Файл: Понятие и основная характеристика внешней среды прямого воздействия.pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и основная характеристика внешней среды прямого воздействия
1.1 Сущность внешней среды прямого воздействия
1.2 Основные факторы внешней среды прямого воздействия
Глава 2. Анализ влияния факторов внешней среды на организацию
2.1. Основная характеристика деятельности ООО «Компания «Фьюжн»
2.2. Анализ влияния факторов внешней среды на организацию
2.3. Разработка рекомендаций по улучшению взаимодействия организации с внешней средой
Содержание:
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Современные предприятия функционирует в постоянно меняющихся условиях. Это обусловлено наличием разнообразных экономических связей как внутри фирмы, так и с другими субъектами экономической деятельности. Вследствие изменений, происходящих в окружающей среде, для предприятий и их конкурентов появляются одни стратегические возможности и исчезают другие. Из-за изменений в окружающей среде так же появляются потенциальные угрозы и меняются ожидания собственников компаний. Эти изменения открывают огромные возможности для гибких и внимательных к изменениям компаний. Те фирмы, которые первые почувствуют открывающиеся возможности, получат значительные стратегические преимущества. Те же, кто невнимателен к изменениям или игнорирует их, ставит себя в довольно рискованное положение.
Таким образом, компании, внимательные к стратегическим изменениям, должны активно исследовать окружающую среду как на уровне глобальном, так и на уровне собственной отрасли. Концентрация только на собственной отрасли недостаточна, так как главные изменения могут произойти за ее пределами. Во внешней среде компании угрожают конкуренты, недобросовестные поставщики, изменяющееся законодательство, социальные проблемы, политическая и экономическая нестабильность и многое другое. Анализ внешних факторов помогает выработать стратегические решения, обеспечивающие алгоритмы взаимодействия компании со средой в краткосрочной и долгосрочной перспективе, которые позволят поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения целей. Таким образом, мы видим, что актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Целью работы является изучение факторов внешней среды прямого воздействия в организации.
Достижение данной цели обусловило постановку следующих задач:
– изучить сущность внешней среды прямого воздействия;
– выявить основные факторы внешней среды прямого воздействия;
– дать характеристику деятельности ООО «Компания «Фьюжн»;
– провести анализ влияния факторов внешней среды на организацию;
– разработать рекомендаций по улучшению взаимодействия организации с внешней средой.
Предметом исследования выступают факторы внешней среды прямого воздействия на организацию.
Объектом исследования является деятельность ООО «Компания «Фьюжн».
Теоретические основы исследования составили материалы по курсу менеджмента, теории организации, маркетинга, а также аналитические работы авторов по тем или иным аспектам темы исследования.
В качестве источников при написании работы использовались материалы, предоставленные ООО «Компания «Фьюжн», а также данные, находящиеся в свободном доступе.
При написании работы использовались такие методы, как анализ и синтез информации, абстракция и конкретизация, а также логический, сравнительный и функциональный методы научного познания при использовании технологий системного подхода.
Структуру работы составляют: введение, основная часть, представленная двумя главами, заключение и список литературы.
Глава 1. Понятие и основная характеристика внешней среды прямого воздействия
1.1 Сущность внешней среды прямого воздействия
Любое предприятие в ходе своей деятельности находится и функционирует в среде. Организация, как правило, является открытой системой. Внешняя среда предприятия − это совокупность экономических, политических, правовых, научных и технических, коммуникационных, природно-географических и других условий и факторов, которые оказывают воздействие на деятельность предпринимательского предприятия.
Внешняя среда организации является одним из важных источников, который обеспечивает организацию ресурсами, необходимых для сохранения ее внутренних возможностей на высоком уровне. Каждой организации приходится подстраиваться под среду, для того чтобы выжить, совершенствоваться и сохранять собственную эффективность.
Следует учитывать, что состав и степень влияния факторов на хозяйственную деятельность индивидуально для каждого конкретного предприятия, поэтому возникает необходимость иметь точное представление об источниках изменения внешней среды, о субъектах, определяющих направление, уровень сложности и предсказуемости, связанных с этим перемен в организации[1].
Внешняя среда зависит от внешних и внутренних факторов влияния. К факторам внешнего влияния относятся те условия, которые организация не способна изменить, но должна реагировать на их изменение и учитывать в своей работе (например, действия профсоюзов, правительства, изменение экономических условий и др.).
Понятие «внешняя среда» применяется не только в экономических науках, но и в социологии, политологии, биологии и других науках. Рассмотрим некоторые определения данного понятия, приводимые различными авторами (таблица 1.).
Таблица 1 – Определение понятия «внешняя среда»
Автор |
Определение |
Т. С. Котилевская[2] |
Внешняя среда организации - это все, что воздействует на организацию из окружающей среды, включающая в себя следующие элементы: потребители, конкуренты, государственные органы, поставщики, финансовые организации и др. |
М. В. Молодцов[3] |
Внешняя среда - это источник, питающий организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне |
Е. А. Агибалова[4] |
Внешняя среда включает силы и организации, с которыми фирма сталкивается в своей повседневной и стратегической деятельности. Внешняя среда неоднородна и дифференцирована по силе, периодичности, характеру влияния на организацию |
В. А. Пронь[5] |
Внешняя среда - это совокупность внешних по отношению к предприятию условий и институтов; - это то, что окружает систему и оказывает на нее воздействие |
Г. А. Морковкин[6] |
Под внешней деловой окружающей средой понимается совокупность социально - эколого-экономических факторов, воздействующих на предприятие и оказывающих влияние на эффективность его функционирования. При этом, описывая природу деловой окружающей среды, следует обратить внимание на динамизм и сложность. |
А. С. Никонорова[7] |
Внешняя среда - это то, что непосредственно определяет эффективность работы предприятия |
Все приведенные определения схожи по своему смыслу, но достаточно узки по содержанию. В связи с этим воспользуемся более широким определением, приведенным Ч. Б. Бимбановым: внешняя среда предприятия - это совокупность активно хозяйствующий субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности[8].
Необходимо рассмотреть факторы, которые оказывают влияния на хозяйственную систему предприятия, возникновение которых связано с развитием рыночных отношений:
– приобретение статуса независимых экономических субъектов, самостоятельных в выборе направлений деятельности и принятии решений, касающихся реализации этих направлений, в противоположность положению, существовавшему в административно - хозяйственной системе управления экономикой;
– значительное влияние на деятельность предприятий стало оказывать окружение - среда. При этом увеличилось как число субъектов, оказывающих прямое воздействие, так и косвенно действующих элементов среды;
– рост количества внешних факторов и рост случайных факторов в их составе приводят к возникновению экономического риска - неизбежного элемента деятельности предприятий в условиях неполноты информации о среде.
В настоящее время следует помнить, что окружающая среда постоянно трансформируется, поэтому предприятиям при осуществлении своей деятельности следует учитывать изменения окружающей среды и эффективно на них реагировать.
Также следует помнить о том, что сами предприятия могут выступать источником изменений во внешней среде, например, выпуская на рынок новые виды товаров или услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, техники и технологий, загрязняя окружающую среду и т.п.
Для внешней среды организации свойственна весьма высокая степень сложности, неопределенности и динамики. Сложность внешней среды выражается числом факторов, на которые обязана реагировать организация. Чем более сложное производство имеет предприятие, тем больше факторов будет воздействовать на неё.
Неопределенность внешней среды – является функцией количества и уверенности информации, которой владеет организация по поводу конкретного фактора.
Динамика внешней среды — это скорость, с помощью с которой осуществляются изменения в окружении организации. Окружающая среда современных организаций меняется с возрастающей скоростью.
Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних организаций и ниже для других. В высокоподвижной среде организация должна использовать более разнообразные данные, чтобы принимать эффективные решения[9].
Таким образом, подводя итог данному разделу, можно сделать вывод, что внешняя среда прямого воздействия для организации - это совокупность факторов, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации.
Среда прямого воздействия включает в себя те субъекты среды, которое непосредственно влияют на деятельность определенной организации. Среда прямого воздействия является непосредственно деловым окружением предприятия.
1.2 Основные факторы внешней среды прямого воздействия
Внешняя среда предприятия подразделяется на следующие виды воздействия:
1) прямого воздействия (микросреда);
2) косвенного воздействия (макросреда).
Факторы внешней среды можно увидеть на рисунке 1.
Рисунок 1 – Факторы внешней среды организации[10]
Остановимся более подробно на факторах прямого воздействия.
В первую очередь на работу организации влияют непосредственно потребители услуг и продукции. В эту группу включаются непосредственные клиенты и покупатели: официальные дистрибьюторы, торговые агенты, торговые фирмы, фирмы-производители, магазины, а также индивидуальные клиенты и покупатели. Состав потребителей зависит от сферы функционирования организации, специфики ее услуг и продукции, рынков сбыта, масштабов производства и иных факторов. Кроме непосредственных покупателей в данную группу могут быть включены общества экологической защиты, общества потребителей и иные подобные организации. Их воздействие на производителей продукции становится все более ощутимым и с ним приходится считаться. Данные организации находятся в непосредственном взаимодействии с производителями, по поводу добросовестности рекламы, качества продукции, соблюдения экологических стандартов и т.п.
Воздействие потребителей проявляется в следующих формах:
– особые требования к дизайну, техническим характеристикам и качеству продукции, формам и системам оплаты;
– установление определенного уровня цены;
– предпочтение в сторону определенных торговых марок;
– угроза перехода к другим производителям и т.п.[11]
Производители поэтому могут влиять на потребителей существенным образом, предлагая уникальную продукцию или услуги, гарантируя высокое качество и сроки поставок, устанавливая более низкие цены, являясь монополистами в этой отрасли и т.д. Если позиция производителя является достаточно сильной, то имеется и потенциальная угроза смены покупателей.