Файл: Проблемы и перспективы взаимодействия Международных финансово-кредитных институтов с Россией.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Международные финансово-кредитные институты: теоретический аспект
1.1 Причины возникновения и этапы эволюции международных финансово-кредитных институтов
1.2 Классификация и функции международных финансово-кредитных институтов
1.3 Основные виды международных экономических организаций
2. Проблемы и перспективы сотрудничества России с международными финансово-кредитными институтами
2.1 Характер взаимоотношений России c МИБ и МБЭС
2.3 Особенности и перспективы взаимодействия России с ЕБРР, ЕИБ и СИБ
Данная реформа важна для России. В случае согласования своих действий с партнерами по БРИКС и двумя-тремя другими государствами, разделяющими позицию России, страна сможет влиять на отдельные решения МВФ.
2. Пересмотр формулы расчета квот. Другим вопросом, представляющим особую важность для России и других стран группы БРИКС и непосредственно связанным с реформой квот МВФ, является пересмотр формулы расчета квот. Используемая на сегодняшний день формула, на основе которой происходит распределение квот в МВФ, дает преимущества развитым странам. Так, показатель вариабельности выше для стран с высокой степенью движения капитала, а показатель открытости — для малых европейских стран, активно торгующих в рамках ЕС. В то же время, несмотря на то, что показатель международных резервов выше для стран с формирующимися рынками, его вес в формуле составляет лишь 5%. Особенность расчета ВВП, при которой только 40% рассчитывается по ППС, также более выгодна для развитых стран.
Страны группы БРИКС долгое время выражали свое недовольство действующей формулой расчета квот. В частности, они выступают против использования в формуле показателей вариабельности и открытости, так как, по их мнению, они не отражают реальной роли и положения стран в мировой экономике.
Согласно решениям, принятым в рамках Саммита «Группы двадцати» в Сеуле в 2010 г., новая формула расчета квот должна была быть определена к январю 2013 г., а 15-й общий пересмотр квот — завершиться к январю 2014 г. Однако из-за задержки 14-го общего пересмотра квот данные сроки не были соблюдены.
Страны БРИКС продолжают настаивать на необходимости продолжения реализации реформы МВФ и пересмотре формулы расчета квот. На неформальной встрече лидеров БРИКС на полях Саммита «Группы двадцати» в сентябре текущего года президент России В.В. Путин отметил, что «государства БРИКС уже добились увеличения до 14,89% своей общей доли в капитале фонда, вплотную приблизились к блокирующему порогу в 15%, и, безусловно, нужно двигаться дальше, продвигая реформу МВФ». На встрече министров финансов БРИКС в апреле страны договорились при обсуждении пересмотра формулы расчета квот в МВФ настаивать на учете показателя ВВП стран по ППС [21, с. 101].
3. Реформа управления МВФ. Как отмечалось ранее, реформа МВФ 2010 г., решения в рамках которой вступили в силу с января 2016 г., предусматривает внесение изменений в порядок формирования исполнительного совета директоров фонда. До реформы исполнительный совет состоял из 24 директоров. Пять из них были назначаемыми и представляли страны с наибольшей долей квот в капитале фонда — США, Японию, Германию, Францию и Великобританию. Остальные 19 директоров были выборными, при этом 16 представляли группы стран, а три страны (Россия, Китай и Саудовская Аравия) — только себя. Реформа 2010 г. предусматривает ликвидацию категории назначаемых директоров и придание исполнительному совету полностью выборного характера. По мнению экспертов, такие изменения не несут особых выгод для стран БРИКС, включая Россию, несмотря на то, что все страны группы официально поддержали реформу управления. Между тем новый порядок формирования исполнительного совета позволит придать ему более «технический» характер, снизив уровень политического представительства отдельных стран [21, с. 103].
Отдельные эксперты отмечают, что в условиях нового этапа работы фонда России было бы полезно использовать европейский опыт в области координации действий в рамках МВФ. В частности, Европейским союзом был создан постоянно действующий комитет, в состав которого входят десять директоров от стран ЕС. Заседания комитета проходят на регулярной основе (раз в неделю), руководство им осуществляет один из директоров, избираемый сроком на два года. Это позволяет странам ЕС эффективно координировать свою политику в исполнительном совете МВФ.
4. Увеличение количества резервных валют и изменение состава валютной корзины СДР. Долгое время российская сторона продвигала вопрос реформирования глобальной системы резервных валют, включая расширение валютной корзины СДР. Так, предложения России к Саммиту «Группы двадцати» в Лондоне в 2009 г. в том числе включали призыв МВФ к проведению исследования следующих возможностей:
- диверсификации перечня валют, используемых в качестве резервных, на основе принятия согласованных мер по стимулированию развития крупных региональных финансовых центров;
- создания наднациональной резервной валюты, эмиссия которой будет осуществляться международными финансовыми институтами.
В качестве возможного варианта диверсификации резервных валют Россия предлагала включение в состав валютной корзины СДР национальных валют стран БРИК. Между тем инициатива придания рублю статуса мировой резервной валюты не была поддержана МВФ. В частности, представители МВФ отмечали, что сложность использования рубля в качестве резервной валюты, как и других валют развивающихся стран, состоит «в небольшой эмиссии по сравнению с традиционными эмитентами резервных валют», и выражали сомнения, что такие страны смогут «удовлетворить огромный существующий спрос».
В последнее время западные эксперты все более скептично настроены в отношении интернационализации российской валюты, что обусловлено, в том числе развитием кризисных явлений в российской экономике и напряженностью в отношениях между Россией и западными странами.
Снижение перспектив превращения рубля в резервную валюту подтверждается и статистикой. По данным Банка международных расчетов, в рейтинге наиболее торгуемых валют рубль за период с 2013 по 2016 гг. опустился с 12 на 18 место, а его доля в мировой торговле снизилась за аналогичный период с 1,6 до 1,1%. Важно отметить, что в конце прошлого года МВФ принял решение о включении в состав СДР китайского юаня. Принятое решение вступило в силу с 1 октября 2016 г., в результате чего доля юаня в корзине СДР составила 10,92% [25].
МВФ в своем последнем докладе по вопросам экономики отмечает, что в условиях, когда Россия выходит из двухлетнего спада после недавнего кризиса, пришло время провести необходимые реформы для повышения производительности (основы устойчивого роста и более высокого уровня жизни) и развития новых источников роста.
Необходимость новой модели роста была очевидна уже до спада. В прошлом высокие цены на биржевые товары благоприятствовали экономике, где доминирующую роль играли нефтяная, газовая и горнодобывающая отрасли. Более того, высокая норма прибыли по биржевым товарам сдерживала развитие производства альтернативной и более технически сложной продукции. Помимо этого, структурные ограничения препятствуют частным инвестициям и развитию неэнергетического сектора, что привело к замедлению процесса сближения с уровнями дохода в странах с развитой экономикой.
России следует по мнению экспертов МВФ, преодолеть структурные недостатки в своей экономике, которые остаются в основном неизменными с докризисного периода.
В докладе МВФ содержатся некоторые предложения относительно использования новых возможностей, возникающих благодаря более конкурентоспособному обменному курсу [18, с. 36]:
1. Улучшение инвестиционного климата. Реформы в России должны начинаться с укрепления прав собственности и механизмов исполнения договоров для внушения инвесторам уверенности. России следует также сократить обременительные правила ведения и лицензирования бизнеса и жесткое регулирование, которые часто препятствуют международному участию во внутренней экономике.
2. Инвестиции в инфраструктуру. Поскольку Россия обладает самой большой в мире территорией, ее транспортная сеть (автомобильные и железные дороги, порты) является обширной, но она неравномерно распределена по регионам и характеризуется плохим качеством. Инвестиции в инфраструктуру такого вида улучшат связи с регионами и остальным миром. Они также повысят прибыльность компаний за счет уменьшения транспортных издержек, облегчения доступа к внутреннему и внешнему рынкам и повышения мобильности рабочей силы, позволяющей людям переезжать для получения лучше оплачиваемой работы.
3. Создание более эффективного рынка товаров. Сокращение обременительных процедур, связанных с торговлей, например, сложных процедур таможенной очистки для импорта и экспорта, приведет к увеличению воздействия международной конкуренции и тем самым повысит эффективность отечественных компаний.
4. Укрепление внешнеторговых связей. Преференциальные торговые соглашения России с соседними странами следует распространить на другие страны, помимо ее непосредственных соседей. Это откроет возможности для освоения новых внешних рынков и интеграции страны в мировую торговлю. Если российские цены станут более конкурентоспособными, российские компании-экспортеры смогут получать большие выгоды.
5. Поддержка инноваций. России необходимо выделять больше ресурсов на НИОКР, уделяя основное внимание науке и технологиям. Способность предприятий повышать эффективность и создавать инновационные виды продукции и услуги с использованием новых технологий является необходимым условием для повышения производительности [18, с. 37].
Таким образом, определим отрицательные стороны взаимодействия России и МВФ.
На данный момент в мировой прессе активно обсуждается кризис доверия к Международному валютному фонду. Несмотря на заявленную аналитическую работу и те рекомендации, которые фонд выдавал на основе анализа, одобренные им программы потерпели поражение почти во всех странах, которые затронул азиатский кризис. Многие считают, что вмешательство фонда даже способствовало ухудшению ситуации. Это косвенно подтверждает ситуация с Китаем, который в 2008 году вопреки рекомендациям МВФ вернулся к фиксированному курсу валют, но несмотря на недовольство руководства фонда такими мерами, мировой экономический кризис Китая почти не коснулся.
Для России руководство фонда не сумело подобрать эффективный комплекс мер по улучшению экономического положения. Однако в большей степени это вина российского правительства или же пассивности служб фонда, вряд ли можно знать наверняка.
На фоне кризисного состояния мировой экономики и сам МВФ переживает не лучший период. Помимо того, что свободных средств у фонда все меньше, гораздо чаще стали раздаваться призывы осуществить радикальные реформы уже внутри фонда. После кризиса 2008 года ситуация немного выправилась, и МВФ получил дополнительные резервы кредитования в размере более 500 млрд долларов [24].
Это сделало очевидным тот факт, что Международный валютный фонд нацелен на увеличение собственных полномочий по руководству мировой экономической политикой.
Что касается России, то после экономического кризиса руководство страны приняло решение не использовать право на льготный кредит МВФ. По мнению специалистов, пока страна не находится в настолько критическом положении, чтобы увеличивать внешний долг. На данный момент Россия полностью выплатила долг Международному валютному фонду.
Подводя итог третьей главе можно сделать вывод, что с 2000 года отношения России с МВФ вступили в новый этап, отличающийся двумя особенностями. Первая состоит в значительном изменении взаимосвязи кредитов Фонда и процедуры принятия решений об их предоставлении с реструктуризацией российской внешней задолженности. Вторая связана со стабилизацией валютно-финансового положения России.
Заключение
Определение «международные финансово-кредитные институты» применяется для обозначения разных объектов, которые берут на себя функции регулировки кредитных, финансовых и валютных отношений, разработки предложений и рекомендаций, проведения исследований и т.д.
Картина сотрудничества России с международными финансово-кредитными институтами дает представление о непосредственном членстве в ведущих мировых кредитно-финансовых организациях и относительно небольших межгосударственных банках, о договорных отношениях с рядом крупных инвестиционных банков Европы. Полученные средства ранее использовались для обслуживания государственного долга и покрытия бюджетного дефицита.
Средства, предоставляемые МБРР и ЕБРР на инвестиционные проекты и программы структурных реформ в России, в большинстве своем осваиваются зарубежными компаниями. Опыт участия в слабых межгосударственных банках (МБЭС, МИБ, ЧБТР, МБ) говорит, что практическая отдача для отечественной экономики этого участия РФ не соответствует ее доле в уставном капитале этих организаций, имеющих международный статус, и требует пересмотра государственной политики в отношении такого сотрудничества.
Смена ориентиров привлечения внешних заимствований, а также задачи поддержки несырьевого экспорта формируют потребность поиска путей сотрудничества с иными международными организациями, способными содействовать его продвижению на зарубежные рынки. В последнее время это возможности вступления РФ в международные региональные банки развития – Межамериканский (МаБР), Африканский (АфБР), Азиатский (АзБР), что предполагает открытие перспектив российским фирмам участвовать в тендерах на поставку товаров и услуг в страны соответствующих регионов. Прогнозирование фрагментов будущего состояния картины сотрудничества с международными финансово-кредитными институтами дополняет возможность развития отношений на договорной основе с Кувейтским фондом развития (КФР) и Исламским банком развития (ИсБР).