Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Мысли, впечатления, эмоции человека могут быть переданы посредством физиологического механизма движений языка и артикуляторного аппарата говорящего человека. Слушающий человек в результате физиологического воздействия голоса говорящего может понять смысл говоримого, то есть перейти к соответствующему психологическому содержанию.
Особенность речи как объекта нашего исследования состоит в том, что производимый речевой продукт исключительно подробно изучен и описан в рамках многих наук (А.Р. Лурия, Е.Н. Винарская, В.М. Коган, Е.П. Кок, Э.С. Бейн, Э.Г. Симерницкая, Н.Н. Трауготт, Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова и др.). Но рассмотрим мы подробнее физиологические основы речи.
Цель нашей работы - изучение проблемы физиологии речи.
Чтобы реализовать цель работы необходимо решение задач, перечислим их:
- рассмотреть физиологические основы речи на основе изучения научных источников в области физиологии;
- изучить роль словесной регуляции в общем и речевом развитии ребенка.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЧИ
В области физиологической организации речи, ее обеспеченности деятельностью и структурой мозга также накоплено к настоящему времени большое количество фактов. Уже с XVIII века вопрос о связи речи с деятельностью и структурами мозга стал изучаться в медицине из-за болезненных проявлений, затрагивающих речевую функцию: афазий, травм, других заболеваний мозга человека. Значительное число патологических случаев речевого развития, наблюдаемых в онтогенезе, также способствует развитию физиологии речи. Современная когнитивная психология вносит богатый вклад в познание мозговой деятельности, осуществляющей речь. Современная физиологическая наука получила в последние десятилетия мощные технические средства, способствующие расширению и углублению исследований мозговых механизмов высших психических процессов человека, в том числе его речи. С использованием компьютерных программ появляются возможности разностороннего анализа осцилляторной активности мозга с выделением многих функционально значимых компонентов. Используются приборы, позволяющие фиксировать включение в текущий психический процесс различных зон и участков мозга, регистрировать динамику происходящих процессов [20].
Согласно И.П. Павлову, у людей существуют две сигнальные системы раздражителей:
- первая сигнальная система (представлена органами чувств и осуществляет работу при непосредственном воздействии внутренних и внешних раздражителей). Эта система существует и у животных.
- вторая сигнальная система (представлена речью, состоящей только из слов). Эта система характерна только для человека [13].
Знание строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет представить сложный механизм речи. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга. Мозговая организация - системная организация структур мозга, участвующих в реализации речевой деятельности. Первый серьезный шаг, относящийся к вопросу мозговой организации речи, был сделан в 1861 году, когда Поль Брока сформулировал положение о том, что моторная речь локализуется в задних отделах третьей лобной извилины левого полушария. Вслед за ним в 1873 году Карл Вернике связал заднюю треть верхней височной извилины левого полушария с функцией сенсорной речи. Эти открытия повлекли за собой значительное число попыток дальнейшего изучения того, какие зоны коры принимают участие в организации речи и какие формы нарушения речевой деятельности возникают при разных по локализации поражениях мозга. Выделение центров речи привело к представлению об узком локальном представительстве речевой функции. Вербальную деятельность представляли как взаимосвязь центров восприятия речи (Вернике) и ее воспроизводства (Брока) и локализовали у правшей исключительно в левом полушарии. Работами А.Р. Лурия было показано, что при различных по локализации мозговых поражениях нарушается сложная структура речевой деятельности. Характер нарушений зависит от того, какая структура мозга повреждена. Речь согласно современным представлениям – системный процесс, происходящий с участием различных отделов мозга. Важную роль в восприятии слышимой речи играют вторичные отделы слуховой коры левого полушария, которые воспринимают элементарные коды слов – фонемы. Различение фонем (фонемический слух) страдает при поражении этих структур, понимание точного значения слов становится невозможным. Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (регулирующего) речевого аппарата и периферического (исполняющего) речевого аппарата.
Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из:
- коры головного мозга (преимущественно левого полушария);
- подкорковых узлов;
- проводящих путей;
- ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга);
- нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам[7].
Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается в основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого).
Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражители (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи. Проводящие пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность речевого аппарата – центробежные (двигательные) нервные пути. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока. От периферии к центру, т.е. от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути. Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах. Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов. Проприорецепторы возбуждаются под действием мышечных сокращений. Благодаря проприорецепторам контролируется вся наша мышечная деятельность. Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке. Когда мы говорим происходит раздражение проприо- и барорецепторов, которое идет по центростремительному пути к коре головного мозга. Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов.
В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются (иннервация – обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами, клетками) черепно-мозговыми нервами. Главными из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный. Тройничный нерв - иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть. Лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движение губ, надувание и втягивание щек. Языкоглоточный нерв - является чувствительным нервом языка. Блуждающий нерв – иннервирует мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба. Добавочный нерв - иннервирует мышцы шеи. Подъязычный нерв - снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений. Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы. Но этот путь от центрального речевого аппарата к периферическому составляет только одну часть речевого механизма. Другая его часть заключается в обратной связи – от периферии к центру [1].
Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:
1. Дыхательного;
2. Голосового;
3. Артикуляционного (звукопроизводящего) [7].
В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голособразующую и артикуляционную функции. Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намногодлиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха примерно одинакова). Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании. Для более длительного выдоха необходим большой запас воздуха. Поэтому в момент речи значительно увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (примерно в 3 раза). Вдох при речи становится более коротким и более глубоким. Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи осуществляется при активном участии выдыхаемых мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину, и кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможна звучная речь. Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей. Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в трахею. На границе гортани и глотки находится надгортанник. Он состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет еѐ полость от попадания пищи и слюны. У мужчин гортань крупнее, а голосовые складки длиннее и толще чем у женщин. Длина голосовых складок у женщин равна в среднем 18-20 мм, у мужчин она колеблется от 20 до 24 мм. [7].
Далее голос преобразуется в артикуляционном отделе: образуются звуки речи при движениях губ, а также при приближении или прикосновении языка к небу, зубам и их альвеолам.
Образовавшиеся звуки преобразуются в речевых резонаторах: полости рта, носа и глотки. В силу своего строения резонаторы могут меняться по форме и объему, придавая звукам речи тембр, громкость и отчетливость.
Затем по принципу обратной связи образовавшиеся звуки и слова при помощи слуха, а также ощущений идут от периферических речевых органов в ассоциативный отдел (слуховой центр Вернике, теменная доля коры головного мозга), где анализируется.
Таким образом, формируется речевой круг: импульсы идут от центра к периферии → от периферии к центру → от центра к периферии — и так далее по кольцу.
И если где-то происходит ошибка, то центральным отделам речи сообщается, в каком положении в периферическом речевом органе произошла ошибка. Затем из центрального отдела посылается сигнал к периферическим речевым органам, который точно дает правильное произношение. Такой механизм действует до тех пор, пока не согласуется работа речевых органов и слуховой контроль (произойдет синхронизация речи) [6].
У праворуких людей речь больше связана с деятельностью левого полушария: перцептивные функции в нем более специализированы для анализа последовательных стимулов. Речь состоит из последовательности фраз, которые представляют собой последовательность слов, полученных из последовательности звуков. Переработка такого рода информации в большей мере соответствует левому полушарию. Оно же контролирует последовательность произвольных движений, необходимых речевому аппарату для производства звуковых рядов [12].
Огромный интерес представляют работы Н.Н. Трауготт по изучению взаимодействия сигнальных систем при очаговых поражениях головного мозга. В них выявлена роль речи в структуре высшей нервной деятельности. В экспериментальных исследованиях определялось, в частности, как вырабатываются условные рефлексы по словесной инструкции на раздражители разной модальности и каковы особенности отчета больного о процедуре образования условного рефлекса. В этих работах Н.Н. Трауготт было установлено, что речь участвует в образовании условных связей и тогда, когда раздражитель и реакция выражены словами, и тогда, когда формируется условная связь с неречевым раздражителем. Благодаря участию речи происходит осознание действия. Одно из самых существенных открытий Н.Н. Трауготт в этих исследованиях состоит в том, что дефекты взаимодействия сигнальных систем проявляются и тогда, когда речь как таковая не нарушена. То есть независимо от того, задеты или нет очагом поражения «речевые» зоны мозга, в анализаторе, который находится в патологическом состоянии, расстраиваются взаимоотношения со второй сигнальной системой. Таким образом, было выяснено, что при поражении любого отдела мозговой коры нарушается образование условных рефлексов на раздражители, адресующиеся к пораженному анализатору, и речевое регулирование процессов в этом анализаторе. Тем самым методами экспериментальной нейрофизиологии вскрыты сложные механизмы работы анализаторных систем, взаимодействие различных функциональных уровней. Эти представления позволили Н.Н. Трауготт однозначно ответить на дискутируемый в настоящее время вопрос: могут ли изолированно нарушаться речевые и неречевые функции при очаговых корковых поражениях. По ее мнению, не может быть разрыва между речевым и неречевым уровнем. Неполноценность, например, звукового анализатора при сенсорной афазии или алалии выявляется как в отношении речевых, так и в отношении неречевых звуков. Расстройства речевого и неречевого слуха имеют параллельное течение и при нарушении, и при восстановлении речи, поскольку они обусловлены единым фактором: неполноценностью работы корковой части данного анализатора [19].