Файл: Изучение объекта практики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества



    1. Нормативные документы по учету источников имущества

Учетная политика представляет собой совокупность приемов и спосо­бов ведения бухгалтерского учета, которые предприятие выби­рает и реализует в течение предстоящего отчетного периода. Вы­бор способов учета предприятие осуществляет из нескольких ва­риантов, предлагаемых ему нормативными документами. Под способами в данном случае понимаются известные из теории бухгалтерского учета элементы, такие как первичное наблюдение и стоимостное измерение, формы организации и формы ведения бухгалтерского учета, текущая группировка и итоговое обобще­ние фактов хозяйственной деятельности. Посредством этих спо­собов предприятие реализует свою политику в части организации бухгалтерского учета и формирования необходимых ему стоимо­стных экономических показателей.

Учетная политика формируется главным бухгалтером с уча­стием других должностных лиц предприятия и утверждается приказом руководителя, в ОАО «РЖД» президентом Общества. С первого января года, следующего за годом утверждения, учетная политика становится нормативным документом, обязательным для применения всеми структурными подразделениями ОАО «РЖД». Существенные элементы учетной политики должны быть раскрыты в пояснительной записке к го­довому отчету. Без раскрытия этих элементов пользователи финансовой отчетности не могут правильно оценить имущественное и финансовое состояние предприятия и результаты его деятельности.

Принятую предприятием учетную политику, предусматривающую способы отражения хозяйственных операций и оценки имущества, необходимо соблюдать в течение всего отчетного периода (года). Менять ее можно в случае реорганизации предприятия, изменения законодательства, системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработки новых способов бухгалтерского учета и т.п.

Так как ОАО «РЖД» представляет собой единое юридическое лицо, то разработанная ею учетная политика является единой для всех его структурных подразделений.

Это требование организационного единства, которое обусловливает необходимость обеспечить сравнимость и сводимость учетных данных, что исключает возможность структурным подразделениям иметь свою особую учетную политику.


Формирование в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества информации о доходах производится в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденными приказами Минфина России от 06 мая 1999 г. № 32н и от 24 октября 2008 г. № 116н соответственно, с учетом следующих особенностей. В классификаторе доходов Номенклатуры доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД» выполнена группировка статей доходов по видам доходов, видам деятельности и подгруппам для некоторых видов деятельности. Доходы подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Прочими доходами являются:

- поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

- поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

- прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

- поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

- проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;

- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

- поступления в возмещение причиненных организации убытков;

- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

- курсовые разницы;

- сумма дооценки активов;

-прочие доходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания;

- прочие доходы.

Формирование в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества информации о расходах производится в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 и «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденными приказами Минфина России от 06 мая 1999 г. № 33н и от 24 октября 2008 г. № 116н соответственно, с учетом следующих особенностей.



Расходы подразделяются на расходы, связанные с производством и продажей (расходы по обычным видам деятельности), и прочие расходы. Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. К расходам по обычным видам деятельности в ОАО «РЖД» относятся:

- затраты по оказанию услуг и выполнению работ;

- затраты по производству продукции и полуфабрикатов, изготовленных в отчетном периоде;

- затраты по предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (в соответствии с учетной политикой ОАО «РЖД»);

- стоимость товаров, приобретенных для последующей продажи.


    1. Учет расчетов с хозяйствующими субъектами


Согласно учётной политики Филиала дебиторской задолженностью признаётся задолженность, которая является следствием определённых действий или бездействий другого контрагента (дебитора) по отношению к Филиалу и связана с требованием Филиала получить денежные средства, иное имущество, принять результат выполненных работ или оказанных услуг, совершить иные действия в свою пользу, возникающие в силу договора, закона или другой правовой нормы, а также обычаев делового оборота.

В состав дебиторской задолженности относятся:

- задолженность покупателей и заказчиков;

-задолженность поставщиков и подрядчиков;

-задолженность по налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению;

-задолженность персонала по оплате труда и по прочим операциям, подотчётным суммам;

-задолженность акционеров по вкладам в уставный капитал, задолженность разных дебиторов и кредиторов.

Кредиторской задолженностью признаётся задолженность, которая является следствием определённых действий или бездействия Филиала по отношению к другому контрагенту (кредитору) и связана с требованием контрагента передать денежные средства, иное имущество, результат выполненных работ ли оказанных услуг, совершить иные действия в пользу этого лица, возникающие в силу договора, закона или другой правовой нормы, а также обычаев делового оборота.

В состав кредиторской задолженности входят:


-задолженность по заёмным средствам (по кредитам и займам);

-задолженность перед поставщиками и подрядчиками;

-задолженность перед покупателями и заказчиками (авансы полученные);

-задолженность перед персоналом по оплате труда, по прочим операциям, подотчётным суммам;

-задолженность по налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению;

-задолженность перед акционерами по выкупу собственных акций, по выплате дивидендов;

-задолженность перед разными дебиторами и кредиторами.

Банковский кредит является одним из важнейших источников заемных средств предприятия. Кредитно-расчетные отношения предприятия с банком строятся на добровольной основе. Кредиты предоставляют предприятиям под укрупненные объекты кредитования (по совокупности материальных запасов и производственных затрат) или только для расчетов с поставщиками, на выдачу заработной платы и под комплекс целевых экономических и социальных программ. Банки выдают кредиты на условиях соблюдения принципов возвратности, срочности, платности и под обеспечение, предусмотренное действующим законодательством и соглашением сторон. Между предприятием (заемщиком) и банком заключается кредитный договор в письменной форме. В нем предусматриваются: объекты кредитования и срок кредита, условия и порядок его выдачи и погашения, формы обеспечения обязательств, процентные ставки и порядок их уплаты, права и ответственность сторон по выдаче и погашению кредита предприятием. Для получения кредита предприятие направляет банку заявление с приложением копий учредительных документов, бухгалтерскую отчетность и другие, подтверждающие обеспеченность возврата кредита, документы. В дальнейшем предприятие в порядке и сроки, установленные кредитным договором, представляет банку до полного погашения кредита бухгалтерский баланс и другие документы, необходимые для текущего контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия. В зависимости от срока, на который выдаются кредиты, они делятся на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные кредиты выдаются на срок не более одного года под запасы сырья, материалов, производственных затрат. Долгосрочные кредиты выдаются на срок более одного года и, как правило, используются на погашение затрат по внедрению новой техники, расширению производства, его реконструкцию; на приобретение дорогостоящего оборудования и другие целевые программы. Учет операций по получению и погашению кредитов и займов ведется на пассивных счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Сальдо по этим счетам показывает сумму непогашенной задолженности на начало отчетного периода, оборот по дебету – суммы,
перечисленные в погашение кредита и займа, а оборот по кредиту – сумму полученных кредитов и займов. В развитие данных счетов целесообразно открывать субсчета для обособленного учета кредитов, полученных в рублях и в валюте. Кроме того, отдельные субсчета открываются для учета краткосрочных и долгосрочных займов. При получении кредитов и займов счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» кредитуются в корреспонденции с дебетом счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» - в случае получения кредита путем открытия специального ссудного счета. Если кредит направляется на погашение задолженности поставщикам, то счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» кредитуются, а дебетуется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Частичное или полное погашение задолженности по кредитам и займам отражается по дебету счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и кредиту счетов учета денежных средств. В соответствии с кредитным договором за пользование кредитом или займом начисляется процент. По мере начисления процентов дебетуются счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 41 «Товары» и кредитуются счета 66 и 67. Проценты, начисленные после принятия оборотных активов к учету, включаются в состав прочих расходов бухгалтерской записью по дебету субсчета 91-02 «Прочие расходы» и кредиту счетов 66 и 67. Проценты по кредитам и займам, используемым для нужд железных дорог, передаются железным дорогам бухгалтерской записью по дебету счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты» и кредиту счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». В аналитическом учете начисленные суммы процентов учитываются обособленно.


    1. Учет капитала и резервов

Согласно ГК РФ любое юридическое лицо имеет учредительный договор, который заключается между его участниками, устав, который утверждается учредителями. В нем кроме других немаловажных моментов оговаривается так же порядок совместной деятельности и порядок (условия) передачи юридическому лицу своего имущества - уставного капитала. Уставный капитал - это сумма средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации. Величина уставного капитала может по решению учредителей увеличиваться или уменьшатся в процессе финансово-хозяйственной деятельности, с обязательной регистрацией изменений в учредительных документах; так же это финансовая основа организации, по его величине судят о платежеспособности организации. Это собственные средства предприятия. Уставный капитал характеризует величину обособленного имущества, право собственности, на которое перешло к организации, как к юридическому лицу, а также характеризует собственность учредителей и величину обязательств по их вкладам. При выходе из состава собственников, учредитель может потребовать вернуть в денежной форме долю, внесенную в уставный капитал. При регистрации организация в учредительных документах самостоятельно определяет величину и структуру уставного капитала с учетом минимального размера, установленного законодательно. Величина уставного капитала составляет для открытого акционерного общества - 1000 МРОТ (= 100 тыс.руб.). Для акционерного общества допускается государственная регистрация без оплаты уставного капитала, причём не менее 50% уставного капитала должно быть оплачено в течение трёх месяцев с момента государственной регистрации, а полная оплата должна состояться в течение одного года с момента государственной регистрации. Если размер имущественного вклада составляет более 200 МРОТ, то необходимо заключение независимого оценщика о стоимости передаваемого имущества. В остальных случаях имущество оценивается по договорной стоимости. Учет уставного капитала ведется на счете 80 «Уставный капитал». После государственной регистрации (внесения информации в реестр юридических лиц) на счете 80 отражается величина уставного капитала с одновременным начислением задолженности учредителей по неоплаченным вкладам. Это пассивный счет. Он предназначен для обобщения информации о состоянии и движении уставного капитала организации. Аналитический учет по счету 80 обеспечивает формирование информации по каждому учредителю, его ведут в журнале ордере №12. Аналитический учет по счету 80 «Уставный капитал» организуется таким образом, чтобы обеспечивать формирование информации по учредителям организации, стадиям формирования капитала и видам акций. Синтетический учет по расчетам с учредителями ведут на счете 75. Он предназначен для расчетов с учредителями организации по вкладам в уставный капитал и выплат дивидендов.  Разница между величиной уставного капитала (К80) и дебиторской задолженностью по вкладам (75-1) представляет собой величину оплаченного капитала.