Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Экономическая сущность и функции прибыли).pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Экономическая сущность и функции прибыли
ГЛАВА 2. Анализ формирования и использования прибыли предприятия ООО «Твист» за 2017-2019 годы
2.1.Общая характеристика ООО «Твист»
Распределение прибыли на предприятии
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПРИБЫЛИ
Рентабельность показывает конечную эффективность деятельности предприятия, это относительная прибыльность компании.
Приведенные данные свидетельствуют о снижении всех видов рентабельности в 2018 году в сравнении с 2017 годом и всех видов рентабельности в 2019 году в сравнении с 2018 годом, что свидетельствует о снижении эффективности конечных финансовых результатов, ресурсов и капитала предприятия.
Приведенные данные показывают, что деятельность предприятия не обеспечивается приростом рентабельности затрат и продаж, рентабельности активов и капитала.
2.3.Факторный анализ прибыли и рентабельности. Маржинальный анализ
Для выявления факторов, влияющих на изменение прибыли от продаж проведем факторный анализ прибыли от продаж. Для этого сформированы данные для факторного анализа- таблица 2.6.
Таблица 2.6 -Данные для факторного анализа прибыли от продажи продукции,тыс.руб.
Наименование показателей |
2017 год |
2018 год |
Изменения |
2019 год |
Изменения |
||
тыс. руб. |
тыс. руб. |
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
тыс. руб. |
% |
|
Выручка от продажи продукции |
170080 |
174530 |
4450 |
102,6 |
177942 |
3412 |
102,0 |
Себестоимость |
132989 |
139396 |
6407 |
104,8 |
147644 |
8248 |
105,9 |
Коммерческие расходы |
660 |
698 |
38 |
105,8 |
715 |
17 |
102,4 |
Прибыль от продаж |
36431 |
34436 |
-1995 |
94,5 |
29583 |
-4853 |
85,9 |
Определим влияние факторов на сумму прибыли 2018 года по следующим формулам.
1. Влияние изменения выручки от продажи продукции на прибыль от продажи:
∆Пв=По х Jр-По (1.6)
где Про — прибыль от продажи базисного (предыдущего) периода, руб.;
Jр — индекс изменения объема продажи, определяемый отношением выручки от продажи (без НДС) отчетного периода (Вр1) к выручке от продажи предыдущего периода (Вро) по формуле:
J = Вр1 / Врo (1.7)
∆Пв =36431х(174530/170080)-36431=953тыс.руб.
2. Влияние изменения уровня себестоимости на прибыль от продажи (Пс.):
∆Пс= Со х Jр-С1 (1.8)
где Со, С1, — себестоимость продукции предыдущего и отчетного
периода, руб.; ∆Пс=132989х(174530/170080)-139396=(-2927) (тыс.руб.)
3. Влияние изменения уровня коммерческих расходов на прибыль от продажи :
∆ПРк = Рко х Jр-Рк1 (1.9)
где Рк о,Рк1, — коммерческие расходы предыдущего и отчетного периода соответственно, руб.;
∆ПРк =660х(174530/170080)-698=-21(тыс.руб.
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от продажи продукции за 2018 год: 953-2927-21=-1995тыс. руб.
Определим влияние факторов на сумму прибыли 2019 года.
1.Влияние изменения выручки.
∆Пв =29583х(177942/174530)-29583=673тыс.руб.
2. Влияние изменения уровня себестоимости :
∆Пс=139396х(177942/174530)-147644=(-5523) тыс.руб.
3. Влияние изменения уровня коммерческих расходов
∆ПРк=698х(177942/174530)-715=-3(тыс.руб.)
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от продажи продукции за 2019 год: 673-5523-3=-4853тыс. руб.
Приведенные данные показали, что ключевым фактором снижения прибыли от продаж явился рост расходов предприятия.
С учетом проведенного факторного анализа проанализируем динамику затрат в ООО «Твист» за 2017-2019 годы.
Основное увеличение затрат наблюдается по расходам на приобретение товара- на 4,2% и заработной плате персонала, коммерческим расходам, оплате сторонних услуг, что связано с ростом стоимости.
Удельный вес статей затрат в 2017-2018 году изменился незначительно: переменные расходы составляют 86,1% и 85,7%, а постоянные –13,9% и 14,3% соответственно в 2017 и 2018 годах.
Прирост затрат в 2019 году в сравнении с 2018 годом составил 8392 тыс.руб. или 6,0%, в том числе по переменным расходам- 6069 тыс.руб. и постоянным –на 2323 тыс.руб.
Увеличение затрат наблюдается также по расходам на приобретение товара - на 5,0 %, заработной плате персонала, начислениям на социальное страхование. Кроме того, наблюдается рост по оплате коммунальных услуг, транспортным расходам и коммерческим расходам, что связано с ростом стоимости.
Удельный вес переменных расходов несколько снизился в сравнении с 2018 годом и составил 84,9%, а постоянных -увеличился и составил 15,1%.
Следует отметить очень незначительный размер коммерческих расходов, которые представлены рекламой продукции: в 2017 году затраты составили 660 тыс.руб. ( или 0,4 % к выручке); в 2017 году-698 тыс.руб. (или 0,4% к выручке); в 2018 году-715 тыс.руб.( или 0,4% к выручке). Как правило, коммерческие организации тратят достаточно много средств на рекламу своей продукции, так как именно реклама является основным фактором роста спроса покупателей. Как правило, размер средств на рекламу составляет 10-15% от полученной выручки.
В данном случае на ООО «Твист» затраты на рекламу крайне низки, за счет чего, отчасти, наблюдается невысокий ежегодный прирост выручки.
Расходы по оплате труда персонала являются одной из основных статей затрат себестоимости, поэтому проведем анализ расходов на оплату труда персонала и проанализируем эффективность использования трудовых ресурсов ООО «Твист».
Система оплаты труда персонала предусматривает оклад и процентные выплаты в зависимости от уровня выручки, которые в 2019 году составили 30%.Общий месячный фонд оплаты предприятия составляет 1471,4 тыс.руб. Годовой фонд оплаты составляет: 1471,4х12=17657тыс.руб., в том числе постоянная часть оплаты труда:17657:1,3=13582 (тыс.руб.);
переменная часть-17657-13582=4075(тыс.руб.)
Темп роста производительности труда и темп роста среднегодовой заработной платы за 2017-2019 годы проанализирован в таблице 2.7.
Таблица 2.7-Темп роста производительности труда и темп роста среднегодовой заработной платы за 2017-2019 годы
Показатели |
2017 год |
2018г. |
Абс. откл. |
Темп роста,% |
2019г. |
Абс. откл. |
Темп роста,% |
Объемы производства продукции,тыс.руб. |
170080 |
174530 |
4450 |
102,6 |
177942 |
3412 |
102,0 |
Численность,чел. |
36 |
38 |
2 |
105,6 |
40 |
2 |
105,3 |
Производительность труда,тыс.руб./чел |
4724 |
4593 |
-132 |
97,2 |
4449 |
-144 |
96,9 |
Средняя зарплата в месяц,тыс.руб./чел. |
35,3 |
36,0 |
0,7 |
101,9 |
36,8 |
0,8 |
102,2 |
Приведенные данные таблицы 2.7 показывают, что темп прироста средней заработной платы 1 работника в 2018 году составляет -1,9%, а производительности труда-снижение на 2,8%, а в 2019 году темп прироста средней заработной платы 1 работника составляет -2,2%, а производительности труда-снижение на 3,1%.
Темп роста производительности труда должен опережать темп роста средней заработной платы, в этом случае имеет место эффективное использование трудовых ресурсов. В данном случае наблюдается обратная картина-имеется прирост оплаты труда и снижение выручки(производительности) в расчете на 1 работника.
Проведенный анализ показывает неэффективное использование трудовых ресурсов ООО «Твист» в 2017-2019 годах, актуальным вопросом является решение вопроса роста объемов производства (продаж) и производительности труда.
Далее проведем маржинальный анализ, рассчитаем точку безубыточности и запас финансовой прочности ООО «Твист» за 2017-2019 годы. Для этого сформирована экономические показатели (таблица 2.8).
Таблица 2.8-Экономические показатели деятельности ООО «Твист»
за 2017-2019 гг.,тыс.руб.
Наименование показателя |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
1.Выручка от реализации (объём продаж, услуг) |
170080 |
174530 |
177942 |
2. Прямые (переменные) затраты |
115441 |
120369 |
126438 |
3. Маржинальная прибыль (п.1-п.2) |
54639 |
54161 |
51504 |
4. Постоянные расходы |
18208 |
19726 |
21922 |
5. Прибыль от продаж(п.3-п.4) |
36431 |
34436 |
29583 |
Точка безубыточности- это критическое значение объема реализации, при котором прибыль от реализации равна 0.Точка безубыточности (QТБ) в денежном выражении определяется по формуле:
QТБ=Ппост./ (Qр-Ппер./Qр), (1.10)
где Ппост- постоянные расходы;
Ппер.-переменные расходы;
Qр-объем реализации.
Полная себестоимость 2017 года составляет:133649тыс.руб., в том числе:
-переменные расходы:115441(тыс.руб.)
-постоянные расходы: 18208(тыс.руб.)
QТБ =18208/ [(170080-115441)/170080]=56679(тыс.руб.)
Приведенные данные показывают, что предприятие в 2018 году имело запас финансовой прочности, равный:170080-56679=113401(тыс.руб.) или 66,7% от объема продаж.
Полная себестоимость 2018 года составляет:140094тыс.руб., в том числе:
-переменные расходы:120369(тыс.руб.)
-постоянные расходы: 19729(тыс.руб.)
QТБ =19729/ [(174530-120369)/174530]=63564(тыс.руб.)
Приведенные данные показывают, что предприятие в 2018 году имело запас финансовой прочности, равный:174530-63564=110966(тыс.руб.) или 63,6% от объема продаж
Полная себестоимость 2019 года составляет:149359тыс.руб., в том числе:
-переменные расходы:126438(тыс.руб.)
-постоянные расходы:21922(тыс.руб.)
QТБ =21922/[(177942-126438)/177942]=75737(тыс.руб.)
Приведенные данные показывают, что предприятие в 2019 году имело запас финансовой прочности, равный:177942-75737=102205(тыс.руб.) или 57,4% от объема продаж.
Приведенные данные анализа показали, что у предприятия высокий запас прочности в течение 2017-2019 годов. Следует отметить, что запас финансовой прочности ежегодно снижается, что показывает снижение конечной эффективности его деятельности.
Следующим этапом анализа проведем факторный анализ рентабельности продаж- основного относительного показателя конечной эффективности деятельности предприятия.
Факторный анализ рентабельности реализации услуг ООО «Твист» проведен с использованием факторной модели:
(1.11) где В -выручка от реализации продукции, тыс.руб.; С- себестоимость продукции, тыс.руб. К-коммерческие расходы,тыс.руб. |
2018 год:
1.Изменение рентабельности продаж за счет изменения выручки:
∆Rв=(В1-С0-Ко)/В1-(В0-С0-Ко)/В0=
(174530-132989-660)/174530-(170080-132989-660)/170080=0,020
2.Изменение рентабельности продаж за счет изменения себестоимости продукции.
∆Rс=(В1-С1-Ко)/В1-(В1-С0-Ко)/В1=
(174530-139396-660)/174530-(174530-132989-660)/174530=-0,037
3.Изменение рентабельности продаж за счет изменения коммерческих расходов. ∆Rк=(В1-С1-К1)/В1-(В1-С1-Ко)/В1=
(174530-139396-698)/174530-(174530-139396-660)/174530=-0,00022
Всего: 0,020-0,037-0,0002=-0,017 или -1,7%.
Данные расчета сведены в таблицу 2.9
Таблица 2.9-Факторный анализ рентабельности продаж в 2018 году
Фактор, изменяющий рентабельность |
Алгоритм расчета |
Результат расчета, % |
Изменение выручки Δ RB |
Δ RB = В1 - С0 - К0 - В0 - С0 - К0 |
0,020 |
В1 В0 |
||
Изменение себестоимости Δ RC |
Δ RC = В1 - С1 - К0 - В1 - С0 - К0 - |
-0,037 |
В1 В1 |
||
Изменение коммерческих расходов Δ RK |
Δ RK = В1 - С1 - К1 - В1 - С1 - К0 |
-0,00022 |
В1 В1 |
||
Баланс отклонений |
R1 - R0 = Δ RB ± Δ RC ± Δ RK |
-0,017 |
Приведенные данные показывают, что основным фактором, повлиявшим на снижение рентабельности реализации услуг в 2018 году, явился фактор роста себестоимости ООО «Твист».
Таблица 2.10-Факторный анализ рентабельности продаж в 2019 году
Фактор, изменяющий рентабельность |
Алгоритм расчета |
Результат расчета, % |
Изменение выручки Δ RB |
Δ RB = В1 - С0 - К0 - В0 - С0 - К0 |
0,0154 |
В1 В0 |
||
Изменение себестоимости Δ RC |
Δ RC = В1 - С1 - К0 - В1 - С0 - К0 - |
-0,047 |
В1 В1 |
||
Изменение коммерческих расходов Δ RK |
Δ RK = В1 - С1 - К1 - В1 - С1 - К0 |
-0,001 |
В1 В1 |
||
Баланс отклонений |
R1 - R0 = Δ RB ± Δ RC ± Δ RK |
-0,031 |