Файл: Представление результатов ОРД органу дознания, следователю, в суд. (Понятие результатов оперативно – розыскной деятельности и основные направления их использования в уголовном судопроизводстве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Термин «результаты ОРД» (в смысле доказательств) включает в себя информационную полноту, суть которой может быть выражена как значимой информации на основе собранных, оцененных, интерпретируемых фактов, изложенных в пути, который ясно показывает их важность для решения конкретной задачи.[8]

Тем не менее, такое понимание результатов OРД по отношению к этой деятельности, как представляется, ограничены с точки зрения Федерального закона об ОРД приемлемым только в отношении уголовного дела, и даже тогда не полностью, так как эта информация является весьма относительная полнота.

В частности, в отношении уголовных дел только достаточно информации, указывающей данных по признакам преступления, и их население не обязательно должно быть исчерпывающим, но достаточно лишь некоторые признаки объективной стороны. Все остальное должно быть установлено в ходе расследования уголовного дела.

Тем не менее, проведение таких ОРМ накладывает отпечаток на точность информации, данных, полученных с нарушением закона, как субъектов ОРД и других лиц. Соответственно, если такая информация, данные, в том числе ограничивающие конституционные права граждан, не являющихся субъектами ОРД получены, но позже выяснилось, что органы, уполномоченные осуществлять эту деятельность, данные могут быть законно использованы в уголовном судопроизводстве и нелегитимность его происхождения не может быть подвергнута сомнению законность их получения. Что касается результатов OРД в нарушение Федерального закона о ОРД субъектами этой деятельности, тем не менее они могут быть использованы в качестве вспомогательных средств для подготовки и проведения ОРМ и (или) исследования. Это объясняется тем, что результаты ОРД не является доказательством, и, следовательно, не нарушает конституционное положение о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона.[9]

В литературе, наряду с термином "ОРД" результаты применимых других терминов. "Оперативные данные", "оперативная информация" и т.д. Представляется, что термины "оперативные данные" и "оперативной информации" имеют одинаковый смысл. С точки зрения этих понятий шире, чем понятие «результаты ОРД», которые должны быть получены исключительно оперативно-розыскные мероприятия. Оперативная же информация может рассматриваться как таковое, и, когда она получена не из оперативно-розыскных и других источников, а также без использования оперативных инструментов и методов поиска, например, информацию, полученную от дежурных частей, от участкового инспектора дорожной полиции, полученные от анонимные источники и другие.


В соответствии с Федеральным законом об ОРД (ст. 11) ОРД могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий ОРМ по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, обнаружения и идентификации тех, кто готовится , совершающих или совершении, а также и для поиска лиц, скрываясь от органов дознания, следствия и суда, уклонение от исполнения наказания и без вести.

Результаты OРД может служить причиной и основанием для возбуждения уголовного дела, поданного в орган дознания, следователя или суда, ответственного за уголовного дела, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями Кодекса Уголовно-процессуальный кодекс, регулирующих сбор, проверке и оценке доказательств.[10]

Исходя из содержания данных норм ФЗ об ОРД можно выделить следующие основные направления использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве:

1) в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела;

2) для подготовки и осуществления следственных и судебных действий;

3) в доказывании по уголовным делам;

4) для иного обеспечения уголовного процесса.

  1. Порядок и пределы представления результатов оперативно-розыскной деятельности

В соответствии с Федеральным законом об ОРД (ст. 11) ОРД может быть подано в орган дознания, следователя, прокурора или суда, ответственный по уголовному делу. Представление результатов ОРД осуществляется приказом руководителя ОРО в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. Таким образом, Федеральный закон об ОРД определил перечень органов, которые представляют результаты ОРД, общее основание (постановление руководителя) и порядок их представления, который носит отсылочный характер. В целом, Федеральный закон об ОРД лишь в общих чертах объявляет порядок представления результатов ОРД, поскольку порядок передачи материалов должен быть определен в ведомственных нормативных актов.[11]

В настоящее время эта процедура регулируется Инструкцией межминистерскому о том, как представить результаты OРД органа дознания, следователя, прокурора или суда (далее - Инструкция).


В соответствии с Инструкцией (п. 10) представление результатов включает в себя:

1) вынесение руководителем ОРО постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд;

2) вынесение, при необходимости, постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну;

3) оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.). Такой порядок представления результатов ОРД не имеет ника­кого уголовно-процессуального значения и не всегда представляется оправданным. Это связано с тем, что само постановление о представлении результатов ОРД подготавливается в одном экземпляре, подписывается соответствующим руководителем ОРО и при­общается к материалам ДОУ или соответствующего номенклатур-планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС и о конфидентах, а также об организации и тактике проведения ОРМ составляют государственную тайну и могут быть представлены в указанные органы только после принятия решения о рассекречивании соответствующих материалов.[12]

В то же время обнародования информации о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС, а также доверенное лицо допускается лишь с их согласия в письменной форме, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом.

В этой связи если отсутствует письменное согласие ШНС, конфидента или лица, внедренных в ОПГ, то материалы (результаты) ОРД, содержащие сведения об этих лицах, не могут быть ни рассекречены, ни преданы какой-либо огласке. Безусловно, здесь идет речь только о конкретных лицах, а не об абстрактных ШНС, конфидентах и участниках оперативного внедрения.

Исходя из требований Федерального закона по стандартам OРД соблюдения правил секретности при осуществлении ОРД обеспечения информационной законодатель ограничивает требования секретности и неразглашении государственной тайны. Это также означает, что орган дознания, следователя, прокурора или суда могут быть предоставлены только с информацией, а не оперативных материалов (документов), а также в сфере охвата и содержание которых не ясно, источник и способ приготовления, а также невозможно определить их путем сравнения информации, представленной с реальными событиями имели место.

Оперативно-служебные документы, содержащие сведения о ли­цах, внедренных в ОПГ, о ШНС и конфидентах, об организации и тактике проведения ОРМ, не могут быть представлены даже по зап­росу суда (ч. 3 ст. 9 ФЗ об ОРД).


В связи с этим, технических, документальных фильмов и других средств массовой информации об этих лиц, а также оперативных и служебных документов, содержание которых может привести к их расшифровать, не подлежат представлению органа дознания, следователя, прокурора и суда. Тем не менее, никакого представительства исключается сертификаты или выписки из таких документов. [13]

Исходя из требований норм Федерального закона об ОРД, в соответствии с приоритетами, что требования секретности и безопасности участников ОРМ в инструкции бывают случаи, когда результаты ОРД не появляются, если:

1) невозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) ОРД в связи с представлением и использованием результатов в уголовном судопроизводстве;

2) их использование в уголовном судопроизводстве создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС и конфидентах, а также об организации и тактике проведения ОРМ, отнесенных законом к государственной тайне (кроме случаев, когда указанные сведения предаются гласности в порядке, установленном ФЗ об ОРД).

В соответствии с инструкциями по подготовке и презентации для передачи орган дознания, следователь, прокурор или суд результатов ОРД должны иметь необходимые защитные меры для обеспечения безопасности и целостности полученных материалов при пересылке их по определенному адресу (для разгрузки натяжения, размагничивания, обесцвечивание, удаление и т.п.).

Материалы должны сопровождаться информацией о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе ОРД предметов и документов, получение видео- и аудиозаписей, фильмов и фотографий, копий и слепков, когда оно должно быть описание отдельных атрибутов этих объектов и документы.[14]

Фонограммы для осмотра и прослушивания переданного в соответствии с печатью с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны дата, время начала и окончания записи переговоров и краткие характеристики используемых в этой технологии.

Это позволило изложение материала в копии, в том числе передача самых важных вещей (беседы, рассказы) на одном носителе, обязательно оговаривать в сопроводительных документах (протоколы). Тип носителя определяется инициатором ОРМ.

Исходные материалы в данном случае не сохраняются в рабочем блоке до завершения судебного разбирательства, и приговор вступит в силу.


В дополнение к оперативно-розыскной и должны рассматриваться как уголовно-процессуального порядка результатов OРД. Следует иметь в виду, что в соответствии с указаниями ОРД может быть подано по инициативе ОРО или при выполнении индивидуальных заказов органа дознания, следователя, прокурора или направления в суд по уголовным делам, находящимся в их производстве.[15]

Тем не менее, Уголовно-процессуальный кодекс (ст. 86) изложение материала в качестве средства доказывания и в результате сбора для включения в уголовное дело должно рассматриваться только как право подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца , гражданский ответчик и их представители. Соответственно, с учетом результатов ОРД ОРО не может рассматриваться в качестве самостоятельной формы сбора и доказательства.

Что касается деятельности дознавателя, следователя, прокурора и суда сбора доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных настоящим Кодексом. Например, письменные инструкции Следователь должны быть предоставлены и письменный ответ, к которому могут быть присоединены соответствующие оперативные и сервисные документы и материалы.

Для целей настоящего Федерального закона по стандартам OРД (ст. 12), дознаватель, следователь, прокурор или суд представлены только результаты ОРД, которые могут быть основой для решений, принимаемых процедурный и подготовлены или проведенных следственным , судебного и иного разбирательства. Представлять имеет смысл только для конкретных оперативных и служебных документов, которые после определения его актуальности и важности для уголовного судопроизводства могут быть присоединены к уголовному делу. Соответственно, такие документы или материалы могут быть приложены к сопроводительное письмо на имя дознавателя, следователя, прокурора или суда, или сообщить об обнаружении признаков преступления.[16]

Результаты OРД не всегда имеют письменную (официальную) форму их представления. В частности, следователь имеет право на помощь органов дознания при производстве отдельных следственных и судебных разбирательств (ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса). Такая помощь может быть выражена в форме следователя, знакомого с полученной информации. В ситуациях, когда лицо, совершившее преступление лицо не обнаружено, оперативные подразделения, принимать соответствующие следственные и оперативно-розыскные мероприятия только обязаны сообщать следователю о их результатах (ст. 157 Уголовно-процессуального кодекса).