Файл: Содержание Введение стр. Предмет и задачи в высшей школе стр. Методология и методика психологических исследований в высшей школе стр. Заключение стр. Список используемой литературы стр. Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Беседа дополняет наблюдение и эксперимент. Человек в состоянии подметить и объяснить другим особенности своего поведения и субъективного состояния в той или иной ситуации. Условием успеха беседы является доверие к исследователю, создание благоприятной психологической атмосферы общения с испытуемым и т. д. Некоторую информацию дает внешнее поведение испытуемого, интонация его речи.

В беседе с известной степенью достоверности могут быть выявлены мотивы человека, уровень его мышления и т. д. Например, познавательная беседа опытного преподавателя с абитуриентом может дать полезные сведения о его личности.

Она позволяет выявить наиболее талантливых людей для обучения в одном из ведущих вузов нашей страны.

Метод анализа деятельности студентов и преподавателей, практики учебно-воспитательной работы в целом дает много полезных сведений о развитии отдельных студентов и студенческих коллективов, об условиях эффективного руководства ими, их воспитания. Деятельность студентов многообразна: учебная, общественная, научная. Учебная работа, общественно-политическая практика, трудовой семестр ставят перед студентами не условные, а реальные испытания, степень преодоления которых все точнее и объективнее позволяет судить о становлении их личности, гражданских и профессиональных качествах.

Метод тестирования (решения задач) позволяет изучать уровень притязаний студентов, их способности и другие особенности. Метод опроса и анкетирования применяется для изучения мнений, отношения студентов к различным событиям. Этот метод реализуется как путем свободных ответов испытуемых на те или иные вопросы, так и путем выбора ими готового ответа из нескольких предложенных на вопросы анкеты.

были получены следующие ответы (опрашивалось 250 человек):

1. По радио и телевидению - 62,5 - 70%.

2. Печать (справочник) - 45,7 - 50%.

3. От студентов и преподавателей - 4,7 - 6,3%.

4. День открытых дверей

На вопрос «Чем руководствовались при поступлении в институт и выборе данной специальности?» («Почему вы решили учиться в нашем институте?») были получены ответы:

1. В институте есть специальность, которой хотел бы овладеть - 54,7%.


2. Посоветовали родители, знакомые, студенты института - 36,6-40,6%.

3. Небольшой конкурс -13-23,5%.

4. Имеется общежитие - 4,7-6,3%.

5. Работал по близкой специальности - 7,6-7,8%.

6. Случайно - 6,3-7,8%.

В психологии высшей школы используются мнения – оценки опытных преподавателей (своего рода – экспертные оценки) о преимуществах или недостатках тех или иных методов преподавания, о требованиях к лекции, семинару и т. д.

Заключение
Среди научных дисциплин и всей системы подготовки специалистов с высшим образованием важное место принадлежит психологии высшей школы. Научное содержание этой дисциплины составляет необходимую часть теоретического и практического арсенала современного преподавателя и руководителя вуза.

Для ускорения темпов прогресса во всех сферах жизни необходимо обеспечить воспитание и обучение всесторонне развитых и профессионально подготовленных людей. В числе наук, которые активно служат развитию главной производительной силы общества – человека, его способностей и дарований, увеличению пользы, которую он приносит обществу, одно из центральных мест принадлежит психологии. Будучи тесно связанной с общественными, естественными и техническими науками, она расширяет диапазон своей проблематики и включается, преодолевая известную диспропорцию в развертывании исследований, в решение задач высшего образования, в научное обоснование коммунистического воспитания студентов высшей школы, изучение особенностей их деятельности и деятельности преподавателей, в научный поиск путей и условий, реализация которых может повысить эффективность и качество подготовки высококвалифицированных специалистов.

Список литературы


  1. М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. "Психология высшей школы"

  2. Фанис Шарипов: «Педагогика и психология высшей школы». Учебное пособие

  3. М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович. «Психология высшей школы»