Файл: Проблемы и перспективы взаимодействия Международных финансово-кредитных институтов с Россией.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Международные финансово-кредитные институты: теоретический аспект
1.1 Причины возникновения и этапы эволюции международных финансово-кредитных институтов
1.2 Классификация и функции международных финансово-кредитных институтов
1.3 Основные виды международных экономических организаций
2. Проблемы и перспективы сотрудничества России с международными финансово-кредитными институтами
2.1 Характер взаимоотношений России c МИБ и МБЭС
2.3 Особенности и перспективы взаимодействия России с ЕБРР, ЕИБ и СИБ
Для реализации описанных выше функций валютно-кредитные структуры применяют наиболее современные и продвинутые технологии, позволяющие контролировать и удерживать на должном уровне существующие риски. При этом эффективность работы во многом зависит от сотрудничества с правительственными структурами государств-участников и непосредственно с правительствами [9, с.544].
Международные финансовые организации – это целая группа финансовых институтов. К ним можно отнести:
1. Банк международных расчетов (в обиходе аббревиатура БМР). Это первый банк, образованный на межгосударственном уровне. Год основания – 1930. Город, где заключено соглашение - Базель. К основным организаторам относятся банковские учреждения целой группы стран – Бельгии, Японии, Германии, Италии, Франции и других. В «голове» этой группы стояло несколько банков США. На самой верхушке иерархии был банкирский дом Моргана.
К основным функциями БМР можно отнести – содействие взаимоотношениям ЦБ разных стран и проведения расчетных операций между ними, выполнение расчетов по репарационным выплатам Германии, проведение фондовых и валютных операций, хранение и сделки купли-продажи золота, регулирование валютно-кредитных взаимоотношений и так далее. Одну из описанных выше функций Банк международного развития выполняет и сегодня - он объединяет ЦБ тридцати разных стран мира [2, с.96].
2. Международный валютный фонд (общепринятая аббревиатура – МВФ). Сегодня эта структура имеет особый статус – специализированной организации ООН. Само рождение МВФ произошло на Бреттон-Вудской конференции, проведенной в 1944 году. При этом работа организации стартовала только через три года. Головной офис МВФ, в котором заседает правление, расположен в Вашингтоне. Основное отделение находится в столице Франции. В правлении есть пять различных отделов (департаментов), каждый из которых занимается своим участком – Западным полушарием, Средним Востоком, Азией и Африкой [16, с.112].
Официальные задачи МВФ – установление оптимальных валютных курсов, устранение ограничений на операции с валютами, предоставление необходимых средств странам участницам для уравновешивания природных балансов и так далее.
Все действия международного валютного фонда основаны на Уставе, который за время существования организации менялся два раза. Первый раз в 68-69-х годах прошлого века, а второй – в 76-78-х годах [9, с.574].
Основу финансовых средств МВФ составляют платежи стран-членов в счет установленных для них квот. При этом у каждой страны есть своя доля, которая напрямую зависит от уровня развития страны. В 1947 году в составе МВФ было 49 государств (величина квоты – 7.7 миллиардов долларов), в 1991 году уже 155 членов, а к 1996 году их число возросло до 181 страны [22, с.102].
Оплаченный капитал государства составляет 90 миллиардов долларов СДР. При этом один СДР составляет 1.2 доллара США. Вся эта сумма делится на несколько частей. Около 70% направляется промышленно развитым государствам (в их состав входит и США), а около 30% – развивающимся государствам.
Руководство МВФ лежит на Совете управляющих, в котором есть представители всех государств-участниц. В качестве исполнительного органа выступает Директорат – шесть назначаемых членов. При этом 16 участников выбирают с учетом географического расположения. В роли Совещательного органа выступает Совет управляющих [16, с.144].
В качестве помощи МВФ выдает два вида займов:
1) Кредиты, которые предоставляются для решения первостепенных задач, к примеру, покрытия нехватки средств в платежном балансе. При этом здесь работает два важных принципа:
– получить кредит можно в иностранной валюте, обменяв ее на национальную денежную единицу (срок сделки – до пяти лет);
– долги отдаются путем покупки национальной валюты на средства, которые отличаются свободной конвертацией.
2) Кредиты, которые выдаются поверх имеющегося лимита. В этом случае средства предоставляются после детального изучения страны-претендента и выполнения основных условий фонда [20, с. 123].
3. Международный банк реконструкции и развития (известное сокращение – МБРР). Такая организация – одно из ответвлений МВФ, специализированный институт ООН. Договор о МБРР одновременно выполняет и функции устава. При этом официальная работа банка началась в 1946-м году. Головной офис компании находится в Вашингтоне [3, с. 123].
Основная задача МБРР – помощь государствам-членам в вопросах развития экономики путем предоставления займов на длительный срок, а также предоставления услуг гаранта частных вложений. С самого начала МБРР имел своей целью собрать денежные средства различных капиталистических стран, а также инвестиции извне для стимулирования сектора частных инвестиций в наиболее пострадавших странах Западной Европы [23, с.150].
У МБРР есть два высших органа власти – Директорат (исполнительная структура) и Совет управляющих. Руководителем банка (президентом) является лицо, выступающее в роли представителя высших органов власти США. В МБРР входит около 155 государств, из которых выбивается группа лидеров - ФРГ, Великобритания, Япония, Канада. Франция и так далее.
Главный источник активов МБРР – это акционерный капитал, облигационный займы и деньги, которые были получены посредством продажи долговых бумаг. Выдача кредитов осуществляется на период до двадцати лет. Основная цель - рост производства в различных государствах, являющихся членами банка. Кроме этого, МБРР может выдавать займы банкам других стран при выполнении целого ряда требований – предоставления данных о финансовом положении государства, объектах кредитования и так далее [19, с. 364].
Чтобы дополнить возможности МБРР была создана целая группа финансовых институтов:
– Международная ассоциация развития. Год основания организации – 1960-й год. Основная цель создания – выдача льготных займов развивающимся государствам. Срок выдачи кредитов – до 50 лет. Условия кредитования – ставка в размере 0.75 процентов в год. Ежегодно МАР предоставляет займы на пять миллиардов долларов [9, с. 569];
– Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (сокращенное название - МАГИ). Цель структуры – страхование инвестиций от различных рисков политического характера (гражданских волнений, военных действий, экспроприации и так далее). Год основания МАГИ - 1988-й;
– международная финансовая корпорация. Год появления МФК – 1956, задача – предоставление займов частным компаниям, обладающих высокой рентабельностью. Главное отличие от МБРР – отсутствие гарантий государства. Срок предоставления – до 15 лет [3, с. 125].
Кроме перечисленных выше структур можно выделить:
– Межамериканский банк развития (МаБР);
– Банки развития (африканский и азиатский);
– Европейский инвестиционный банк, фонд валютного сотрудничества, валютный институт, банк реконструкции и развития [23, с. 152].
Таким образом, международные финансово-кредитные институты играют ключевую роль в развитии мировой экономики и мировых финансов. Международные финансовые организации и институты инвестируют в перспективные проекты, поддерживают новейшие разработки, помогают формировать социальную и транспортную инфраструктуру в развивающихся странах. Со многими международными институтами и организациями у России установлено взаимовыгодное сотрудничество, причем характер этого сотрудничества год от года меняется. Если раньше, в 90-е годы, Россия выступала в основном как реципиент, принимая помощь международных организаций, то теперь она сама может оказывать помощь и повышать свое влияние в мировой финансовой системе. Итак, во второй главе нами будет более подробно рассмотрено современное сотрудничество России с международными экономическими организациями.
2. Проблемы и перспективы сотрудничества России с международными финансово-кредитными институтами
2.1 Характер взаимоотношений России c МИБ и МБЭС
Существование биполярного мира в середине прошлого столетия, помимо всего прочего, отрицательно повлияло на участие Советского Союза в строительстве основных структур международной финансовой системы (МФС). Вплоть до начала 90-х годов использование преимуществ сотрудничества с международными финансовыми организациями (МФО) ограничивалось получением услуг, предоставляемых Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС) и Международным инвестиционным банком (МИБ), которые выполняли задачу содействия экономической кооперации и развитию народного хозяйства стран-членов Совета экономической взаимопомощи.
Системная трансформация, переход от плановой к рыночной экономике и общая тенденция сближения России с развитыми индустриальными государствами способствовали ее подключению к основным МФО. В 1991 году Российская Федерация выступила в роли одного из учредителей Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), а год спустя она вступила в Международный валютный фонд (МВФ) и была принята в основные институты Всемирного банка [3, с.213].
Новые экономические задачи развития регионального сотрудничества с партнерами ближнего зарубежья вызвали необходимость учреждения Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР) и Межгосударственного банка СНГ, в которых Россия играет роль основного участника. Помимо развития взаимоотношений с МФО на основе прямого членства, Россия развивает сотрудничество с Европейским инвестиционным банком и Северным инвестиционным банком на основе соглашений. Рассмотрение состояния взаимоотношений России с каждой из вышеперечисленных МФО позволяет представить общую картину и предусмотреть перспективы развития этих отношений (приложение А) [15, с. 14].
МБЭС и МИБ с точки зрения эволюции членства России в МФО, общую картину следует начинать с рассмотрения участия в тех многосторонних банках, которые были созданы еще в период существования Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) стран социалистического лагеря, – Международном банке экономического сотрудничества (МБЭС) и Международном инвестиционном банке (МИБ). Несмотря на прекращение деятельности СЭВ и изменение социально-экономического устройства в странах-членах, эти банки сохранили свой международный статус, изменив направления кредитной политики и виды деятельности.
Россия, как правопреемница СССР, единственная из всех республик бывшего Союза унаследовала статус членства в этих банках, так же как унаследовала хозяйственные от ношения со странами бывшего социалистического лагеря. В течение трех десятилетий МБЭС осуществлял провод международных расчетов стран – членов СЭВ в переводных рублях и конвертируемой валюте, однако прекращение операций в переводных рублях и переход стран – членов банка на взаимные расчеты в конвертируемых валютах с 1991 года вызвали существенные изменения в положении банка. На начальном этапе системной трансформации МБЭС содействовал переходу стран-членов к рыночной экономике [13, с. 67].
Несмотря на прекращение обслуживания взаимного централизованного межгосударственного товарооборота, страны-члены приняли решение о сохранении МБЭС. Доля Российской Федерации в уставном капитале банка составляет 44,35%, а ее оплаченная часть – 66,5 млн. евро, что позволяет оказывать существенное влияние на политику банка. Однако в отношении этого банка перед Россией лежит груз задолженности, унаследованной от Советского Союза, в размере 400 млн. евро, процесс урегулирования которой затянулся на десятилетие. Новые условия оказали значительное влияние на расширение круга операций банка и банковских услуг. МБЭС специализируется на развитии корреспондентских отношений, активно привлекает коммерческую клиентуру и осуществляет ее расчетно-кредитное обслуживание. По состоянию на 2002 год МБЭС поддерживал корреспондентские отношения с 343 банками в различных странах мира, в том числе с 63 банками в странах – членах МБЭС, что является веским аргументом подтверждения реальности его международного статуса.
Другой МФО, в которой Россия оказалась в качестве члена «по наследству», является Международный инвестиционный банк (МИБ), который был создан в 1970 году, как межгосударственная организация для осуществления долго- и среднесрочного кредитования стран – членов СЭВ. С распадом СЭВ и отменой многосторонних расчетов в переводных рублях МИБ с 1991 года стал осуществлять операции только в конвертируемых валютах, то есть фактически национальные валюты ни одного из членов банка в кредитных отношениях не используются [8, с.88].
Российская Федерация осуществляет свою деятельность как член МИБ на основании общей правопреемственности СССР. Она является крупнейшим акционером банка, ее квота в уставном капитале МИБ составляет 44,7%. Таким образом, можно считать, что Россия имеет в своем активе исторический опыт участия в многосторонних экономических организациях, уникальность которого заключается в том, что эти организации были созданы в большей степени при непосредственном участии отечественных капиталов и специалистов. Эти банки достаточно успешно функционировали продолжительное время в условиях плановой экономики, и, несмотря на существенное ограничение их возможностей, сокращение ресурсов, они смогли провести внутреннюю реорганизацию, переориентировать задачи и адаптироваться к новым условиям. В сравнении с другими международными финансовыми организациями МБЭС и МИБ располагают довольно скромными ресурсами, но само наличие этих банков, в которых членами являются девять/восемь государств, соответственно представляющих различные регионы, может стать хорошей базой развития внешнеэкономического сотрудничества стран-членов [20, с. 94].