Файл: Организация хозяйственных связей в торговле (Понятие и сущность хозяйственных связей в торговле, их регулирование).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Переход России к рыночной экономике обусловил создание нового 

хозяйственного механизма, ориентированного на потребителя.  Расширилась и укрепилась сфера действия товарно-денежных отношений, усиливая роль торговли. Процессы формирования многоукладного хозяйства на основе различных форм собственности, становления и развития инфраструктуры рынка и его хозяйственного механизма коренным образом изменили экономическую, информационную и правовую среду функционирования торговых предприятий, которые получили самостоятельность в управлении и ведения хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда.
В настоящее время благополучие  и коммерческий успех торгового предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность, и она должна быть ориентирована только на прибыльное, рентабельное хозяйствование, так как предприятие несет всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия. Организация хозяйственных связей  с поставщиками товаров занимает  особое место среди инструментов коммерческой деятельности торгового предприятия,так как эта система представляет собой совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия  предприятия с потребителями продукции, выраженная в основной деятельности по формированию ассортимента товаров.

Все операции по организации торгово-оперативных процессов и 

управлению ими с целью достижения высокой экономической эффективности ра­боты торгового предприятия связаны, прежде всего, с рациональной организацией хозяйственных связей с поставщиками товаров, которые способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции и товаров народного потребления покупателям. Поэтому на каждом торговом предприятии должна проводиться работа по изучению и поддержанию хозяйственных связей с поставщиками.
Спрос на продовольственные товары обладает устойчивостью, покупатель привыкает к определённым продуктам, поэтому важно постоянно иметь их в ассортименте, а также обеспечить магазину бесперебойную торговлю всеми товарами в соответствии с ожидаемым покупательским спросом. Здесь актуальным становится совершенствование организации хозяйственных связей с поставщиками.


Глава 1. Хозяйственные связи в торговле


1.1. Понятие и сущность хозяйственных связей в торговле, их регулирование

Хозяйственные связи между поставщиками  и покупателями товаров – широкое понятие. Сюда входят экономические, организационные, коммерческие, административно – правовые, финансовые и  другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками в процессе поставок товаров.
Система хозяйственных связей  с промышленностью – важнейшая  составная хозяйственного механизма страны, представляющая собой совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятий, объединений, фирм, отраслей народного хозяйства с потребителями продукции.
Рациональные хозяйственные связи способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции производственного назначения и товаров народного потребления, покупателям. 
Система хозяйственных связей  включает, в частности, участие  торговых организаций в разработке промышленными предприятиями (объединениями, фирмами) планов производства товаров посредством представления заявок и заказов; хозяйственные договоры; контроль за соблюдением договорных обязательств; применение экономических санкций; участие в работе товарных бирж и оптовых ярмарок; проверку качества (экспертизу) поставляемых товаров; установление оптимальных финансовых взаимоотношений; применение административно – правовых норм.
В условиях развития рыночной экономики централизованное регулирование  хозяйственных связей между покупателями и поставщиками уступает место самостоятельному установлению взаимоотношений между партнерами по договору на базе правовых норм гражданского законодательства.
В настоящее время основным нормативно – правовым документом для регулирования коммерческих взаимоотношений по поставкам товаров является Гражданский кодекс РФ, в котором излагаются общие положения договорного права, включающие понятие и условия договора, порядок разрешения преддоговорных споров, порядок изменения и расторжения договора, порядок обеспечения исполнения договорных обязательств. 
Вместе с тем следует отметить, что сфера хозяйственных взаимоотношений 


между покупателями и поставщиками товаров, как и любая коммерческая деятельность, все–таки требует определённого уровня государственного регулирования, в том числе посредством принятия и введение в действие помимо Гражданского кодекса РФ законов, указов, постановлений в области ценообразования, требований к качеству товаров и услуг, пресечение недобросовестной конкуренции или монополистической деятельности, а также установление налоговых льгот, тарифов, стимулирования отечественного производителя товаров, защиты внутреннего рынка от нежелательной или недоброкачественной продукции иностранного производства.                              
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что хозяйственные связи с развитием рыночной экономики требовали значительного расширения самостоятельности и равноправие партнеров по договору, повышение роли  хозяйственного договора, перехода от административно–командных методов управления к экономическим, от централизованного распределения к свободной продаже товаров. В настоящее время они способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции производственного назначения и товаров народного потребления покупателям.

1.2. Источники поступления и поставщики товаров, критерии их выбора

При организации хозяйственных связей большое значение имеет правильный выбор поставщика. Выбор поставщика потребителями осуществляется в том случае, когда нет монополизма среди поставщиков. Правильный выбор поставщика в условиях рынка – дело сложное. Выбор необходимо начать с анализа материальных потребностей предприятия и возможности удовлетворить их на рынке. После изучения рынка нужно составить спецификации на необходимые виды материальных ресурсов. Спецификация должна включать наименование и характеристику материалов, требования к ним. 
Учитывая большое многообразие поставщиков товаров, их можно классифицировать на несколько групп по различным признакам: 
- функциональным;
- территориальным;
- формам собственности;
- ведомственной  принадлежности.
В обобщённом виде всех поставщиков товаров можно подразделить на  две категории:
- поставщики-изготовители;
- поставщики - оптовые предприятия.
Поставщики-изготовители - производственные предприятия, фирмы, частные 


предприниматели, выпускающие товары потребительского назначения различного ассортимента для удовлетворения спроса потребителей.
Поставщики – оптовые предприятия закупают товары у поставщиков-изготовителей, а также у оптовых посредников и реализуют их оптовым покупателям (розничным торговым предприятиям, агентам, брокерам, розничным торговцам).  
По территориальному признаку поставщики товаров могут быть:
- местными  (внутриобластными)
- внеобластными;
- республиканскими;
- внереспубликанскими.
По формам собственности поставщики товаров могут быть:
- частными;
- государственными;
- муниципальными;
- кооперативными;
- иных  форм собственности. 
На основании вышеизложенного необходимо сделать следующий вывод. К источникам поступления товаров относят отрасли народного хозяйства, вырабатывающие различные товары народного потребления (сельское хозяйство, предприятия АПК, предприятия лёгкой, пищевой, мясо–молочной продукции, рыбного хозяйства). К поставщикам товаров относят конкретные предприятия различных источников поступления, тех или иных отраслей народного хозяйства, различных сфер производственно–экономической деятельности, вырабатывающих товары и услуги.

1.3. Договоры, используемые в торговле. Ответственность сторон за нарушение условий поставки.

Гражданско-правовые договоры в настоящее время весьма распространены.
В отличие от односторонних сделок договором является соглашение минимум двух участников об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Договор широко используется во внешней торговле, где обычно именуется контрактом. Торговое предприятие в зависимости  от особенностей его коммерческой или хозяйственной деятельности заключает договоры различных видов:                                                                                                           
- договор купли–продажи;
- договор розничной купли–продажи;
- договор поставки;  
- договор консигнации;
- договор складского хранения товаров;
- договор аренды;
- договор на техническое обслуживание торгового оборудования.
Договоры в зависимости от соотношения прав и обязанностей участников обязательства можно разделить на два вида: 
- двусторонние;
- многосторонние.


Заключение договора позволяет  учесть особенности взаимоотношения сторон, согласовать их индивидуальные интересы, а также создать юридические гарантии для его участников: одностороннее изменение условий договора не допускается, а нарушение условий влечет обязанность возместить причиненные убытки.
На практике договоры часто оформляются следующим образом:  организация 

берет типовой договор и исключает из него все пункты, представляющие для неё опасность и какие–либо неудобства.  Подобное обычно происходит, если партнеры равны по значимости или если товар низколиквидный. Если же партнеры не равны или товар быстроликвидный, то более значимый партнёр навязывает более слабому свои условия. Одна из важнейших причин такого положения дел – конфликт целей и интересов сторон, а так как их цели разнятся: цели оптовика – продать товар с максимально возможной торговой наценкой в кратчайшие сроки при минимальном товарном запасе и минимальных сроках обращения денег; 
цели  покупателя – купить товар в зависимости от возникновения потребности и как можно дешевле. Но в успешной реализации товаров и эффективной работе торгового предприятия и конечном счете заинтересованы все участники торгового процесса. Исходя из этого, следует стремиться сделать договор таким, чтобы он содержал минимум возможных в будущем конфликтных ситуаций, отвечал действующему законодательству и то же время защищал интересы всех участвующих в договоре партнёров.

Согласно ГК РФ коммерческий договор вид сделки, поэтому он может 

быть заключён в любой форме, допустимой для совершения сделок. Исключения составляют договоры, форма которых чётко определена действующим законодательством. Договоры могут заключаться в устной и письменной форме.
Общий порядок заключения коммерческих договоров регламентируется Гражданским Кодексом РФ. 

Договорной процесс начинается  с направления одной стороной  другой 

стороне предложения заключить  договор – оферты. Согласие с офертой называется акцептом, и его получение считается заключением договора. Последнее возможно и путём подписания сторонами заранее приготовленного текста. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора стороны несут гражданско-правовую ответственность, заключающуюся в уплате предусмотренной законом или договором неустойки и в возмещении причиненных убытков, что по общему правилу не освобождает стороны от обязанностей исполнить заключённый договор в натуре. При заключении договора важно предусмотреть все существенные условия, без которых договор не считается заключённым.