьями.
Деятельность ресторанов Tokyo осуществляется по направлениям, представленным на рисунке 2.
Направления деятельности ресторана Tokyo
Зал
Доставка
Вынос
Рисунок 2 - Направления деятельности ресторана Tokyo
Необходимо отметить, что доставка осуществляется в рамках работы интернет-магазина.
Ресторан предоставляет потребителям:
– комплексные обеды: салаты и закуски, горячее первое блюдо, горячее второе блюдо (основное блюдо и гарнир), безалкогольные и алкогольные напитки на выбор, а так же десерты;
– частные мероприятия, корпоративные праздники и вечеринки: организация свадеб, дней рождений, юбилеев или любых других торжеств. Составление специального банкетного меню, украшение зала под любой праздник;
– кейтеринг (выездной фуршет): организация вашего торжества или делового фуршета (корпоративы, юбилеи, свадьбы, презентации, обслуживание катеров и яхт) с «нуля» от настоящих профессионалов;
Дополнительные услуги:
– заказ и доставка потребителям любых блюд из меню, в том числе и напитков в любую точку города и пригорода;
– бронирование мест в зале ресторана: как при встрече с администратором в ресторане, так и по телефону;
– детская мастер-классы по приготовлению десертов и безалкогольных напитков (по записи в выходные дни);
– Green-menu для вегетерианцев.
Цели компании:
а) производственные:
- расширение списка блюд японской и итальянской кухни за счет введения блюд из представителей морской флоры и фауны (японская кухня), а также за счет новых видов пасты и спагетти (итальянская кухня);
- увеличение времени работы интернет-магазина;
- расширение производственных мощностей (технический аспект).
б) маркетинговые:
- расширение рекламных акций за счет организации соответствующих групп в социальных сетях (на данный момент группа создана только «Вконтакте»);
- расширение рекламных акций в ресторане;
- повышение уровня конкурентоспособности.
в) финансовые
- сокращение себестоимости продукции;
- повышение уровня рентабельности;
- повышение уровня платежеспособности компании с целью открытия новых филиалов.
Данные цели носят краткосрочный и среднесрочный характер. Среди долгосрочных целей можно отметить более серьезное утверждение на рынке общественного питания.
Организационная структура ООО «Компания «Фьюжн» представлена на рисунке 3.
Генеральный директор
Финансовый отдел
Юридический отдел
Отдел маркетинга и PR
Ресторан
Интернет-магазин и диспетчерская заказов
Служба технической поддержки
Служба доставки
Рисунок 3– Организационная структура ООО «Компания «Фьюжн»
Организационная структура у организации является линейно-функциональной, в связи с чем ее также можно отнести к средней степени сложности. Однако, на момент проведения исследования, функционирование компании осуществляется централизованно, под единым руководством, приказы которого распространяются на все виды деятельности и на весь персонал.
Далее проведем анализ технико-экономических показателей деятельности ООО «Компания «Фьюжн» (табл. 2).
Таблица 2 – Технико-экономические показатели деятельности ООО «Компания «Фьюжн» за 20173-2019 гг.
Показатели |
2017 |
2018 |
2019 |
Абс. откл. |
Темп роста, % |
||
2014-2013 |
2015-2014 |
2014/ 2013 |
2015/ 2014 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 Выручка от реализации продукции (услуг), тыс. руб. |
48794 |
50319 |
64775 |
1525 |
14456 |
0,03 |
0,3 |
2 Среднесписочная численность работающих, чел. в т.ч. рабочих |
253 |
253 |
253 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 Среднегодовая выработка 1 работающего, тыс. руб. в т.ч. 1 рабочего |
561,11 |
563,17 |
563,20 |
2,06 |
0,03 |
0,004 |
5,3 |
4 Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
8855 |
9937 |
14048 |
82 |
111 |
0,04 |
0,05 |
5 Среднегодовой уровень оплаты труда, тыс. руб. |
35 |
37,8 |
40,1 |
2,8 |
2,3 |
0,08 |
0,06 |
6 Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб. |
14692 |
22119 |
26804 |
7427 |
4685 |
0,5 |
0,2 |
7 Фондоотдача, руб./руб. |
15,44 |
15,49 |
15,87 |
0,05 |
0,38 |
0,003 |
0,02 |
8 Фондоемкость, руб./руб. |
0,06 |
0,06 |
0,06 |
0 |
0 |
0 |
0 |
9 Себестоимость продукции (услуг), тыс. руб. |
45201 |
46301 |
56541 |
1100 |
0,02 |
10240 |
0,2 |
10 Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб. |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
11 Прибыль от продаж, тыс. руб. |
3054 |
3415 |
6999 |
361 |
3584 |
0,1 |
1,05 |
12 Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
3593 |
4018 |
8234 |
425 |
4216 |
0,12 |
1,05 |
13 Рентабельность: продукции, % производства, % продаж, % |
7,9 5,6 7,4 |
7,4 5,7 8 |
12,4 8,9 10,8 |
-0,5 0,1 0,6 |
5 3,2 2,8 |
-0,06 0,02 0,08 |
0,7 0,6 0,35 |