Файл: Занятие 3 Подстили научного стиля. Языковые и стилевые особенности. Жанры Тренировочные задания Задание Сортировка элементов по категориям.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9
Компрессия текста основана на трех главных правилах:
1. Внимательное чтение текста и выделение ключевых слов и предложений.
Ключевые слова – это слова, которые содержат основной смысл высказывания.
Каждый абзац имеет зачин и комментирующую часть, в которой раскрывается утверждение главной абзацной фразы и где находятся ключевые слова. Заканчивается абзац выводом.
2. Написание вторичного текста. Для выявления своих позиций, автор вторичного текста по отношению к первоисточнику, использует специальные стандартные выражения (клише), выбор которых раскрывает и отражает структуру текста-первоисточника. Например:
В монографии обосновывается принцип…, статья представляет собой обзор…, в
работе анализируются различные подходы …, в статье обобщается опыт…, в
диссертации использованы следующие методы исследования.
3.В планах, тезисах, аннотации и при реферировании для называния основных положений текста используются ключевые слова и словосочетания, или слова с обобщенно-конкретным значением для краткой передачи основного содержания абзацев или частей текста.
Исключать можно:

исключение отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений,

исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов,

исключение вводных, уточняющих и поясняющих конструкций,

исключение повторов, однотипных примеров, риторических вопросов, восклицаний,

исключение цитат, деталей, не влияющих на ход мыслей, слов-предложений, которые могут быть удалены без ущерба для текста.
При исключении необходимо:
• Выделить главные (ключевые) с точки зрения основной мысли текста слова.
• Убрать подробности и детали.
• Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
Упрощение замена сложных синтаксических конструкций более простыми.
Упрощать (заменять) можно:
• однородные члены предложения обобщающим словом;
• сложные предложения простыми;
• части предложения или ряд предложений общим понятием или выражением;
• прямую речь косвенной;
• часть текста одним предложением.
При упрощении необходимо:
• Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом.
• Сформулировать данное предложение.
Обобщение – выявления общих признаков предметов рассматриваемой области
(перевод частного в общее, свѐртывание исходной информации за счѐт обобщения)
Обобщать можно:


10

предложение или его часть определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением,

обобщение содержания.
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
Задание 1. Прочитайте текст. Охарактеризуйте построение текста.
Жидкое черное золото – нефть – один из самых замечательных минералов земли.
Жидкий – потому, что действительно течет, испаряя легкие бензины и другие газы, застывая иногда в виде сплошных масс парафина или тяжелого мазута.
Нефть – черный минерал, она получается из земли в виде черной пахучей массы.
Только после сложной очистки на особых заводах и перегонки получаются чистейшие, прозрачные, совершенно бесцветные жидкости…
Нефть – золото, потому что она представляет огромное природное богатство.
(Ферсман А.Е., Занимательная минералогия).

Как происходит увеличение объема текста?

Укажите предложения, выполняющие функции прогрессии текста.
Задание 2. Перед вами несколько речевых тем. Раскройте содержание темы (по выбору), применяя один из типов прогрессии текста в соответствии с данными.
 Географическое положение и природные ресурсы Казахстана
 Наземные и воздушные виды транспорта.
 Светофор.
 Участники дорожного движения.

Сформулируйте свои темы для развертывания высказывания.
Задание 3. Составьте предложения, в которых подводится итог или намечаются новые задачи. Используйте следующие средства выражения подведения итогов.
Подведем итоги сказанному; исходя из сказанного, сделаем следующие выводы
…; на основе сказанного можно сделать следующие обобщения …; сформулируем задачи, требующие разрешения …; таким образом, из выводов исходят следующие задачи …; итак, перед нами наметились задачи …; суммируя сказанное можно сказать о …; следовательно, …
Задание 4. Прочитайте предложения. Ответьте на вопрос: какая связь существует между ними – смысловая, тематическая, логическая?
Авраам Линкольн – североамериканский политический деятель, адвокат в
Спрингфилде, член конгресса, республиканец, противник рабства, в 1860 году был избран президентом республики. На данный момент одним из самых дорогих автомобилей считается построенный по специальному заказу лимузин «Линкольн

11
Континенталь Икзекьютив». На разработку и создание «Линкольна» из бюджета
Соединенных Штатов было потрачено более 500 тысяч долларов.

Попробуйте установить эти связи, соединив предложения в текст.
Задание 5. Выпишите средства связи, используемые в данном тексте.
Классифицируйте их.
Язык – естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система облеченных в звуковую форму знаковых единиц, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации. Язык в одно и то же время – условие развития и продукт человеческой культуры…. Владение языком составляет неотъемлемую черту человека, а возникновение языка совпадает с временем формирования homo sapiens (Из
энциклопедии «Русский язык»)

Какие средства связи преобладают в данном тексте?
Задание 6. Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты.
А. 1. А предшествовал ему длительный период сознательных усилий и большой подсознательной работы, захватывавшей личность ученого. 2. Роль случайности как последнего шага в крупном математическом открытии невелика по сравнению с тем, что ему предшествовало. 3. Стимулом к такой деятельности может служить вполне ясно и отчетливо поставленная ученым перед собой задача: найти ответ на тот или иной вопрос, выяснить его закономерности.
Б. 1. Все типы сканеров представляют собой отдельные устройства, подключаемые к тому или иному порту персонального компьютера и предполагающие использование программного обеспечения для распознавания различных текстов и изображений. 2. Существуют три основных типа сканеров: ручные, листовые
(протяжные) и планшетные. 3. Сканеры используются для изготовления электронной копии передаваемого документа.
В. Принцип Гюйгенса-Френеля. 1. При таком чисто геометрическом подходе
Гюйгенс не учитывал интерференцию вторичных волн. 2. Принцип Гюйгенса первоначально был сформулирован как геометрический прием для нахождения фронта волны. 3. Содержание принципа Гюйгенса-Френеля может быть сформулировано следующим образом: каждая точка среды, до которой дошла волна, становится самостоятельным источником вторичных волн; новый фронт волны образуется в результате интерференции вторичных волн. 4. Позже, после изучения явления интерференции, принцип Гюйгенса был дополнен Френелем представлением об интерференции вторичных волн. 5. Согласно этому принципу фронт волны в момент t+Δt определяется огибающей вторичных волн, испускаемых всеми точками фронта волны, существовавшего в момент времени t.

Подчеркните те языковые средства, которые служат для связи предложений.


12
Задание 7. Укажите средства связи в тексте.
Автомобильный транспорт имеет большое значение для общей транспортной системы: на его долю приходится значительная часть всех грузовых перевозок.
Автомобиль широко используется для подвоза грузов к железным дорогам, речным и морским причалам, обслуживания промышленных и торговых предприятий, перевозки пассажиров.
Современный автомобиль является результатом деятельности многих ученых, инженеров, изобретателей различных стран. В конце XIX в. во всех промышленных странах наблюдалось ускоренное развитие техники, в том числе и транспортных средств. В 1886-1888 гг. построили первые автомобили К. Бенц и Г. Даймлер, в 1896 г.
А. Яковлев демонстрировал первый русский автомобиль.
С возрастанием промышленного потенциала, развитием экономики созданы условия для массового выпуска автомобилей различных типов.
Цель автомобильного транспорта – обеспечить безопасную перевозку грузов и пассажиров в кратчайшее время. Однако чем больше скорость автомобиля, тем больше вероятность и тяжелее последствия дорожно-транспортных происшествий.
Одновременно с ростом автомобильного парка и скорости автомобилей возникает серьезная задача – обеспечить безопасность дорожного движения.
Задание 8. Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная).
Приведите доказательства.
1. Общение осуществляется у людей, в первую очередь, при помощи языка. Язык
– важнейшее средство человеческого общения. Существуют и другие средства общения. Например, речевые: пауза, выразительная интонация, громкость речи.
Невербальные средства: жестовые, мимические, пространственные. Сюда же относится поза, прикосновение, контакт глаз (Акишина А.).
2. Аморфные тела – твердые тела, физические свойства которых одинаковы по всем направлениям. Аморфные тела изотропны. Изотропность свойств аморфных тел объясняется беспорядочностью расположения их атомов и молекул. Только ближайшие атомы-соседи располагаются в некотором порядке, но строгой повторяемости по всем направлениям одного и того же элемента структуры у аморфных тел нет. Примерами аморфных тел могут быть куски затвердевшей смолы, янтарь, изделия из стекла, полимеры. Часто о вещество может находиться как в аморфном, так и в кристаллическом состояниях. Например, кварц может быть и кристаллом, и аморфным телом (кремнезем).
3. В языке происходит процесс перераспределения связей между словами, вызванный как внеязыковыми, так и внутриязыковыми причинами. Многое из того, что было общепринято в языке ранее, устаревает и становится необычным для настоящего времени. В то же время появляется и оказывается узаконенным речевой практикой множество новых словосочетаний (Штрекер Н.Ю.)
4. Звезда – это гигантское газовое или пылевидное облако, стремящееся сжаться под действием гравитационного притяжения. В результате сжатия температура в сердцевине звезды растет, и в какой-то момент зажигается термоядерная реакция: ядра


13 водорода сливаются, превращаясь в гелий. Выделяющаяся при этом энергия препятствует дальнейшему сжатию. Звезда стабилизируется. Но постепенно водород выгорает, и сжатие возобновляется. Колоссальные давления, возникающие при этом, раздавливают атомы. Возникает состояние, в котором электроны свободно плавают в виде голых ядер (Смирнова Ю.Г.)
5. Глубинные основы химической технологии также преображаются. Во-первых, квантово-химическая теория строения вещества в сочетании с моделирующими возможностями суперЭВМ позволяет точно прогнозировать свойства синтезируемого вещества и путь его синтеза. Во-вторых, развитие тонких методов катализа,
«прицельной» химии расщепления и сшивки крупных молекулярных фрагментов и т. п. методы превращают химика как бы в зодчего новых химических форм. Наконец, ведется интенсивный поиск путей самоформирования все более высокоорганизованных химических структур. (Смирнова Ю.Г.)
Задание 9. Охарактеризуйте предложения с точки зрения их организации в тексте: предложения объединены цепной или параллельной связью.
В научной речи все компоненты синонимического ряда нейтральны или носят книжный характер.
В научной речи возможно продление синонимического ряда (главный –
важнейший – ведущий – основной – ключевой – значительный – существенный).
Весьма своеобразно и частотно употребление синонимов в научно-популярной литературе. Особенно характерна для нее синонимия термина и общенародного слова или словосочетания, являющегося как бы переводом, пояснением термина (аутотомия
– самолечение, нутрициолог – специалист в области питания людей, нома – водяной рак, биосфера – природная среда). Широко используются в качестве синонимов метафорические перифразы (аминокислоты – первичные кирпичики, железобетон – король материалов, насекомые – кровососущая братия). Причем, они могут быть употреблены как в одном предложении со словом, синонимом которого являются, так и в последующем тексте во избежание лексического однообразия (население земного шара – жители нашей планеты – человеческое общество, изучение – исследование, образование запасов полезных ископаемых – формирование залежей, горные массивы
– горы) (Сиротинина О.Б.).
Задание 10. Составьте текст, соединив предложения по смыслу и грамматически.
Водители, даже хорошо знающие устройство автомобиля и выучившие Правила, не всегда ориентируются в возникающей опасной обстановке. Подготовка водителей на право управления транспортными средствами категорий «В» и «С» охватывает несколько дисциплин, среди которых большое внимание уделено безопасности дорожного движения и способам уменьшения аварийности. Существенную роль играют также недостаточная квалификация водителя, отсутствие у него навыков правильно оценивать сложную дорожную обстановку, прогнозировать предстоящие ее изменения и принимать нужные решения. Анализ причин ДТП показал, что основная их масса происходит не из-за незнания Правил дорожного движения, а в результате пренебрежения их требованиями.


14
Задание 11. Прочитайте текст. Определите тему текста и озаглавьте его.
Известно, что термин «маркетинг» происходит от английского слова «маркет»
(рынок) и означает, таким образом, деятельность фирмы в сфере рынка. Между тем определения маркетинга, существующие в наши дни, многочисленны и неоднородны, их можно условно разделить на две группы: классические (традиционные), современные.
Конечно, главной идеей в любом определении маркетинга должна быть ориентация на потребителя, так как любая деятельность достигает своей цели только в том случае, если те или иные потребности удовлетворены. Однако задача маркетинга – это не только увеличить спрос, но и пытаться воздействовать на него так, чтобы он соответствовал предложению. Таким образом, можно сформулировать следующее более широкое понимание термина.
Маркетинг – это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары и услуги.

Сократите предложения, опустив части, не несущие основной информации.
Образец: Однако задача маркетинга – это не только увеличить спрос, но и пытаться воздействовать на него так, чтобы он соответствовал предложению.

Задача маркетинга – это воздействие на потребительский спрос с целью расширения сбыта товаров.

Выделите из текста ключевые слова.

Используя ключевые слова, составьте логико-смысловую схему текста.
Задание 12. Прочитайте текст, по которому необходимо создать вторичный текст.
(1) Человек – первое животное, сумевшее внести изменения в окружающий его мир. (2) Как утверждает нобелевский лауреат Франсуа Жекоб, человек стал первым детищем эволюции, обладающим силой подчинить эволюцию себе, то есть изменить самого себя. (3) Именно это и вызывает тревогу: что нас ждет в будущем – какие сюрпризы и опасности? (4) Я имею в виду возможности, открывшиеся в последнее время перед биологами в области изменения человеком себя самого как вида. (5) За последние тридцать лет успехи биологии более существенны, чем за последние тридцать веков. (6) Биологи открыли фактор, от которого зависит организация живых существ, этакий законопроект, на основании которого строятся различные живые формы. (7) Теперь установлено, что в генетический код, как и в любой закон, можно вносить изменения. (8) И хотя создание в лабораторных условиях какого-либо супергения или суперпреступника – дело весьма далекого будущего, уже сейчас мы в состоянии задуматься об изменениях генетического потенциала, которые могут повлиять на распределение полов, то есть решать, какое количество мальчиков и какое количество девочек должно родиться в тот или иной период. (9) Что же делать?! (10)