Файл: Представление результатов ОРД органу дознания, следователю, в суд. (Понятие результатов оперативно – розыскной деятельности и основные направления их использования в уголовном судопроизводстве).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
Представление результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд
Представление оперативных подразделений результаты OРД органа дознания, следователя, прокурора или суда осуществляется на основании решения органа, ответственного за проведение оперативно-розыскных мероприятий, а также означает передачу в российском законодательстве и нормативно-правовых актов порядка о конкретные оперативные и офисные документы, которые после определения их актуальности и важности для уголовного дела могут быть присоединены к уголовному делу.
При подготовке материалов, обратите внимание, что информация о используется или используется при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий сил, средств, источников, методов, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, лиц, внедренных в организованные преступные группы, о тайном сотрудников сотрудники и лица, оказывающие (оказанной) им помощь на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну.
Перед тем как представить эту информацию или материал, подлежащий рассекречивания мотивированному решению органа, ответственного за проведение оперативно-розыскной деятельности, или представлены в соответствии со ст. 16 Закона РФ "О государственной тайне". [17]
Постановление о рассекречивании утверждается руководителем, имеющим на то соответствующие полномочия.
Представление результатов включает в себя:
1) вынесение руководителем органа, осуществляющего ОРД, постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд;
2) вынесение, при необходимости, постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну;
3) оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.).
В каждом случае, возможность представления результатов ОРД, содержащих информацию об организации и тактике ОТМ, технических средств, секретный сотрудников оперативных, технических и оперативно-розыскных подразделений обязательно должны быть согласованы с реализацией соответствующих мер.
Постановление о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.
Вводная часть включает в себя название документа, место и время его принятия, фамилия, имя, должность и ранг (военного, специального) органа, ответственного за проведение ОРД, а также основания вынесения данного решения.[18]
В описательной части постановления указывается, в результате какого ОРМ получены материалы и какие именно, для каких целей они представляются (использования в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела, подготовки и осуществления следственных и судебных действий, использования в доказывании по уголовным делам), когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение.
В описательной части решения заканчивается ссылкой на соответствующую часть статьи 11 и части 4 статьи 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
В резолютивной части постановления формулируется решение руководителя органа о направлении оперативно - служебных документов, отражающих результаты ОРД. Здесь же подробно перечисляются подлежащие направлению конкретные документы.
При необходимости, в то же время с решением подготовки плана действий по защите информации от властей, ответственных за ОРД, и безопасности непосредственных участников OРM.
Решение о представлении результатов OРД, подготовленных в одном экземпляре, подписывается руководителем органа и прилагается к материалам дела или соответствующего оперативного учета номенклатурного случая.
Результаты OРД могут быть представлены в виде обобщенного официальное заявление (сертификат-меморандума) или в виде подлинников, соответствующих оперативно-официальных документов.
Степень секретности представлений, типов приложений и способа передачи определяются в соответствии с правилами ведения секретного офиса в каждом конкретном случае, в том числе веществ в соответствии с полученным запросом (инструкции) и наличия сведений, подлежащих засекречиванию.
Материалы должны сопровождаться информацией о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий объектов и документов, получение видео- и аудиозаписей, фильмов и фотографий, копий и слепков должно быть описание индивидуальных признаков этих предметы и документы.[19]
Это позволило изложение материала в копии, в том числе передача самых важных вещей (беседы, рассказы) на одном носителе, обязательно оговаривать в сопроводительных документах (протоколы). Тип носителя определяется инициатором ОРМ.
Исходные материалы в данном случае не сохраняются в рабочем блоке до завершения судебного разбирательства, и приговор вступит в силу.
В рамках подготовки к передаче и регистрации органа дознания, следователя, прокурора или суда результаты OРД должны быть приняты необходимые защитные меры по обеспечению безопасности и целостности представлений при передаче их по адресу (для разгрузки натяжения, размагничивания, изменение цвета, стирать, и т.д.) [20]
В неотложных случаях, и может привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии информации об угрозе государственной, военной, экономической и экологической безопасности Российской Федерации, представил результаты тела OРД дознания, следователя, прокурор или суд немедленно. Этот рабочий блок обязан принимать меры по предотвращению и борьбе с преступностью, а также для закрепления следов преступления.
Представление результатов ОРД, полученных при выполнении поручения органа дознания, следователя, прокурора или определения суда (постановления судьи) о производстве оперативно-розыскных мероприятий по находящимся в их производстве уголовным делам, осуществляется в соответствии с Инструкцией.
При отсутствии признаков оперативно-розыскных мероприятий по поручению органа дознания, следователя прокурора или суд им в течение трех дней с момента получения заказа отправляется мотивированное письмо за подписью руководителя органа, который было доверено с исполнением этого приказа.
-
Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и обеспечение безопасности ее участников
Орган, представил результаты ОРД, использование которых в уголовном процессе, связанных с возможностью возникновения реальной угрозы для безопасности оперативно-розыскной деятельности, должны предусматривать конкретные меры по их защите. При необходимости, эти меры согласовываются с органом дознания, следователем, прокурором или судом, который представил эти результаты.
В случае реальной угрозы незаконного насилия жизни, здоровью или имуществу участников органов оперативно-розыскной деятельности, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, принимает необходимые меры по предотвращению противоправных действий, выявления виновных и привлечения их к справедливость, предусмотренных законодательством Российской Федерации.[21]
В целях обеспечения безопасности оперативно-розыскной деятельности и их семьи должны быть предприняты на специальных мер по их защите в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности" гласности информации о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскной деятельности, а также а на лиц, оказывающих или оказывая им помощь на конфиденциальной основе, допускается только с их согласия в письменной форме, а в случаях, предусмотренных федеральными законами.
При представлении результатов органу дознания, следователю, прокурору или суду OРД, полученные в процессе продолжения оперативных и технических мер, всеобъемлющие меры должны быть приняты для обеспечения того, чтобы вопросы секретности события, вплоть до его прекращения.[22]
Результаты ОРД не представляются:
1) если невозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) оперативно-розыскной деятельности в связи с представлением и использованием данных результатов в уголовном процессе;
2) если их использование в уголовном процессе создает реальную возможность расшифровки (раскрытия) информации о том, используется или используется при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий сил, средств, источников, методов, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, лица, имплантируют в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и лиц, оказывающих содействие их на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения операций поиска, классифицированных по закону в качестве государственной тайны (кроме случаев, когда указанная информация обнародована в соответствии с Федеральный закон "об оперативно розыскной деятельности").
Решение о непредставлении результатов ОРД по изложенным мотивам, оформляется постановлением руководителя органа, осуществляющего ОРД, и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела.
О принятом решении уведомляется инициатор запроса.
Заключение
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности" является одним из наиболее важных требований, предусматривающих использование результатов оперативно-розыскной деятельности в интересах уголовного судопроизводства (ч. ч. 1, 2 ст. 11). Ее реализация требует представления таких результатов органа дознания, следователя или суда в порядке, установленном законом и ведомственными нормативными актами (ч. 3 ст. 11 Закона).
Одним из таких актов была ведомственная нормативная инструкция от 13.05. 1998 года о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органа дознания, следователя, прокурора или суда. Она содержит систему, основанную на Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности" совершенно уверен, и логически взаимосвязанные правила могут упорядочить действия и отношения должностных лиц, что привело к представлению результатов тела OРД дознания, следователя, прокурора или суда.
Тем не менее, в этом акте, на наш взгляд, содержит положения, которые можно рассматривать неоднозначно и поэтому требуют дополнительного толкования.
Согласно части. 1, ст. 7 вышеуказанного Закона одним из оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий наряду с указаниями следователя, органа дознания и указанию прокурора является определение суда по уголовному делу, которое находится в его производстве. Это положение соответствует ч. ч. 1 и 3 ст. 11 Закона, которые требуют результаты OРД в суде и использовать их для подготовки и осуществления правовых действий.
Как вы можете видеть, федеральный закон не делает различий в правовом регулировании отношений, которые могут возникнуть между органами предварительного следствия и органов, осуществляющих ОРД, с одной стороны, и суды и органы участвуют в этой деятельности - с другой.
Такой подход является нежелательным. В настоящее время Уголовно-процессуальный Закон право отдавать приказы и распоряжения органов дознания о применении оперативно-розыскных мер в целях полного и быстрого раскрытия преступлений, предусмотренных только для следователя и прокурора. Это связано с тем, что результаты ОРД нуждаются прежде всего государственные органы, осуществляющие функции уголовного преследования. На основе данных, полученных с помощью оперативно-розыскных мероприятий, следователь планирует предварительного следствия, выдвинул версию, готовит и производит следственные действия, определить наиболее подходящую тактику своего поведения, принимает во внимание данные в применении процессуального принуждения меры и т.д.