Файл: Формы государственного устройства ( Форма государственного устройства как элемент формы государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исторически федерации возникали двумя способами: договорными и конституционными. При договорном способе независимые государства объединялись в федерацию, заключив между собой договор об объединении. Так Соединённые Штаты Америки и Швейцария возникли в результате объединения независимых штатов и кантонов. После принятия Декларации Независимости тринадцатью штатами Северной Америки в 1776 году они в 1777 году образовали «вечный союз» подписав «Статьи Конфедерации».

Соединённые Штаты Америки образовались в результате войны между английскими колонистами против метрополии в 1775 – 1783 годах. В 60 годах XVIII века нарастает активное сопротивление колоний против колониального господства Великобритании, которая стремилась противостоять стремлению к самостоятельности и экономической независимости североамериканских колоний. Вопрос об отделении от Англии еще не возникал. В то время требования колонистов ограничивались, лишь желанием получить такой же политико-правовой статус в колониях какой был в самой Великобритании. В 70 годах требования колонистов становятся более радикальными, за их основу берется естественно-правовая доктрина, возникшая в то время в Западной Европе.

В 1787 году была принята конституция Соединённых Штатов Америки, которая не ликвидировала автономию штатов, но противопоставила ей единую, сильную центральную власть. Таким образом, конфедерация превратилась в федеративное государство. Швейцарский федерализм же возникла еще в 1291 году на основе союза трех кантонов и стала первой федерацией в истории.

Конституционные федерации, создавались на основе конституционного документа, в котором центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий. Так Германия стала федерацией после принятия в 1949 году своего основного закона. Конституция была построена на началах федерализма: федерация и ее субъекты «самостоятельны в своем бюджете и независимы друг от друга». Каждая из земель имела свой парламент (ландтаг) и свое правительство.

История развития и становления, положение федераций и ее частей, субъектов в каждом случае имеют свои особенности. Анализ этих особенностей дал ученым – государствоведам, основание выделить различные концепции федерального устройства.

В основе концепции координированного федерализма, лежит идея разделения полномочий между федерацией и ее субъектами таким образом, что оба уровня управления, рассматриваются как независимые друг от друга, обладающие одинаковым статусом и строго разграниченной компетенцией.


«Однако, в чистом виде эта концепция не действует ни в одной стране, так как невозможно полностью разграничить предметы ведения между федерацией и ее субъектами».

Более распространенной является концепция кооперативного федерализма. В ее основе – взаимодействие и взаимозависимость федерации и ее субъектов, при осуществлении ими своих полномочий. Кооперативный федерализм реализуется через механизм вертикального и горизонтального сотрудничества. Для этого создаются региональные объединения групп субъектов федерации, особые федеральные органы, которые имеют своей задачей сглаживать возникающие между центром и регионами противоречия. Сторонники этой концепции утверждают, что объединившиеся государства сохраняют свой суверенитет, имеют право на изменение федеральной конституции и выход из состава федерации.

В основе концепции дуалистического федерализма, лежит теория двойственности суверенитета в федерации: признание суверенитета самой федерации и суверенитета ее субъектов. Эта теория нашла свое применение в социалистическом праве.

Истоки федерализма берут свое начало в Англии в восемнадцатом веке. В отношении государства слово «federalism» стало впервые употребляться именно там.[16]

Распад британской колониальной империи и создание отдельных, независимых государств начинается после первой мировой войны. В это время начинается колониальный кризис в Англии. Начинаются крупные волнения в британских колониях и зарождение протестных движений. В результате этого процесса колонии начинают освобождаться и получают самостоятельность. Афганистан с 1922 года, Ирландия с 1921 года, Египет с 1922 года. К концу 1930 годов полностью получили независимость бывшие британские колонии: Австралия, Канада, Новая Зеландия и другие страны.

В конце девятнадцатого начале двадцатого веков популярность федерализма в мире значительно возросла, и это обоснованно, ведь в начале девятнадцатого века федерализм стал широко распространенным понятием не только в политической и правовой литературе, но и в средствах массовой информации. «К тому же, немаловажную роль в данном процессе сыграла активизация процессов национального самоопределения буржуазных государств». В наше время, внимание к федерализму не ослабевает, поскольку данная форма государственного устройства тесно связана с жизнью миллионов людей по всему миру.

Современное значение термина федерализм сформировалось в годы революции в Америке.[17]


В научной и учебной литературе такой термин как федеративное государство является и понимается весьма неоднозначно. Существуют множество различных определений федерации.

Так, часть ученых считают, что федеративное государство или федерация, является одной из основных форм организации государства, имеющая сложную структуру, которая состоит из нескольких государств или государственно подобных образований, обладающих конституционно закреплённой политической самостоятельностью вне пределов ведения и полномочий общего государства в целом.

С точки зрения других авторов федерация, является более сложным государством, по сравнению с унитарным. Составными элементами этого государства, в разных странах именуемые по-разному, но чаще всего субъектами федерации, обладают определённой или частичной политической самостоятельностью. И им присущи ряд характерных признаков и черт государства.

Наиболее последовательно концепцию федерации как совокупности государств, или государственно подобных образований, обосновал В.Д. Перевалов, который рассматривал федерацию, как сложное, составное союзное государство, части которого являются государствами или государственно подобными образованиями, обладающими суверенитетом. В.Д. Перевалов тем самым обосновывает концепцию полного суверенитета субъектов федерации, таким образом отождествляя субъект федерации с самим государством.

Таким образом, можно сделать промежуточный вывод, о том, что федерация как форма государственного устройства – представляет собой сложное, составное, состоящее из нескольких относительно самостоятельных государств или государственно подобных образований, обладающими признаками государственности, суверенное государство, власть которого исходит от отдельных его членов, связанных в одно государственное целое.

При этом следует отметить, что вхождение в состав федерации должно быть добровольным, формальным. Государства или государственно подобные образования, обладающими признаками государственности, имеют право на выход из состава федерации. Также как и вход он должен быть добровольным и иметь согласие федеральной власти.

Субъект федерации не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, области, края, республики, земли или федеральные земли. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно — многие ныне существующие конфедерации по своему устройству очень близки к федерациям или даже почти являются федерациями.


«Предназначение федеративного государства, направленного на соединение политических или территориальных образований в единое государство». Федерация стремится соединить различные центры власти, свести их к единству, сохраняя их автономность во взаимоотношениях между собою и властью федерации.

Наибольшую часть территории федеративного государства занимают части, субъекты федерации. Наряду с субъектами в состав многих федераций входят и другие территории: федеральный округ – это, как правило, столица с находящимися по близости окрестностями, федеральные территории, а также федеральные владения. Федеральные территории могут находиться под управлением федеральных властей, а могут иметь и ту или иную степень самостоятельности и самоуправления.[18]

Принято выделять следующие признаки федерации:

Определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов. Данный признак означает, что каждый субъект, вступивший в федерацию, имеет право, создавать свои нормативно-правовые акты.

К примеру, в Российской Федерации, в части 2 статьи 5 Конституции Российской Федерации указывается: «…что республика имеет свою конституции и законодательство, которое регулирует широкий круг общественных отношений, возникающих при решении вопросов, как отнесенных к предметам совместного ведения в Российской Федерации, так и исключительного республиканского ведения»;

Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации; Данный признак означает, что наряду с высшей федеральной властью, которая существует в стране, свою власть вправе осуществлять субъекты федерации;

Наличие двух систем законодательства: общефедеральной и субъектов федерации. Данный признак означает, что помимо федерального законодательства, которое зачастую представлено в виде Кодексов, Федеральных законов, иных нормативно-правовых актов, существуют законодательные акты субъектов федерации, которые наряду с федеральным законодательством имеют юридическую силу на территории данного субъекта;

В двухпалатном парламенте одна из палат представляет интересы субъектов: При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации; Допускается наличие двойного гражданства (не во всех федерациях); Двухканальная система налогов; Разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов; Единство экономического пространства – наличие общефедеральной налоговой и денежной систем; Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.


Для того, чтобы более подробно разобраться в федеративной форме государственного устройства, прежде всего, следует выделить ряд основополагающих принципов образования и функционирования федеративной системы.

Государственная целостность как один из важнейших принципов состоит в том, что федерация состоит из республик либо штатов, государственно-территориальных и национально-государственных образований, «созданных для достижения общих целей с помощью федеральной власти». Однако они являются одним целым государством, а не отдельными государствами в составе федерации, таким образом, принцип государственной целостности, означает объединение всех субъектов, под единым государственным руководством. Единство системы государственной власти заключается в том, что на всей территории федеративного государства осуществляется взаимосвязанная единая политика по управлению государством в рамках федерации. Также это предполагает стремление субъектов федерации к государственному, политическому и социально- экономическому единству, которое выражается в целостности федерации.[19]

Равноправие субъектов федераций независимо от величины их территории, численности населения, экономического потенциала. Данный принцип означает, что все субъекты (республики, автономные области), находящиеся в составе федерации имеют равные права, независимо от занимаемой территории в составе федерации и населения, проживающего на данной территории.

Плюрализм и демократизм во взаимоотношениях субъектов федерации между собой и с гражданами. Данный принцип, прежде всего, направлен на решение возникающих вопросов федерации, с учетом мнения всех субъектов входящих в состав федерации. Более того, даже если мнение отдельных субъектов по конкретному вопросу не совпадает с мнением большинства субъектов, остальные должны прислушиваться и решать возникающие конкретные, к примеру, правовые задачи с учетом мнения отдельных субъектов. То же самое, касается взаимодействия между гражданами и субъектами федерации.

Широкие возможности граждан активно и беспрепятственно участвовать в федеральных и региональных политических процессах.

«Соблюдение законности и конституционных прав, означает строгое и неуклонное соблюдение федерацией и субъектами федерации, федеральными и всеми остальными органами и организациями обычных и конституционных законов как в отношении друг с другом, так и с гражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными и иными общественно-политическими органами и организациями». Права и свободы граждан должны строго соблюдаться в соответствии с законом.