Файл: Занятие 3 Подстили научного стиля. Языковые и стилевые особенности. Жанры Тренировочные задания Задание Сортировка элементов по категориям.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Занятие 3
Подстили научного стиля.
Языковые и стилевые особенности. Жанры
Тренировочные задания
Задание 1. Сортировка элементов по категориям
Заполните ячейки, используя слова для вставки, чтобы отобразить сферу применения разных функциональных стилей.
Сфера применения
Функциональный
стиль
Общение людей в быту
Общение граждан с учреждениями и учреждений между собой
Агитационно-массовая деятельность
Научная деятельность
Словесно-художественное творчество
Слова для вставки: научный, разговорный, официально-деловой, художественный стиль (стиль художественной литературы), публицистический.
Разбор задания
Чтобы выполнить задние, нужно вспомнить, какие существуют функциональные стили речи и каковы их особенности.
Научный стиль речи является средством общения в области науки и учебно- научной деятельности. Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной речи.
Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на три подстиля:
Собственно научный. Адресат этого стиля — учѐный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т.д.
2
Научно-учебный. Адресованы работы в данном стиле будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов.
Характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т.д.
Научно-популярный. Аудитория при таком стиле обычно без специальных знаний в данной области. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально
(каждый из них подробно поясняется). Особенностями стиля являются: относительная лѐгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации. Стиль характерен для научно- популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений «научного характера» в СМИ. Это наиболее свободный подстиль, и он может варьироваться от газетных рубрик «историческая/техническая справка» или «это интересно» до научно-популярных книг, близких по формату и содержанию к учебникам (научно-учебному стилю).
Собственно
научный
Учебно-научный
Научно-
популярный
Кому адресован Ученый, специалист
Учащиеся
Все интересующиеся
Цель
Описание новых фактов
Обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом
Ознакомление с интересными фактами
Особенности
Большое количество специальных терминов, не имеющих пояснения.
Сложные предложения
Описание
«от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов, их пояснение
Употребление специальных терминов минимально
(каждый из них подробно поясняется).
Относительная лѐгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами.
Жанры
Научная статья, монография, диссертация
Учебник, словари, учебные энциклопедии
Детские энциклопедии
3
Для успешного общения в учебной сфере необходимо знание минимума элементарных моделей предложений, без которых невозможно обучение.
1. Например, при определении предмета используются такие языковые формулы, как: что есть что; что - это что; что называется чем.
2. Введение термина осуществляется с помощью следующих клише: что носит
название чего; что получило название чего; что имеет название чего.
3. Принадлежность предмета к классу определяется с помощью формул: что
относится к чему; что принадлежит к чему; что входит в группу чего.
4. Классификация предметов может быть произведена с использованием таких выражений: что делится на что; что разделяют на что; что различается и чем.
5. Возникновение предмета или явления описывается такие формы речи: что
образуется из чего; что развивается из чего; кто создает что; кто конструирует
что; кто изготовляет что.
Приведем пример учебно-научного текста.
Гроза – атмосферное явление, вызываемое бурным скоплением водяного пара и
сопровождаемое электрическими разрядами. Образование грозы связано с развитием
сильных токов воздуха и мощных кучевых облаков и сопровождается внезапными и
обильными осадками.
В речевой учебной практике учащиеся чаще всего используют такие жанры устной монологической научной речи, как сообщение и ответ.
Модели предложения:
1.Что – это что (Гроза – это атмосферное явление)
2. Что носит название чего (Атмосферное явление,вызываемое бурным скоплением водяного пара и сопровождаемое электрическими разрядами, носит
название грозы).
3. Что развивается из чего (Гроза развивается из сильных потоков воздуха и мощных кучевых облаков).
Задание А:
Преобразуйте глагольные словосочетания в именные.
Образец: Существуют различные классификации прав – существование различных классификаций прав.
конституционные права и свободы делятся на четыре группы – …
устанавливают многопартийность – …
должны соответствовать принципам демократии – …
Задание Б:
Прочитайте модели предложения, составьте предложения, построенные по этим моделям:
что делится на что;
что связано с чем;
что носит название чего.
4
СПОСОБЫ ПЕРЕРАБОТКИ НАУЧНОГО ТЕКСТА
В научном тексте содержится коммуникативная задача. Все предложения, объединенные в текст, подчинены решению этой задачи. Практически в каждом предложении можно выделить две структурно-смысловые части: в одной содержится то, что известно из предыдущей части текста или легко угадывается из речевой ситуации, – «данное» (тема). Другая часть заключает в себе «новую» информацию
(рему), в передаче которой состоит основная цель коммуникации. В соответствии с развитием информации происходит увеличение объема текста, т.е. его прогрессия.
Прогрессия текста – увеличение его объема и количества информации.
Функцию обеспечения прогрессии текста выполняет предложение, в котором заявлено коммуникативное задание всего текста или одной из его частей.
Предложение, выполняющее функцию прогрессии текста, обычно расположено в начале всего текста или в начале микротемы.
Различают два типа прогрессии текста:
а) прогрессия текста с однонаправленным «данным»; б) прогрессия текста с разнонаправленным «данным».
Это зависит от количества «данного», отраженного в коммуникативной задаче.
Если в предложении один смысловой центр, т.е. только одно «данное», то информация в тексте развивается в одном направлении. Следовательно, «данное» текста является однонаправленным, например:
Основными документами водителя механического транспортного средства
являются удостоверение на право управления транспортным средством,
технический паспорт, номерные знаки, доверенность. Для водителей мотоциклов,
автомобилей, автобусов и автопоездов установлено единое водительское
удостоверение, в котором ставят специальные штампы, разрешающие управление
транспортным средством определенной категории.
Коммуникативная задача текста заключена в первом предложении. Данная информация содержит один смысловой центр – «основные документы водителя». Это означает, что далее будет сообщаться о документах, предусмотренных Правилами дорожного движения. Следовательно, в тексте однонаправленное «данное».
Если в предложении, содержащем коммуникативную задачу, несколько смысловых центров, т.е. два или более данных, то информация развивается в нескольких направлениях.
Следовательно,
«данное» текста является разнонаправленным. Предложение с разнонаправленными «данными» настраивает читателя на восприятие текста, в котором предмет (явление) рассматривается с разных сторон. Например:
Детали кривошипно-шатунного механизма делятся на подвижные и
неподвижные. К подвижным деталям кривошипно-шатунного механизма относятся
поршень в сборе с поршневыми кольцами и поршневым пальцем, шатун, коленчатый
вал и маховик… К неподвижным деталям кривошипно-шатунного механизма
относятся цилиндры, головка цилиндров и картер... И т.д.
5
Тема текста
–
«Кривошипно-шатунный механизм и его детали».
Коммуникативная задача отражена в первом предложении. Она содержит «данное» текста, состоящее из двух смысловых центров. Это означает, что информация текста будет развиваться в двух направлениях. Следовательно, «данное» текста – разнонаправленное.
Смысловые отношения между предложениями различны: а) содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; б) содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или пояснять один из его членов, а содержание третьего – смысл второго и т.д.
Таким образом, любой текст представляет собой соединение предложений по определенным правилам.
Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически. Причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями.
Различают цепную и параллельную связь предложений.
При параллельной связи предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, при этом благодаря параллелизму конструкций возможны сопоставления или противопоставления.
Особенности этого вида связи – одинаковый порядок слов в предложениях, соотнесенность форм сказуемых, преобладание форм несовершенного вида глаголов.
Единство временного плана обеспечивается повтором первого слова предложения в определенном отрезке текста. Тема остается неизменной, а изменяется содержание ремы. Параллельная связь может усиливаться вводными словами: во-первых, во- вторых, наконец. В этих же целях часто используются наречия места (справа, слева, впереди, там) и времени (сначала, потом), деепричастные обороты, придаточные предложения. Например: Другой навык, которому обучают компьютерные игры,
менее очевиден, но более востребован обществом. Он называется «управление
автоматизированной системой.
В цепной связи главное – повтор ключевого слова, несущего основную информацию, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением; повтор того или иного члена предложения; передача последовательности действий
(ситуаций) посредством употребления глаголов в форме совершенного вида. При цепной связи «новое» первого предложения становится «данным» во втором, «новое» второго – «данным» в третьем. Например: В последние десятилетия человек все чаще
сам создает вредную для себя среду: голые торцы зданий, большие площади
ЦЕПНАЯ СВЯЗЬ
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ
1
1
2
2
3
4
3
4
6
остекления, заборы, крыши, асфальт. Ничуть не меньшее зло – видимые поля,
покрытые простым, повторяющимся рисунком.
Параллельная связь между частями текста может сочетаться с элементами цепной связи, которые в таких случаях не являются основными. И наоборот, при цепной связи иногда используются элементы связи параллельной, которые в этом случае тоже носят частный характер.
Смысловая и грамматическая связность частей текста достигается при помощи различных средств связи.
Разграничиваются лексические, морфологические и синтаксическиесредства связи предложений в тексте.
Лексические средства связи предложений в тексте
Лексические
средства связи
Примеры
Слова одной тематической группы
Важным
и
интересным
семейством
многогранников являются пирамиды. У
пирамиды различают основание и боковые
грани. Боковые грани – треугольники,
сходящиеся в одной вершине, а основание –
многоугольник,
противолежащий
этой
вершине.
Лексические повторы
(повторы слов и словосочетаний), в том числе повторы ключевых слов, употребление однокоренных слов родо- видовые обозначения)
При всем различии типов открытия, типов
исследователей, делающих эти открытия,
можно говорить о некоторой общности
процессов движения к новому результату.
Основу этого процесса создает длительное
размышление над определенным кругом
вопросов, которое захватывает всю психику
человека, в том числе подсознательные ее слои
и даже эмоциональную сторону личности.
Такое
длительное
размышление
в
определенном направлении может долгое
время не давать никакого эффекта.
Антонимы
(в том числе контекстуальные)
Касание
окружностей
называется
внутренним, если центры окружностей
лежат по одну сторону от их общей
касательной.
Касание
окружностей
называется
внешним,
если
центры
окружностей лежат по разные стороны от
их общей касательной.
Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова типа
вот почему, поэтому, из
Заряды, распределенные равномерно по сфере,
внутри этой сферы электрического поля не
создают. Поэтому внутри сферы поле будет
создаваться лишь зарядом, помещенным в
центре.
7
этого следует, подведем
итог, в заключение
Морфологические средства связи предложений в тексте
Морфологические
средства связи
Примеры
Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений
Поверхностному
наблюдателю
могло
показаться, что теперь математики будут
решать новые и новые классы алгебраических
уравнений, доказывать новые алгебраические
тождества и т.д. Однако развитие алгебры
пошло иным путем: из науки о буквенном
исчислении и уравнениях она превратилась в
общую науку об операциях и их свойствах.
Использование личных (в 3- м л.), указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений
В
настоящее
время
теория
систем
алгебраических уравнений превратилась в
самостоятельную
область
математики,
называемую алгебраической геометрией. В ней
изучаются линии, поверхности и многообразия
высших размерностей, задаваемые системами
таких уравнений.
Единство временных форм глаголов-сказуемых
Вектор
скорости
Земли
все
время
поворачивается
в
плоскости
орбиты,
вследствие чего ось телескопа тоже
поворачивается, описывая конус вокруг
истинного
направления
на
звезду.
Соответственно видимое положение звезды
на небесной сфере описывает окружность.
Использование степеней сравнения прилагательных и наречий
…Наиболее эффективным при решении
уравнений является метод равносильного
перехода.
Наличие производных предлогов в связи с …, на
основании… и др.
При решении любой практической проблемы
необходимо
учитывать
возможное
воздействие на окружающую среду и здоровье
человека. В связи с этим видятся большие
возможности биофизики с ее разносторонним
подходом к исследованию биологических
проблем и арсеналом эффективных физико-
математических методов.
8
Синтаксические средства связи предложений в тексте
Синтаксические
средства связи
Примеры
Вопросно-ответные единства
Из каких компонентов складывается это облучение?
Во-первых, в горных породах и в почве имеется уран,
торий и образующиеся из них другие радиоактивные
вещества… Во-вторых, радиоактивные вещества
поступают в наш организм с пищей, водой и
вдыхаемым воздухом… В-третьих, космические лучи
создают внешнее облучение, приносящее годовую дозу
около 35 миллибэр.
Предложения- скрепы
Вот несколько примеров. Из этой теоремы следовало,
что…
Использование неполных предложений
Каково преимущество данного метода? Дает
возможность развивать автоматизацию письма.
Использование вводных слов и предложений, риторических вопросов
Можно назвать несколько глобальных научных
проблем XXI в., в решение которых биофизика могла
бы внести заметный вклад. Это, во-первых, создание
эффективных методов контроля за изменениями
среды обитания человека; во-вторых, дальнейшее
развитие профилактики, диагностики, поддержания и
восстановления здоровья; в-третьих, поиск путей
гарантированного обеспечения человека пищей; в-
четвертых, определение вариантов рационального
использования уменьшающихся запасов полезных
ископаемых. Как же остановить этот процесс?
Использование прямого и обратного порядка слов
Частота вращения валка и скорость движения
каретки стабилизированы. В программу введены их
значения. Положение ультразвукового датчика на
поверхности валка рассчитывается по времени
движения с начала процесса сканирования. Для более
точного определения положения ультразвукового
датчика на поверхности валка по сигналам с датчика
вращения валка в программе корректируется
значение частоты его вращения.
В процессе учебной работы научный текст необходимо переработать – сжать или, говоря научным языком, сделать компрессию.
Компрессия– это раскрытие смысловой структуры текста-первоисточника и выделение в нем основной информации.
Текст, созданный в результате компрессии, по отношению к тексту первоисточника, называется вторичным.