Файл: Разработка бизнес-процессов банковских операций с ценными.pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Роль коммерческого банка на рынке ценных бумаг
Общая характеристика рынка ценных бумаг
Участие коммерческого банка на рынке ценных бумаг
Банковские операции с ценными бумагами
Виды деятельности банков на рынке ценных бумаг
Применение информационных систем для реализации бизнес-процессов в банках
Построение бизнес-процессов в банке
Этапы построения бизнес-процессов
В вопросах регулирования на российском рынке имеются тенденции на сближение с основными принципами, применяемыми регуляторами в странах с развитыми фондовыми рынками, что также свидетельствует об интегрировании российского рынка ценных бумаг в мировую финансовую систему.
- Секъюритизация - это относительно новая тенденция для российского рынка ценных бумаг, и в самом общем смысле под секъюритизацией понимают процесс перевода активов из неликвидных форм в ликвидные. Практическая польза секъюритизация в том, что происходит увеличение как количественных показателей рынка ценных бумаг - растет объем операций с ценными бумагами, так и качественных - появляются новые финансовые инструменты.
Секьюритизацию можно рассматривать в двух аспектам – в узком и широком смыслах. Во-первых, в узком смысле - секьюритизация представляет собой перевод активов из низколиквидных и неликвидных форм в ликвидные: замена депозитов депозитными сертификатами, а традиционного кредитования выпуском облигационных займов. Эти «усеченные» варианты нашим рынком уже отработаны. Во-вторых, в широком смысле - процесс секьюритизации подразумевает кроме перевода актива из неликвидной формы в ликвидную также и перераспределение рисков, связанных с этим активом и сопровождается определенной процедурой, результатом которой являются ценные бумаги, эмитированные специфическим эмитентом под обеспечение данного актива. Участниками данного процесса являются, как правило, ссудозаемщик, банк, выдающий кредит, и специализированный эмитент, выпускающий ценные бумаги под обеспечение указанного кредита. При этом банк-кредитор передает риск невозврата кредита со своего баланса на баланс специализированного эмитента, а финансовые ресурсы, полученные в результате размещения ценных бумаг, направляются на рефинансирование банка-кредитора.
- Дезинтермидация - устранение посредников. На мировых финансовых рынках все шире применяются инструменты и процедуры торговли, упрощающие доступ мелким и средним инвестора. Предлагается рассмотреть эту тенденцию в двух аспектах: создания новых инструментов финансовых рынков и изменение структуры участников рынка и выполняемых ими функций.
В первом аспекте можно выделить развитие индустрии коллективных инвестиций.
Второй аспекта дезинтермидации проявляет себя в виде ослабления роли банков в качестве финансовых посредников и усиление роли инвестиционных институтов, облегчающих инвесторам прямой доступ на рынок.
Практически все перечисленные выше тенденции, проявившиеся на российском рынке ценных бумаг, обязаны своим появлением в той или иной степени бурному развитию IT-технологий и не менее стремительному внедрению их в повседневную практику инвестиционно-банковской деятельности. Распространение в России сети Интернет во многом снивелировало значение фактора географической удаленности клиентов от центров оказания финансовых услуг, а также сократило размеры начального капитала, с которым клиент может начать осуществлять операции на фондовом рынке, сделав доступным весь спектр финансовых инструментов мелким и средним инвесторам, в том числе и физическим лицам.
Построение бизнес-процессов в банке
Этапы построения бизнес-процессов
Внедрение процессного подхода в банке начинается с выделения и описания всех бизнес-процессов. Однако процессный подход не ограничивается выделением и документированием существующих бизнес-процессов. При внедрении процессного подхода наиболее важным является дальнейшее совершенствование бизнес-процессов. В рамках процессного подхода любое предприятие рассматривается как бизнес-система, которая представляет собой связанное множество бизнес-процессов, конечными целями которых является выпуск продукции или услуги.
Система управления предприятием направлена на управление как каждым бизнес-процессом в отдельности, так и всеми бизнес-процессами предприятия. При этом система качества предприятия обеспечивает качество технологии выполнения бизнес-процессов в рамках существующей или перспективной организационной структуры и организационной культуры предприятия.
В практику многих российских банков уже прочно вошли такие понятия как моделирование структуры бизнес-процессов, бизнесинжиниринг, реинжиниринг бизнес-процессов. В связи с чем возрос интерес к общей концепции бизнес-моделирования, которое с точки зрения современных подходов рассматривается как разработка модели деятельности банковской организации с целью решения наиболее важных стратегических задач.
Одной из основных целей бизнес-моделирования является решение насущной для российских банков задачи анализа и совершенствования организации деятельности. По оценкам специалистов внедрение современных технологий организации и управления банковским бизнесом сможет повысить их производительность труда от двух и выше раз. Бизнес-моделирование – является эффективным средством поиска возможностей улучшения деятельности банковских организаций. Кроме того, это метод, позволяющий дать оценку текущей деятельности банка по отношению к требованиям, предъявляемым к его функционированию, управлению, эффективности, конечным результатам деятельности и степени удовлетворенности клиента. В дополнении к этому моделирование бизнес-процессов – это хороший способ выявления текущих проблем и предвидения будущих.
Внедрение процессного подхода в банковских организациях требует уделить тщательное внимание построению бизнес-процессов, основными этапами которого являются:
- Идентификация бизнес-процессов (на основе анализа направлений деятельности, продуктов и услуг) и определение категорий бизнес-процессов;
- Диагностика бизнес-процессов (выделение приоритетности, важности, проблемности, критичности бизнес-процессов);
- Построение дерева бизнес-процессов;
- Оценка и отбор бизнес-процессов для дальнейшего анализа и оптимизации;
- Описание выбранных бизнес-процессов;
- Оптимизация бизнес-процессов.
Идентификация бизнес-процессов происходит на основе описания банковских продуктов и услуг, выделения основных бизнес-направлений банка. Бизнес-направление – это стратегическое направление деятельности банковской организации, которое выделено на основе группировки типов клиентов, производимых банковских продуктов / услуг, или рынков и приносит значительную прибыль. Бизнес-направления банка в последствии раскрываются через перечень производимых продуктов и услуг, и тем самым формируют перечень бизнес-процессов коммерческого банка.
Совокупность реализуемых бизнес-процессов образует бизнес-модель банка, которая становится основой построения дерева бизнес-процессов. Затем определяются категории рассматриваемых бизнес-процессов. Как уже отмечалось, бизнес-процессы банка делятся на три категории: основные, обеспечивающие и управляющие. Основными процессами банковской организации являются те виды деятельности (бизнес-направления), которые непосредственно производят основные результаты, получаемые внешними клиентами (например, обслуживание физических лиц, обслуживание юридических лиц). Обеспечивающими считаются те процессы, где результаты используются другими подразделениями банка (например, внутренний контроль, юридическое обеспечение).
Первичным клиентом является сторона, которая получает первичный выход бизнес-процесса, определенный в рамках описанных и согласованных границ процесса. Вторичные клиенты получают вторичные выходы. Косвенные клиенты – это те, которые стоят следующими в очереди после первичного клиента. Хотя они непосредственно не получают выхода процесса, их затрагивают опоздания или ошибки в производстве банковского продукта (или услуги), являющегося первичным выходом процесса. Для многих бизнес-процессов банка первичные, вторичные и косвенные клиенты находятся внутри организации. Внешние клиенты могут быть двух типов: потребители и не потребители. Последние включают в себя партнеров. Эта информация используется для формирования перечня и построения дерева бизнес-процессов.
Методика построения бизнес-процессов
Современная концепция бизнес-моделирования предполагает глубокий анализ и модификацию бизнеса банковской организации для более тесной координации деятельности ее функциональных частей и повышения их гибкости.
Следует обратить внимание на одну важную особенность бизнес-процессов - бизнес-процесс не является действием, реализуемым реально в текущий момент времени. Бизнес-процесс – это абстрактная модель представление таких действий. Как следствие такое представление действий может быть реализовано или нет. Поэтому стоит проводить различия между эффективностью реализации бизнес-процесс и эффективностью собственно бизнес-процесса. Например, существуют ошибки исполнителя бизнес-процесса, которые снижают эффективность его реализации. Следовательно эффективность бизнес-процесса – это идеальная оценка результата, получаемого в процессе моделирования деятельности организации.
При этом стоит отметить что исполнитель не является элементом бизнес-процесса. Исполнитель бизнес-процесса является участником, поставляющим услуги, обеспечивающие исполнение, т.е. исполнитель бизнес-процесс сам является процессом. Аналогично, ресурсы, поставляемые процессу, не являются его составной частью, а являются своего рода ограничениями для исполнения. В связи с этим невозможно переоценить важность бизнес-моделирования для повышения эффективности бизнес-процессов банковской организации.
При построении бизнес-процессов следует учитывать ряд базовых принципов, к числу которых относятся:
- принцип системности - все бизнес-процессы должны разрабатываться в системе, это означает, что они должны быть взаимосвязаны, актуальны, полностью согласовываться между собой, прозрачны и понятны, и (при необходимости) подвергнуты оптимизации; разрабатываемые бизнес-процессы должны в полной мере отражать специфику деятельности коммерческого банка, предусматривать различные варианты их реализации
- принцип универсальности - все бизнес-процессы должны быть унифицируемы, разрабатываться по общим стандартам и методикам, утвержденным в банковской организации, а также необходимо, чтобы были в полной мере учтены единые принципы и правила бизнес-моделирования; в большинстве случаев при разработке бизнес-процессов в коммерческом банке могут быть использованы типовые решения, поскольку банки в силу специфики своей деятельности, как правило, предлагают на рынке однородные банковские продукты и услуги; при необходимости эти типовые решения могут быть в определенной степени адаптированы к стандартам деятельности конкретного банка
- принцип результативности - означает, что в качестве приоритетных для разработки должны быть выбраны стратегически важные бизнеспроцессы с высокой степенью результативности, которые имеют наибольшую практическую значимость для достижения установленных показателей деятельности банка
- принцип учета правил процессного подхода - речь идет о том, что для успешного функционирования бизнес-процессов банковской организации важнейшая роль принадлежит системе управления бизнес-процессами. Это связано с тем, что каждый бизнес-процесс коммерческого банка теснейшим образом связан с различными другими системами такими, как система показателей эффективности деятельности, система управления операционными ресурсами и т.д. Следование процессному подходу позволит разработать по-настоящему эффективные бизнес-процессы, что даст возможность коммерческому банку развить свои конкурентные преимущества и усилить свои позиции на целевых рынках. Это имеет принципиально важное значение именно для банковских продуктов и услуг, которые однородны с точки зрения клиентов
- принцип безопасности - соблюдение данного принципа означает, что в силу специфики деятельности банка для каждого бизнес-процесса должны быть строго разграничены права доступа сотрудников в зависимости от установленного уровня конфиденциальности; реализуемые бизнес-процессы должны позволить снизить все потенциальные риски, включая и операционные
- принцип качества - разрабатываемые бизнес-процессы должны отвечать самым высоким стандартам качества, это означает, что процесс построения бизнес-процессов должен быть тщательно спланирован, обеспечен всеми необходимыми ресурсами, включая финансовые и человеческие; важным условиям соблюдения качества бизнес-процесса является применение специальных программных продуктов – средств автоматизации построения бизнес-процесса; кроме того, в коммерческих банках рекомендуется осуществлять разработку новых и реинжиниринг имеющихся бизнес-процессов в рамках внедрения проектного управления
Традиционно процесс бизнес-моделирования разбивается на ряд следующих этапов, которые в целом соответствуют классическим канонам организационного проектирования и бизнес-инжиниринга.
- Проведение организационной диагностики и комплексного анализа банковского бизнеса.
- Формирование рабочей группы для участия в проекте бизнесмоделированию.
- Приобретение и внедрение программного продукта.
- Разработка проекта построения бизнес-процесса.
- Разработка модельного бизнес-процесса.
- Подготовка регламентов и внутренних нормативных документов для каждого бизнес-процесса.
- Утверждение модельного бизнес-процесс, регламентов и доведение их до сотрудников банка.
На первом этапе, связанном с организационной диагностикой и анализом банковского бизнеса, проводится тщательное исследование бизнеспроцессов, реализуемых в коммерческом банке, с точки зрения их актуальности, полноты имеющейся документации (регламентов бизнеспроцессов), проводится проверка на предмет их согласованности с другими бизнес-процессами и качества их построения. Именно в ходе этого этапа определяются недостатки, выявляются наиболее проблемные бизнеспроцессы, снижающие эффективность банковского бизнеса.
В рамках второго этапа – формирование рабочей группы для участия в проекте бизнес-моделированию – из числа работников банковской организации создается рабочая группа, которая будет непосредственно задействована в проекте по разработке бизнес-процесса. Члены этой группы должны обладать всеми компетенциями, необходимыми для проведения проектной работы, в связи с чем в большинстве случаев организуется специальное обучение навыкам проектной работы и бизнес-моделирования. Как правило, в работе этой группы принимает участие работники ключевого подразделения, отвечающего за реализацию бизнес-процесса, работники IT-подразделения и сам владелец бизнес-процесса, который может выступать в качестве руководителя проекта.
В ходе третьего этапа принимается решение об использовании для бизнес-моделирования определенного ИТ-решения, в связи с чем сначала проводится анализ рынка, определяется совокупность критериев, которым должен удовлетворять данное решение, анализируются ценовые позиции, условия приобретения и технической поддержки. На этом же этапе происходит внедрение выбранного решения, при необходимости проводится специальное обучение сотрудников банка, которые будут принимать участие в работах по бизнес-моделированию. Приобретение и внедрение ИТ-решения выделяется в отдельный этап, поскольку его использование является одним их ключевых факторов успеха: даст возможность значительно сократить сроки реализации проекта по бизнес-моделированию и существенно повысить его эффективность.