Файл: Содержание Введение стр. Предмет и задачи в высшей школе стр. Методология и методика психологических исследований в высшей школе стр. Заключение стр. Список используемой литературы стр. Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В общей методологии важное место занимают законы диалектики:

1. Единства и борьбы противоположностей.

2. Перехода количественных изменений в качественные.

3. Отрицания отрицания.

Важными в методологическом отношении для всех наук являются категории материалистической диалектики: понятия о содержании, структуре, форме, причине, следствии, необходимости, случайности, свободе, особенном, единичном, общем и т. д.

Специальная методология строится на основе общей, но включает ряд специфических принципов, теорий, способов исследования, относящихся именно к конкретной науке, ее предмету. Это особенно ярко проявляется в психологии, которая тесно связана с философией.

Методология психологической науки как общетеоретическое учение о сущности психики, путях и методах ее исследования строится на основе диалектического материализма, его мировоззренческих принципов, гносеологии и диалектической логики. Вместе с тем она включает ряд общих положений психологии, социологии, биологии, физиологии и других наук о человеке, деятельности, причинах развития и изменения личности. Методология психологии высшей школы наряду с диалектическим материализмом основывается на положениях общей психологии, психологии студенческого возраста, социальной психологии личности студента, преподавателя, студенческого и кафедрального коллектива.

Советская психологическая наука, в том числе и психология высшей школы, руководствуется положениями о том, что:

психика человека – это высший продукт развития материи, функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности;

психические процессы – это субъективные образы объективной реальности;

личность и деятельность человека находятся в единстве, психика проявляется и формируется в деятельности; важнейшие стороны психики человека социально обусловлены. Это не дар природы, а результат воздействия общества, воспитания, обучения, которые приводят к развитию логического мышления, высших чувств, воли, мотивов поведения человека и, следовательно, его сознания;

внешние воздействия влияют на человека через его внутренний мир (психические состояния, опыт, качества и т.д.).

Методологические вопросы изучения той или иной психологической проблемы могут носить как теоретический, так и более узкий, конкретный или просто прикладной характер.

Общая и специальная методология позволяет создать концепцию исследования того или иного явления и, следовательно, анализировать экспериментальные и другие факты с точки зрения, определенного общетеоретического их понимания. При этом важно руководствоваться марксистскими принципами познания: объективности, партийности, детерминизма, историзма, развития, единства теории и практики. Применительно к высшей школе это означает, что
личность и деятельность студента, преподавателя, весь вузовский учебный процесс должны изучаться с точки зрения обусловленности общественными отношениями, потребностей народного хозяйства, классовой направленности образования. Это целиком относится к осуществлению системного подхода в психологических исследованиях проблем высшего образования.

Расчленяя изучаемое психологическое явление, процесс вузовского образования на составляющие, раскрывая характер их взаимосвязи, нельзя упускать из виду цели подготовки специалистов, социальные и профессиональные требования к ним и т. д. Исследователю необходимо различать объект и предмет исследования. Объект исследования – это часть объективной реальности, т. е. реальности, существующей независимо от нашей воли, нашего сознания, которую надлежит исследовать. Предмет исследования, как и объект, определяются самим исследователем. Предметом исследования обычно является какая-то сторона, часть, какое-то свойство, отношение объекта исследования. Предмет исследования всегда указывает на конкретную сторону объекта, которая подлежит изучению. «Объект исследования» - понятие более широкое, чем понятие «предмет исследования». Объект исследования – это целое, предмет же исследования – его часть, его свойства, признаки, отношения. Например, объектом исследования может быть студент, а конкретным предметом исследования – его успеваемость, его характер, способности.

Направленность исследования на один объект предполагает возможность исследования и других предметов.

Важным является определение показателей изучаемого явления, процесса. Для целей психологического исследования полезно найти объективные показатели психических явлений. Обычно в качестве показателей берутся действия (их темп, точность и т. п.), результаты решения задач, тестов, величины физиологических сдвигов (частоты пульса, дыхания, величина кровяного давления и т. д.). Но если ограничиться регистрацией только объективных показателей, например, времени, затраченного на выполнение задачи, числа ошибок и т. п., то собственно психические закономерности могут оказаться не изученными.

Нужно правильно уметь соотносить объективные показатели с психическими явлениями, знать, какой из них и какому явлению психики соответствует. Например, такие объективные показатели дисциплинированности, как точное выполнение студентом учебных заданий, соблюдение порядка на занятиях, собранность, аккуратный внешний вид, соответственно характеризуют такие психические (субъективные) явления, как отношение студента к нормам поведения, его умение управлять собой в различных ситуациях, навыки и привычки дисциплинированного поведения. Очевидно, что не выявив объективные показатели тех или иных психических явлений, не определив их уровень, динамику и т. п., а тем более не изучив их соотношение с психическими явлениями, нельзя глубоко познать дисциплинированность как сложную черту характера.



Л. В. Златков, исходя из того, что волевые качества выражают личность, ее мотивы, знания, опыт, особенности ума и т. д., показал, что индивидуальные различия в качествах связаны с силой и полнотой (СП), устойчивостью (У) и широтой (Ш) их проявления в различных видах деятельности. Критерием уровня развития любого волевого качества служит сочетание У и Ж с СП. При этом У и Ш имеют в различных сочетаниях с СП различный вес. Самый высокий уровень развития данного волевого качества имеется при сочетании большой силы и полноты проявления с большой устойчивостью и широтой (СП5 У5 Ш5). Самый низкий уровень проявления волевого качества имеется при сочетании СП1 У5 Ш5, т. е. тогда, когда слабость волевого качества обнаруживается постоянно (устойчиво) во всех сферах деятельности.

В другом исследовании структуры интеллектуальных возможностей студентов были избраны следующие показатели (критерии):

1. Изменение в соотношении образного и абстрактного компонентов в процессах памяти, мышления и познавательной деятельности в целом. При этом учитывалось, в какой степени студент способен успешно осуществлять самостоятельный анализ сложного учебного материала, требующего более высокого уровня абстрактного мышления (преобладание теоретического над фактическим материалом или наоборот: много фактического материала, но недостаточно теоретических обобщений, выводов).

2. Уровень эмоционально-волевых качеств личности, необходимых для напряженной, длительной и самостоятельной деятельности студента.

3. Изменения в уровне и направленности самосознания, самоанализа и самооценки, характеризующих личность с точки зрения ее подготовленности к осуществлению целенаправленного умственного самовоспитания.

4. Усиление речевых возможностей студента.

5. Повышение интереса к вопросам логики мышления.

Некоторые показатели изучаемого явления, процесса могут носить косвенный характер. Например, работоспособность студента с достаточной степенью точности можно характеризовать средним баллом оценок в аттестате о среднем образовании. На первом и втором курсах 1/3 часть слабых студентов, имеющих средний балл в аттестате 3-3,5: на их долю приходится 60% неудовлетворительных оценок на экзаменах и только 2-2,5% отличных оценок. Слабые студенты в большинстве случаев исключаются из вуза на первом и втором курсах.

Основной причиной пропуска занятий является состояние здоровья студентов, что связано с нарушением режима питания, отдыха и занятий как в течение дня и недели, так и в течение семестра.


Таким образом, методологию психологических исследований в высшей школе составляют положения диалектического материализма и советской психологической науки о сущности психики, о единстве сознания и деятельности, марксистские принципы научного познания, обобщенные в требованиях к процессу исследования психических явлений в специфических условиях вузовского обучения и воспитания.

Методы психологии высшей школы – это способы исследования психических особенностей деятельности студентов, преподавателей, руководящего состава вузов, студенческих, преподавательских и других коллективов.

Для научного решения какой-либо проблемы обычно нужно применить комплекс методов, разработать и реализовать определенную методику (совокупность методов в действии).

Понимание, определение и выбор методов зависит от методологии. Так, прагматическая бихевиористская методология рекомендует метод регистрации реакций на определенные стимулы и этим самым сводит исследования психики к изучению внешнего поведения. Идеалистическая методология, вытекающая из понимания сознания как замкнутого в самом себе особого явления, никак внешне не проявляющегося, утверждает метод самонаблюдения (интроспекции) в качестве главного метода психологии.

Только диалектико-материалистическая методология позволяет продуктивно, подлинно научно подойти к решению вопроса о методах психологии. Исходя из положения о единстве сознания и деятельности, можно заключить, что важнейшими методами психологии высшей школы являются наблюдение и эксперимент.

Объектом метода наблюдения являются действия и поступки студентов, преподавателей. С помощью наблюдения можно изучать чувства, волевые, моральные и другие качества человека. Наблюдение результативно, если внешняя картина поведения и внутренний мир человека соотносятся на основе научных знаний. Например, изучение частоты обращения студента к тем или иным источникам информации (кино, радио, телевидение, художественная литература, литература по специальности, лекции и т. д.) привело исследователей к выводу, что только специализация целей и «полифункциализм», т. е. удовлетворение ряда потребностей посредством обращения к одному источнику, дают возможность усилить эффект воздействия источника информации на личность.

Наблюдение должно иметь ясную цель
, план, проводиться систематически, в разных условиях деятельности студентов. Оно, в отличие от эксперимента, предполагает невмешательство в наблюдаемые явления психики, поэтому является достаточно трудоемким, хотя и результативным методом исследования. Наблюдающий видит явления в естественной форме, что очень ценно, ибо дает возможность точнее их охарактеризовать. При изучении некоторых вопросов метод наблюдения оказывается единственно возможным, например, изучение группового внимания на занятиях, переживаний студентов, получивших на экзамене двойку, и т. п.

Метод эксперимента более активен, чем метод наблюдения. Он дает данные, необходимые и для описания, и для объяснения психических явлений. В эксперименте создаются и изменяются специальные условия для того, чтобы вызвать изучаемый процесс и влиять на его течение. Это дает возможность получить количественные и качественные характеристики исследуемого явления.

Анализ психофизиологических механизмов чтения, наблюдения за чтением студентов позволили предположить, что у них имеются значительные резервы ускорения чтения без ущерба для понимания. Однако эти резервы могут быть реализованы лишь в результате проведения специальных целенаправленных занятий по овладению новой техникой чтения.

Практический эксперимент с первокурсниками состоял из 16 занятий по 45 минут. Периодичность занятий -- два раза в неделю. Общая длительность курса обучения -- два месяца. Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что количество прочитанных знаков в минуту после обучения увеличилось примерно в два раза по сравнению с первоначальным. Различают лабораторный и естественный эксперимент.

Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, обычно с применением приборов, аппаратуры и других технических приспособлений. Испытуемое лицо знает, что над ним проводятся опыты.

Естественный эксперимент проводится в обычных жизненных условиях, на лекции, семинаре, экзамене и т. д. Он может быть направлен на формирование навыков, мышления, чувства коллективизма, дисциплинированности, выявление условий эффективности педагогического труда и т. д. При этом испытуемое лицо не знает и не догадывается, что над ним проводятся опыты. Общее между лабораторным и естественным экспериментами состоит в том, что во время экспериментов исследуемое явление вызывается к жизни по воле экспериментатора, вызывается столько раз, сколько это необходимо для его полного научного изучения.