Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы финансовой политики
1.1 Понятие, цели и содержание финансовойполитики
1.2 Структура финансового механизма
1.3. Типы и виды финансовой политики
Глава 2. Финансовая политика РФ, ее реализация и перспективы развития
2.1 Финансовая политика Росссии 2018 года: бюджетная, налоговая
2.2 Основные направления бюджетной политики РФ в 2019-2021 года
Содержание:
Введение
Финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год.
Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.
Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении существующей финансовой политики России и ее реализации, так же анализ прогнозов.
В тесной связи с поставленной целью, обозначены задачи, определяющие структуру и содержание курсовой работы:
- рассмотреть теоретические основы финансовой политики (понятие, сущность, цели, задачи, структура, типы, виды);
- проанализировать существующую финансовую политику и ее реализацию в РФ;
- выявить слабые места в финансовой политике РФ и рассмотреть тенденции и перспективы оптимизации финансовой политики.
Объект исследования – финансовая политика РФ.
Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили работы таких авторов, как Агеева О. А., Бакаев А.С., Беликова Т. Н., Беликова Т. М. Бородина В.В., Е.П. Козлова, Зонова А., Ивашкевич В. Б., Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Н.С. Смородинова и др.
В качестве информационной и нормативно-правовой базы исследования использовались официальные документы Российской Федерации, а также соответствующие публикации в научной и периодической печати.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы финансовой политики
1.1 Понятие, цели и содержание финансовойполитики
В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако, единства мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.
Так, крупные западные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Например, Фишер, Дорнбуш и Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие, подчеркивая, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности, Кэмпбелл Р., Макконелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в сознании сущности финансовой политики.[1, c. 133]
Марксисты видят под финансовой политикой, прежде всего, комплекс правительственных мер по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для выполнения государством своих функций, что свидетельствует о социальной направленности и эффективности влияния финансовой политики на развитие производительных Силы и производственные отношения определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политической системы страны. В марксистской интерпретации финансовой политики нет полной ясности, поскольку сфера фискальной политики почти совпадает с областью финансовой политики, и в обоих случаях представляет собой сочетание правительственных мер по регулированию и распределению финансовых ресурсов.
Главным субъектом проводимой политики является государство. Оно проводит: разработку научно обоснованную концепцию развития финансов; определяет основные направления их использования; разрабатывает меры, направленные на достижение поставленных целей.
В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:[5, c. 106]
· бюджетная политика
· налоговая политика
· таможенная политика
· кредитно-денежная политика
· инвестиционная политика
Финансовая политика является частью общей экономической политики.
Содержание финансовой политики довольно сложное, так как охватывает широкий спектр видов деятельности:
· Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, основных задач;
· Создание адекватного финансового механизма;
· Финансовый менеджмент государства и других хозяйствующих субъектов.
Основой финансовой политики являются стратегические направления, определяющие долгосрочные, среднесрочные перспективы использования финансов и обеспечивающие решение основных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. страна. В то же время государство выбирает текущие тактические цели и задачи для использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти виды деятельности тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.
Финансовая стратегия - это долгосрочная финансовая политика, рассчитанная на долгосрочную перспективу, предполагающую решение масштабных задач.
Финансовая тактика - это решение проблем определенного этапа развития путем современной перегруппировки финансовых связей. [7, c. 153]
Финансовая политика является неотъемлемой частью государственной экономической политики. При формулировании финансовой политики следует исходить из особенностей исторического развития общества. Следует учитывать особенности внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны.
Финансовая политика содержит следующие аспекты:
· макроэкономическая стабилизация экономики, связанная с дефицитом бюджета;
· распределение ресурсов, зависящее от политики в области налогообложения и правительственных расходов.
Цели финансовой политики: [2, c. 187]
· Политические цели, то есть достижение целей в области внешней и внутренней политики
· Экономические цели, то есть достижение экономических целей на разных уровнях
· Социальные цели, то есть достижение целей в сфере общественных отношений (социальные классы и слои населения, социальные пособия, распределение социальных благ).
Цели финансовой политики:
· Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
· Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
· Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
· Разработка финансового механизма и его развитие в соответствии с меняющимися целями и задачами стратегии;
· Создание эффективной и максимально эффективной системы управления финансами бизнеса.
Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей социального развития. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли населения в формировании финансовых ресурсов. Большое значение придается повышению эффективности использования финансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественного производства, а также концентрации их на основных направлениях экономического и социального развития.
В процессе проведения финансовой политики особенно важнотребование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики – кредитной, ценовой, денежной.
1.2 Структура финансового механизма
Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений.
Государство через свои исполнительные и законодательные органы на основе тщательного изучения действия экономических законов, законов развития финансов, целей экономической и финансовой политики устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы сбережений денежных средств, предусматриваются виды платежей, определяются принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т. д.
Для эффективного использования финансов, планирования и прогнозирования нормативная формулировка методов, используемых для организации финансовых отношений (налоги, расходы и т. д.), Контроль за правильностью использования различных видов, форм и методов финансовых отношений большое значение/ [11, c. 157]
В зависимости от характеристик отдельных подразделений социальной экономики и на основе выявления областей и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и коммерческих организаций, механизм страхования и механизм функционирования общественных финансы.
В свою очередь, каждая из этих сфер включает в себя отдельные структурные единицы. Например, механизм государственных финансов делится на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов. В соответствии с территориальным делением можно различить финансовый механизм государства и местных органов власти. При рассмотрении финансового механизма с точки зрения его влияния на общественное воспроизводство выделяются его функциональные единицы: мобилизация ресурсов, финансирование, стимулирование и т. д. [15, c. 146]
Внутренняя связь составных (структурных и функциональных) частей финансового механизма является важным условием его эффективности.
Сочетание элементов финансового механизма - формы, типы, методы организации финансовых отношений образует «построение финансового механизма», которое обусловлено установкой количественных параметров каждого его элемента, то есть определением ставок и показателей вывод средств, объем средств, уровень расходов и т. д. Государство действует в сфере финансов по определенным правилам, в соответствии с установленными нормами. Введение правовых норм дает возможность устанавливать единые правила организации финансовых отношений, защищать экономические интересы общества, групп предприятий и отдельных лиц.
Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов.
Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживает хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями. Формируя финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что является залогом эффективности финансового механизма.