Файл: Функции и принципы гражданского права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основным принципом гражданского права является принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования Субъекты могут совершать любые действия, не запрещенные законом, чем выражается общая правоспособность граждан и коммерческих организаций. Основное требование к таким действиям: они не должны противоречить основным началам и смыслу гражданского законодательства, т. е. его принципам. Субъекты осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, т. е. в своих интересах (п. 1 ст. 9 ГК). Это означает, что органы власти, иные лица не вправе понуждать участников гражданских правоотношений к осуществлению или защите их субъективных прав, вводить в их отношении санкции за пренебрежение правом на защиту.

Глава 2. Место и роль гражданского права в современном мире

2.1. Источники гражданского права

Понятие «источник права» возникло еще в римском праве. Тогда этим термином обозначали форму выражения правовых норм, которая имеет общеобязательный характер. Регламентация государством какого-либо источника (формы) права имеет юридическую и правоприменительную значимость, ввиду того, что выраженные в таком источнике нормы права могут использоваться с целью регулирования соответствующих отношений. Иными словами, законодательно не установленный источник права, как и содержащиеся в нем нормы, не имеет юридического значения. Гражданское законодательство состоит из комплекса законодательных актов различной юридической силы.

В современной литературе имеется немало исследований, касающихся рассматриваемого нами вопроса.

Так, Глухов С.Г. пишет, что ввиду динамично развивающегося общества, а вследствие, и происходящих в нем изменений, необходимо переосмысление понятия «источник права». По его мнению, для выявления основной роли источников гражданского права в правовой системе в целом и в отрасли гражданского права, в частности, необходим комплексный подход к исследованию, который позволит определить их правовую природу и содержание, а также системность и взаимосвязь разнообразных источников гражданского права.

Также, по мнению Глухова С.Г., в качестве источников гражданского права необходимо определять нормативно-правовые акты в этой сфере, но ни в коем случае не нормы морали, локальные и индивидуальные акты, так как в них не содержатся общепринятые предписания для выполнения
4.

Агафонова Е.А. в своей работе определяет, что в источниках права закрепляются права и свободы человека и гражданина, механизмы их обеспечения и защиты. Автор, рассматривая традиционные и нетрадиционные источники гражданского права, выделяет, что термин «источник гражданского права» можно рассматривать в трех направлениях:

  1. В первом случае он означает источник в материальном смысле, то есть экономические, политические и другие отношения, которые формируют нормы права.

  2. В следующем случае термин «источник гражданского права» равнозначен термину «правосознание».

  3. И, наконец, в юридическом смысле, под источником гражданского права понимается гражданское законодательство.

Применительно к нетрадиционным источникам гражданского права Агафонова Е.А. пишет, что к ним необходимо относить источники, которые нехарактерны для определенной правовой системы: правовой обычай, правовой прецедент, нормативно-правовой акт, договор нормативного содержания, правовая доктрина, правосознание, религиозные тексты. В своей работе автор приходит к выводу, что как традиционные, так и нетрадиционные источники гражданского права могут в равной степени влиять на законодательную власть5.

Итак, мы видим, что вопрос, касающийся источников гражданского права является дискуссионным.

Поэтому для анализа необходимо основываться на понимание источника гражданского права как формы, с помощью которой норма становится общеобязательной.

Нормативно-правовые акты в области гражданского права делятся на группы6:

1) международные акты в области регулирования гражданско-правовых отношений;

2) гражданско-правовые нормативные акты, которым присуща высшая юридическая сила: Конституция РФ;

3) гражданское законодательство (Гражданский кодекс РФ, иные федеральные законы);

4) гражданско-правовые нормативные акты, имеющие подзаконный характер (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ);

5) нормативно-правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).

Но это не единственно возможный вариант классификации: основываясь на ст. 3 ГК РФ можно выделить еще одно основание для классификации: порядок принятия законодательного акта в области гражданско-правовых отношений. Здесь можно выделить две группы7:

1. Гражданско-правовые акты, которые имеют характер индивидуального нормативного акта (гражданское законодательство и Указы Президента РФ).



2. Нормативно-правовые акты, которым присущ характер сопутствующего акта, то есть акта, который принят на основании и во исполнение актов первой группы (акты, в которых содержатся нормы гражданского права, постановления Правительства РФ) и законодательные акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).

Также в юридической литературе выделяют два основных источника гражданского права: законодательство и обычай8. Помимо этого, к источникам гражданского права относятся международные договоры и судебная практика. Необходимо отметить, что в ГК РФ понятие «гражданское законодательство» применяется в узком смысле.

Применительно к обычаю можно сказать, что он должен основываться на понимании его необходимости, как правила поведения, на убеждении, что необходимо поступать именно так, а не иначе9.

Итак, понятие источник гражданского права классически отождествляют с понятием гражданского законодательства. Как мы уже выделяли, гражданское законодательство представляет собой комплекс нормативных актов, которые регулируют гражданские правоотношения. Определение или признание государством какого-либо источника (формы) права имеет значимое юридическое значение.

Безусловно, гражданское законодательство является наиболее важным источником регулирования гражданских правоотношений. Оно включает комплекс гражданских правовых норм. Как мы уже выделяли, гражданское законодательство состоит из законодательных актов. Законодательные акты – юридические документы, регламентирующие нормы права.

Рассмотрим основные признаки законодательных актов10:

  1. Они имеют письменную форму и принимаются в определенном законодательном порядке.

  2. Законодательные акты фиксируют нормы права.

  3. Они обладают юридической силой и обеспечиваются возможностью государственного принуждения.

  4. Исходят от официальных публичных органов, в компетенцию которых входит правотворческая деятельность.

Иными словами, только акты, которым присущи такие особенности, можно относить к актам гражданского законодательства. Но вопрос о том, из каких именно законодательных актов состоит гражданское законодательство, относится к числу дискуссионных. Например, для советского периода было характерно широкое понимание законодательства как комплекса законов и подзаконных актов
11.

Несмотря на это, очевидным является необходимость опираться на акты высшей юридической силы в первую очередь, так как чем больше юридическая сила нормативного акта, тем выше его положение в системе гражданского законодательства. Ввиду этого значимая роль среди источников гражданского права относительно законодательства принадлежит таким законодательным актам, как: Конституция РФ, Федеральные Конституционные и Федеральные Законы Российской Федерации12.

Безусловно, такое разграничение существует не просто так. Это сводится к необходимости учитывать узкое понимание, где законодатель опирается на то, что гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Ввиду того, что именно федеральному законодателю подлежит создание законодательных актов, преимущественно включающих нормы гражданского права, туда входят только Гражданский кодекс и принятые согласно ему федеральные законы13.

Широкое толкование нормотворчества связано, напротив, с действием и правоприменением гражданско-правовых норм. Несомненно, применение законодательства в узком смысле будет недостаточным, так как гражданские правоотношения очень многообразны, и норм, которые их регулируют, большое количество, ввиду чего они содержатся в различных нормативных актах14.

Таким образом, необходимо отметить, все выделенные виды источников гражданского права имеют место быть, важно лишь то, в каком аспекте употребляется понятие «гражданское законодательство».
2.2. Современное состояние гражданского права

В настоящее время выделяют два этапа в формировании и развитии гражданского законодательства.

На первом этапе основная функция государства заключалась в выработке системообразующего блока российского законодательства, включающего в себя Основной закон страны – Конституцию Российской Федерации и кодексы, которые в совокупности составляют основу системы российского федерального права в целом. В их число входят нормы гражданского, административного, трудового, налогового, уголовного и процессуального права.

В основу разделения единой системы российского права на выделенные ветви положены три критерия15.

  1. Предметом правового регулирования выделенных ветвей права являются общественные отношения во всех областях жизнедеятельности социума и государства, а в качестве метода применяется единый (целостный) способ правового регулирования этих отношений, который основан на их особенностях.

  2. Выделенные ветви права имеет свой, характерный только ей тип правоотношения, который отличается единством структуры построения и целостностью содержания16.

  3. Правовые нормы каждой ветви права наделены необходимыми свойствами, которые позволяют применять их в выработке комплексных законодательных структур права.


Основными кодексами, принятыми по вышеперечисленным нами ветвям права стали:

  1. Гражданский кодекс РФ в трех частях (первая часть введена в действие с 1 января 1995 г., вторая часть – с 1 марта 1996 г., третья часть – с 1 марта 2002 г.);

  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.;

  3. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г.;

  4. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г.,

  5. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г.;

  6. Арбитражный процессуальный кодекс РФ (третья редакция) от 24 июля 2002 г.;

  7. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г.

Таким образом, необходимо отметить, что Конституция Российской Федерации и выделенные Кодексы Российской Федерации являются основой российского законодательства, на котором стало базироваться действующее законодательство, которое относится к отдельным сферам жизнедеятельности социума и государства.

Создание законодательства представляло сбой не только принятие Конституции РФ и соответствующих кодексов, но и возможность выявления их недостатков, слабых мест и прочее. Поэтому некоторые кодексы пришлось принимать заново, в какие-то требовалось внести дополнения17.

Применительно к Гражданскому кодексу РФ, можно выделить, что его роль в период становления рыночной экономики в России переоценить невозможно. Но имеются в нем и слабые стороны. В их числе можно выделить законодательные нормы, которые претендуют на формирование для Гражданского кодекса особого правового статуса среди равных по юридической силе законов. К такому заключению позволили прийти продолжающиеся внесения дополнения в Налоговый и Земельный кодексы РФ.

В качестве второго этапа формирования и развития гражданского законодательства нужно выделить переход к комплексному законодательству в правовом регулировании имущественных и личных неимущественных отношений.

Несомненно, правовое содержание комплексности каждого законодательного акта, который входит в состав данного законодательства, определяется областью его применения. Ввиду этого господствующее положение занимают нормы, отражающие особенности тех отношений, которые призваны регулировать такой закон.

В современном обществе комплексное законодательство, которое регулирует экономические отношения, практически является доминирующим и, как правило, единственным в законодательной деятельности страны. Комплексное законодательство может использоваться как в совокупности нескольких законов, так и в виде отдельного закона.