Файл: Человеческий фактор в управлении организацией ( Теоретические основы влияния человеческого фактора в управлении организацией ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы влияния человеческого фактора в управлении организацией
1.1 Основы влияния человеческого фактора
1.2 Роль человеческого фактора в управлении
2. Анализ человеческого фактора в управлении отелем «Булгар»
2.1 Общая характеристика отеля «Булгар»
2.2 Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений
Содержание:
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что человек приходит в организацию не для достижения целей организации, а для достижения своих личных целей и на это оказывает влияние человеческий фактор. Приходит только потому, что коллективный труд, тем более с использованием оборудования и ресурсов организации, более эффективен с точки зрения достижения его личных целей. А «цель организации не имеет значения для отдельного человека» (Чарльз Барнард).
В управлении организацией человеческий фактор имеет два основных направления:
Человеческий фактор в управляющей системе – в принятии решений.
Человеческий фактор в управляемой системе – при исполнении принятых решений, решений руководства требований нормативных документов (инструкций, положений, регламентов…).
Человеческий фактор в принятии решений - целеполагании
Личные цели доминируют и у руководителей нижнего и среднего звена, и у топ-менеджеров, и даже у руководителя организации, если он не собственник. Личные цели доминируют даже тогда, когда несколько руководителей являются собственниками и такие организации часто распадаются на единоличные. И проблема в том, что результат принимаемого решения ничем не определен – соответственно он и не поддается контролю. Например, начальник отдела снабжения заключает договор с «откатом» – результат достигнут – организация получила необходимые ей материалы. Только часть финансовых ресурсов организация потеряла – они пошли в карман начальнику отдела снабжения, и он серьезно мотивирован на такую оппортунистскую деятельность – деятельность во вред организации.
Аналогично может действовать и любой руководитель, принимающий решения и определяющий, какой результат получит организация от принимаемого решения (какой личный результат от принятого решения получит и он).
Эффективное принятие решений возможно только в том случае, если человек несет ответственность за принимаемые решения (Френк Найт). Для чего необходим контроль, в противном случае принимаемые решения будут иметь основную направленность на достижение личных целец. И самым адекватным контролером является потребитель продукции организации (Френк Найт). Соответственно принимаемые решения должны оцениваться с точки зрения результата, который потребитель дает организации, за те решения, за которые потребитель "голосует рублем".
Контроль коллектива естественной организации – это самый эффективный контроль. Ведь коллектив здесь полностью заинтересован в результате, получаемом от потребителя.
Цель работы – изучить человеческий фактор в управлении организацией.
Для раскрытия цели в работе поставлены задачи:
- изучить основы влияния человеческого фактора;
- проанализировать роль человеческого фактора в управлении;
- дать общую характеристику отеля «Булгар»;
- рассмотреть факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений в отеле «Булгар».
Предмет работы – теоретические и практические вопросы роли человеческого фактора в управлении организацией.
Объект работы – отель «Булгар».
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения.
1. Теоретические основы влияния человеческого фактора в управлении организацией
1.1 Основы влияния человеческого фактора
В настоящее время возрастает мобильность технологий, которая дает широкие возможности не только работникам организаций, но и обычным пользователям, но с другой стороны, влияет на эффективность работы, конкуренцию, безработицу и качество жизни[15, с.78].
Современный мир настолько компьютеризировался, что уже трудно представить жизнь без компьютеров. Но до сих пор встречаются организации, которые управляют документооборотом вручную. Поэтому возникает необходимость решить эту проблему с помощью постепенного внедрения системы электронного документооборота (СЭД). Таким образом, чтобы работники с низкой квалификацией или отсутствием практики работы с ПК могли без ущерба себе и организации научиться основным навыкам пользования ПК[2, с.90].
Но одна из главных проблем внедрения СЭД помимо траты ресурсов и времени на переквалификацию работников является беспорядок на рабочих столах сотрудников и, заканчивая глобальным, существующим в масштабах всего предприятия непониманием всей важности документации, превращает внедрение СЭД в нелегкую задачу. Но не стоит забывать о том, что во многих банках, библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других ПС, уже активно используется СЭД, при этом человеческий фактор участвует, в основном, опосредовано. Все действия выполняет машина, а человек помогает. Но никто не застрахован от ошибок и сбоев, поэтому в настоящее время необходимо максимально минимизировать ошибки со стороны работников и машин[12, с.90].
Довольно давно люди задумались о влиянии человеческого фактора на различные сферы деятельности. Так, например, Н. Веремей в своей статье «Факторы, влияющие на эффективность проектирования и внедрения системы электронного документооборота» пишет о том, что человеческий фактор является одним из главных составляющих при управлении информационными ресурсами. Ведь именно человек обрабатывает до 90% информации, но из-за нехватки знаний относительно методов хранения информации и обеспечения безопасности, например, документации влечет за собой серьезные последствия, а при попытке передать, распространить, а иногда даже обработать без сторонней помощи сложно, поэтому необходимо максимально упростить задачу с помощью ПК, но при этом опорным звеном должен оставаться человек [1, с.9].
А. Ложкин рассматривает человеческий фактор с позиции отрицательного влияния на информационные ресурсы. Он считает, что именно он тормозит результативность работы. С его стороны большее предпочтение отдается компьютеризации [2, с.190].
Согласно информационному ресурсу «Direct Management» люди при работе с информационными ресурсами в большинстве случаев не могут ужиться с нововведениями. Поэтому приходиться работать с книгами, архивами, документами вручную, от чего часто возникают ошибки и тратится много времени. С другой же стороны, при совместной работе человека и ПК во много раз возрастают потенциальные возможности. Он может свободно найти нужную страницу в книге, отрывок, оперативно найти персональные данные человека, а также быстро провести сторонние операции[3, с.90].
Проблема влияния человека на информационные ресурсы рассматривается всеми по-разному. Каждый пытается решить эту проблему в отдельности, но правильным решением будет, если попытаться найти возможность совместной работы человека и машины. Например, если дело касается организации, то руководству стоит организовать специализированные курсы, чтобы те, кто не знаком с ПК могли научиться им пользоваться без потери работы; документы стоит хранить работникам как в электронном, так и бумажном виде, чтобы снизить риск потери информации. Если дело касается пользователя, которому необходимо записать или обработать информацию, то лучше всего пользоваться ПК[18, с.90].
Таким образом, в процессе управления информационными ресурсами необходим компромисс между человеческим и технологическим факторами, чтобы работа с информационными ресурсами проходила в разы оперативнее и качественнее.
1.2 Роль человеческого фактора в управлении
В ХХI веке, когда мир реально превратился в большую коммуну, а экономика стала глобальной – без постоянного совершенствования макро- и микроэкономических систем управления на уровне: отдельного бизнеса, межнациональных корпораций, стран, регионов обойтись нельзя. Как заметил известный американский политик и консультант сильных мира сего Генри Киссинджер: «Сегодня впервые разные части мира могут взаимодействовать между собой. Это делает новый порядок необходимым для глобализованного мира. Но в нем нет общепринятых правил. Существует китайская точка зрения, исламское представление, западный взгляд и, в некоторой степени, российское видение[5, с.89].
Сверхдержавой становятся благодаря силе, но также благодаря мудрости и дальновидности. Но ни одно государство не является настолько могущественным и мудрым, чтобы создавать мировой порядок в одиночку». Особо выделим человеческий фактор как определяющую причину всего того, что происходит в политике и экономике конкретного бизнеса, государства и мира в целом. [8, с.102] Именно с ним связано такое позорного явления как коррупция, с которой во всем мире безуспешно борются уже не одно столетие. Коррупция – не следствие рыночной экономики, она в умах и душах современных людей. К сожалению, у большинства граждан в любой стране нет иных целей и ценностей кроме денег. Современный человек считается успешным, если он богат (владелец заводов, газет, пароходов…). И это наиболее распространенный тренд во всем мире. А при таком состоянии массового сознания коррупция – неизбежна и безальтернативна[4, с.90].
Согласно «Докладу от специальной комиссии совету и Европейскому парламенту», коррупция обходится экономике ЕС в 120 млрд евро в год – это немногим меньше годового бюджета Европейского союза. В ЕС четыре из десяти компаний считают коррупцию проблемой для их бизнеса. Чем меньше компания – тем больше она страдает от коррупции. Государственный служащий (чиновник), прокурор, судья, полицейский… в принципе не могут быть богатыми, у них нет и не существует законных источников богатства. Значит, этой категории граждан следует либо согласиться не быть богатыми, т.е. по современным понятиям быть лузерами – «неудачниками», или брать взятки – т.е. принимать участие в коррупции. В этом корень коррупции, а не в дополнительном контроле и развитии институтов гражданского общества, хотя и они полезны и необходимы[7, с.78].
Еще великий писатель М.В.Гоголь в «Выбранных местах из переписи с друзьями» предостерегал от излишних надежд на ревизоров: «Приставить нового чиновника для того, чтобы ограничить прежнего в воровстве, значит сделать двух воров наместо одного… Человека нельзя ограничить человеком; на следующий год окажется надобность ограничить и того, который представлен для ограниченья, и тогда ограниченьям не будет конца». Другая серьезная проблема это выборы: руководителей корпорации, штата, государства… К сожалению, очень часто выборы соответствуют афоризму Виктора Шендеровича: «Сработал человеческий фактор, и бараны выбрали себе козла. Проблема этих людей (слабых руководителей любого уровня) даже не в том, что они злодеи, а в том, что они двоечники» [21, с.154].
В настоящее время, когда роль государства в жизни общества возрастает, актуальной становиться работа по совершенствованию организации, планированию и управлению многообразными процессами, происходящими в обществе, в том числе в хозяйственной инфраструктуре. Согласно закону Паркинсона, наблюдается постоянный рост числа чиновников и служащих во всех сферах и на всех уровнях управления бизнесом и обществом. Поэтому возникает резонный вопрос: как устранить соблазн коррупции? [15, с.78]
Древнегреческий философ Платон в своей конструкции идеального государства предлагал создать сословие «стражей», из которых выдвигаются руководители общества. Они не должны иметь частной собственности – вообще. Это, конечно, утопия, но не большая, чем рекомендации победить коррупцию проверками и перепроверками. Значит, нужна новая идеология. Выходцы из бывшего СССР, вероятно, помнят, что они построили социализм (развитой, с человеческим лицом) с пустыми полками на прилавках магазинов и тотальным дефицитом, а к 1980 году, как обещал Н.С. Хрущев, должны были построить коммунизм[18, с.7].
В результате активного строительства своего светлого будущего – в 1991 году развалился СССР и все страны СНГ начали дружно строить рыночную экономику. Но реально положительных результатов, к сожалению, пока не достигли. По мнению известного российского экономиста, академика Николая Шмелева – главная причина неудач перестройки в идеологах перестройки (новоявленных «демократах»). «Мы (я, Станислав Шаталин, Гавриил Попов… и другие видные экономисты), – писал он, – совершенно не могли представить, в какое бесстыдство все выльется, – на это у нас фантазии не хватало. Я все больше думаю о том, что главный фактор как раз не экономический, а человеческий, и нынешняя ситуация, на мой взгляд, это расплата за то, что произошло с нашей страной (СССР) в ХХ веке» [3, с.102].