Файл: Формы государственного устройства ( Форма государственного устройства как элемент формы государства ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
Парламентская республика - это форма правления, где правительство формируется парламентом из числа лидеров различных политических партий, имеющих большинство голосов в парламенте. Парламент может выдвинуть вотум доверия либо недоверия главе государства (канцлеру, премьер-министру, председателю совета министров), через голосование.
Официально главой и руководителем государства является президент, который избирается на свою должность парламентом страны, либо коллегией, группой выборщиков, или прямым равным голосованием населения, граждан. Президент играет незначительную роль в управлении государством, его деятельность ограничивается представительскими функциями. Главой правительства является премьер-министр, назначаемый парламентом, путем голосования.[8]
Примерами современных парламентских республик могут быть: Швейцария, Италия и многие другие страны.
Президентская республика – это форма правления, при которой президент, осуществляет полномочия и одновременно является, как главой государства, так и главой правительства, избирается путем прямых или косвенных выборов, то есть непосредственно избирается населением или же коллегией выборщиков.
К признакам президентской республики можно отнести следующие:
правительство не отвечает перед парламентом;
правительство подотчётно только президенту;
в руках президента сосредоточена военная, политическая, социально- экономическая власти;
иногда у парламента отсутствует право выдвинуть вотум недоверия;
внепарламентский способ формирование правительства и избрание президента;
президент является главой государства и правительства.
Примерами президентских республик могут быть: Соединённые Штаты Америки, Франция. Иногда президентскую республику называют еще дуалистической республикой, показывая этим факт сосредоточение сильной исполнительной власти в руках главы государства (президента), а законодательной в руках у парламента страны.
В современной России президент имеет достаточно большие полномочия. Поэтому некоторые ученые и специалисты относят форму правления в России и характеризуют её как суперпрезидентскую.
Смешанные республики – форма правления, при которой правительство отвечает и перед президентом, и перед парламентом.
Признаки смешанной республики:
парламент и президент избираются народом;
главой государства является президент;[9]
президент назначает главу правительства и министров;
президент председательствует (как правило) на заседании кабинета министров и утверждает его решения;
парламент может вынести вотум недоверия правительству;
парламент ежегодно утверждает бюджет страны, таким образом, может контролировать правительство.
Форма государственного устройства – это внутреннее территориальное устройство государства (деление на составные части – административно-территориальные единицы, суверенные государства и тп.) и характер взаимоотношений между центральной властью государства и составными частями государства. Это еще один важный элемент формы государства.
Выделяют две основные формы государственного устройства: федеративное государство и унитарное. Так же рассматривают конфедерацию, как особую форму государственного устройства.
Унитарное (от латинского «unus» – один, единственный) государство – это единое, целостное государство, состоящее из отдельных административно- территориальных единиц, не обладающие признаками государственности, выступающие от государства в целом.
Унитарное значит простое, неделимое. Административно- территориальные единицы не могут обладать полной политической самостоятельностью. Большое внимание в юридической литературе уделяется унитарной форме государства.[10]
Характерные черты унитарного государства:
всегда единое государственное образование;
государство делится на административные территориальные части;
общие высшие органы государственной власти;
единая судебная система;
единая конституция;
общая налоговая система;
единое гражданство (отдельные административно-территориальные единицы собственного гражданства иметь не могут).[11]
В унитарном государстве все взаимодействия с «другими участниками международных отношений осуществляют и выполняют центральные органы, которые являются официальными представителями страны» на международном поприще. Только государство владеет монопольным правом на налогообложение, а не его определенная территория. Местные налоги и сборы, как правило, санкционируются государством.
Унитарная форма государственного устройства свойственна небольшим по территории государствам. Весьма условными примерами могут быть такие страны как Дания, Англия, Голландия, Монголия и другие. Их нельзя обозначить как чисто унитарные государства, поскольку их форма является своего рода переходной из унитарного в федеративное государственное территориальное устройство. И, как правило, являются классическими, доктринальными примерами унитарных государств.
Федеративная форма государственного устройства. Федеративное (от латинского foederatio – объединение, союз) государство – это единое союзное, составное государство, состоящее из двух или более относительно самостоятельных государств или государственно подобных образований, имеющие признаки государственности.[12]
Каждый из субъектов или частей федерации, обладает своим собственным административно-территориальным делением. Помимо, федеральных органов, как правило, имеет свои собственные высшие органы государственной власти, судебные, органы управления, фискальные, правоохранительные и другие. Обладает своей конституцией или уставом, а также в нередких случаях законодательством. Некоторыми авторами допускается наличие в субъекте федерации собственных вооруженных, военных формирований и возможность иметь собственное гражданство.
Федеративное устройство значит сложное, составное. Основная причина формирования федеративных государств, большие территории (с помощью унитарной формы государственного устройства сложно контролировать большие территории).
Сейчас в мире насчитывают более 20 федеративных государств. Они располагаются по всему миру: в Европе (Россия, Швейцария); в Америке (Канада, Мексика, Соединенные Штаты Америки,); в Азии (Индия, Малайзия).
Принципы образования и функционирование федеративного государства:[13]
добровольное объединение государств или государственно подобных образований с признаками государственности в федерацию;
равноправие субъектов федерации независимо от величины их территории, численности населения, экономического потенциала, климатических и прочих факторов;
плюрализм и демократизм во взаимоотношениях субъектов федерации между собой и с гражданами. Широкая возможность граждан активно и беспрепятственно участвовать в федеральных и региональных политических процессах;
принцип законности и конституционности, означающий строгое и неуклонное соблюдение федерацией и субъектами федерации, федеративными и всеми остальными органами, и организациями обычных и конституционных законов как в отношениях друг с другом, так и с гражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными и иными общественно политическими органами и организациями.
Вхождение должно быть добровольным (формальным). Входя в состав, они ограничивают свою суверенность. Выход должен быть так же добровольным, но с согласия федеральной власти. Для образования союза между частями должно быть экономическое равенство. Вопрос о входе и выходе частей является актуальным.
В науке также выделяют такую форму государственного устройства как конфедерация. Конфедерация – это союз, объединение суверенных государств, которые, как правило, распадаются или переходят в федерацию. Государства, входящие в конфедерацию остаются суверенные (при желании могут всегда выйти). Конфедерация – временное устройство. Государства объединяются в конфедерации для достижения определенных экономических, военных, политических и других целей.[14]
Государственно политический режим. Политический (государственный) режим – это совокупность средств, приемов и способов осуществления государственной власти. Доведение этой власти до населения. Это понятие складывается где-то к середине 19 века.
Оказывает влияние на форму правление и форму государственного устройства.
Признаки политического режима (политический режим включает в себя такие признаки как):
уровень участия народа в способах и механизмах формирования власти государства, а также сами способы такого формирования;
соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;
гарантированность прав и свобод личности;
характеристика действующих механизмов и способов осуществления власти в государстве;
степень реализации политической власти непосредственно народом;
действительное положение средств массовой информации, гласность в обществе и прозрачность работы государственного аппарата;
место и роль негосударственных структур и организаций в политической системе общества;
соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;
доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и тому подобных) при осуществлении политической деятельности;
юридическое положение и политическая роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и другие);
мера политического многообразия, в том числе многопартийности.
Государственный политический режим, как правило, подразделяют на два вида: народный (демократический) и антинародный (антидемократический).
Демократические государственные режимы. Демократический режим (от греч. democratia – власть народа, народовластие). Демократия означает не только народовластии, а так же предполагает наличие равных условий между людьми. Однако, в действительности не существуют таких государств, в которых весь народ осуществлял бы политическое управление и руководство страной. Это своеобразный идеал, к которому должны стремиться современные развитые и развивающиеся государства.
Антидемократические государственные режимы. При антидемократическом режиме граждане значительно ограничены в правах и свободах. Как правило, отсутствуют оппозиционные партии. Так же характерной чертой является сильная исполнительная власть. Глава государства или глава правительства имеет огромные властные полномочия. Парламент и другие государственные органы имеют формальный характер.
Антидемократический режим подразделяется на две разновидности (две формы): авторитарный и тоталитарный.[15]
Тоталитарный (от латинского totus – весь, полный, целый) режим.
Общие характерные черты, присущие всем формам тоталитаризма. При тоталитарном режиме государство контролирует все сферы общественной жизни. Человек должен полностью подчиняться власти и идеологии, исповедующиеся в этом государстве.
Авторитарный режим. Это что-то среднее между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Авторитарный режим более мягкий, щадящий, чем тоталитарный, но более жесткий, чем демократический.
Авторитарный режим – это государственное и политическое устройство общества, в котором вся политическая власть общества принадлежит и осуществляется определенным субъектом. Им может быть: класс, элитная группа, партия и иные.
Таким образом, в заключении хотелось бы сделать вывод, о том, что форма государства имеет тесную связь с государственной властью.
2. ФЕДЕРАЦИИ – ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ФОРМ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
2.1. ПОНЯТИЕ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ЕЁ СОЗДАНИЯ. ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
На протяжении многих веков, люди, населявшие определенный континент или материк объединялись для того, чтобы создать мощные союзы, способные противостоять внешним агрессорам, вторгавшимся в их обособленное пространство. Таким образом, постепенно стали появляться прообразы первых городов-государств.
Федерализм как форма организации общественных отношений в рамках определенной государственности используется человечеством уже на протяжении более двухсот лет.