Файл: Роль мотивации в поведении организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ В ПОВЕДЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. АНАЛИЗ РОЛИ МОТИВАЦИИ В ПОВЕДЕНИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО СЛОВАКИЯ»

2.1 Общая характеристика организации

Номерной фонд Гостиницы - 38 номеров различных категорий, оборудованных в соответствии с международными стандартами всем необходимым для приятного полноценного отдыха.

ООО СЛОВАКИЯ» имеет типичную функциональную структуру управления – это организационная структура, построение которой основано на дифференциации функций управления, разделении процессов на отдельные блоки.

Структура управления ООО СЛОВАКИЯ» представлена на рис. 4.

Управляющий

Питание и напитки

буфет

Служба обслуживания номеров

горничные

уборщики

АХО

дворник

техническое обслуживание и эксплуатация

Служба приема и размещения

администраторы

Менеджер по бронированию

бухгалтерия и финансы

бухгалтер

Рис.4. Структура управления ООО СЛОВАКИЯ»

Характеристика номерного фонда представлена в таблице 5.

Таблица 5

Характеристика номерного фонда ООО СЛОВАКИЯ»

Категория номера

Номерной фонд

Количество номеров

Количество мест

«Люкс» Высшая

Двухкомн. одномест.

345

2

«Студия» Высшая

1,5 комн. 1- о мест.

186

16

Первая повышенной комфортности

1- о комн. 2 - х мест.

144

22

Первая

1– о комн. 1- о мест.

62

30

Итого

737

Ключевое направление деятельности гостиницы: предоставлять услуги для временного проживания в гостинице, предоставление нежилого помещения в аренду предприятиям и организации, услуги автостоянки.

Престиж ООО СЛОВАКИЯ», доход от услуг зависит от заполняемости номерного фонда. Загрузка номерного фонда стоит особенно остро. Большая загруженность в летний период. Согласно статистики видно, что летом заполняемость 50 %, а зимой около 20 %. Это от того, что большинство мероприятий проходит в летний период. В разных регионах страны имеются свои культурные мероприятия по развлечению и отдыха.


Множество мероприятий проводится на открытых площадках в парках.

Основной рынок туристов – это рынок нашей страны, но постепенно происходит смещение в сторону гостей из ближнего и дальнего зарубежья. Растёт доля выручки, приходящая на турфирмы и кооперативных клиентов.

Сведения, описывающие изменения численности персонала ООО СЛОВАКИЯ» представлены в таблице 6.

Таблица 6

Анализ изменения численности персонала ООО СЛОВАКИЯ» в 2015-2018 гг.

Структура персонала

Численность, человек

Темпы роста, %

2015

2016

2017

2018

2015 к 2014

2017 к 2016

2018 к

2017

2018 к

2015

Среднесписочная численность сотрудников. в том числе

41

40

39

39

97,6

97,5

100

95,1

персонал управленческий

10

9

8

8

90,0

88,9

100

80,0

Специалисты

19

19

18

18

100,0

94,7

100

94,7

персонал обслуживающий

12

12

13

13

100,0

108,3

100

108,3

Сокращение численности персонала ООО СЛОВАКИЯ» в 2015-2018гг. с 41 до 39 чел., или на 4,9%. Численность изменилась после сокращения аппарата управления на 2 человек, специалистов – на 1 человека, и повышения персонала обслуживания на 1 чел., в то время как показатель численности персонала ООО СЛОВАКИЯ» в 2018г. в сравнении с 2017г. не изменился.

2.2 Анализ эффективности существующей системы мотивации

Для начала рассмотрим показатели оплаты и стимулирования сотрудников, а также их воздействие на эффективность деятельности организации, сведя их в таблицу 7.

Таблица 7

Показатели стимулирования сотрудников, а также их влияние на эффективность деятельности компании за 2016-2018 гг.

Показатель

2016г.

2017 г.

2018г.

Отклонение 2018 от

2016 г.

2017 г.

Уровень расходов на оплату труда, %

6,83

8,04

8,43

1,6

0,39

Относительная экономия (перерасход) расходов на ОТ, тысяч рублей

-

10298,3

3376,0

3376,0

-6922,3

Затраты на рабочую силу в выручке, %

10,25

14,47

18,55

8,3

4,08

Затраты на выплату «соцпакета» в выручке, %

5,96

6,03

6,10

0,14

0,07

Доля «соцпакета» в совокупности затрат на рабочую силу, %

23,60

23,62

23,68

0,08

0,06-

Отдача материального стимулирования труда, руб./руб.,

51,16

41,34

40,56

-10,6

-0,78

Рентабельность материального стимулирования труда, %

348,5

281,1

320,6

-27,9

39,5

Соотношение темпа роста выручки и материального стимулирования, %

-

0,81

0,98

0,98

0,17

Соотношение темпа роста чистой прибыли и материального стимулирования труда, %

-

0,80

1,21

1,21

0,41

Соотношение темпа роста издержек обращения и расходов на з/п, %

-

0,86

0,95

0,95

0,09


Проведенный анализ выявил рост уровня расходов на оплату труда, что повлекло перерасход расходов на оплату труда. Сокращение отдачи материального стимулирования труда осуществилось в динамике, что указывает на понижение положительного эффекта мотивации персонала.

На ухудшение положительного эффекта мотивации указывает также сокращение рентабельности материального стимулирования труда. Показатели выработки на 1 сотрудника в ООО СЛОВАКИЯ» за 2017-2018гг. указаны в таблице 8.

Таблица 8

Показатели выработки ООО СЛОВАКИЯ» за 2017-2018гг.

Показатели

2017г.

2018г.

Изменение

2018 к 2017

Выручка от продаж, тысяч рублей

14210

16300

2090

Численность сотрудников, человек

39

39

0

Выработка на 1 работника, тысяч рублей

364,4

417,9

53,6

По итогам табл. 8 можем говорить об эффективном функционировании трудовых ресурсов: с ростом выручки на 14 %, отмечено повышение выработки на 1 сотрудника на 6,6 %.

В процессе социологического и документационного исследования деятельности руководителя ООО СЛОВАКИЯ» применялись нижеследующие методы: наблюдения; анализа документационного обеспечения; анкетирования. При анализе документационного обеспечения управления ООО СЛОВАКИЯ» выявили, что каждый работник Управления работает согласно своим должностным инструкциям – четко обозначенным и закрепленным за каждым сотрудником функциональным обязанностям. С целью исследования сущности работы руководителя ООО СЛОВАКИЯ» нужно оценить среду, формирующие необходимые стимулы для эффективной работы, а также достижение намеченных перед ООО СЛОВАКИЯ» целей.

Результат анкетирования, полученный путем диагностики мотивационной среды (баллы от 1 до 10), указан в таблице 9.

Таблица 9

Результаты анализа мотивации

Мотивационные признаки

Значимые для специалистов

Значимые для руководства

величина

выбора

средняя

оценка

величина

выбора

средняя

оценка

1

Материальное вознаграждение

83,1

9,84

32,4

3,6

2

Безопасность и комфорт в работе

58,7

7,42

55,1

7,0

3

Хорошее отношение коллег

47,6

6,34

15,3

5,67

4

Уважение руководителя

38,2

5,75

12,74

5,0

5

Карьера

31,9

3,98

14,8

4,22

6

Избежание ответственности

24,3

2,47

0,98

1,0

7

Самореализация

15,7

5,02

13,5

4,22

8

Значимость труда

6,2

4,21

55,31

8,11

9

Удовлетворение от результатов труда

9,7

5,84

76,51

9,78

10

Возможность творчества в работе

7,5

4,05

43,58

5,22


Выявилось, что материальное вознаграждение является одним из ключевых мотивов деятельности специалистов ООО СЛОВАКИЯ» (83% голосов), а управленцы более значимым считают удовлетворение от результата труда (76%).

Второй по значимости мотивационный признак у специалистов ООО СЛОВАКИЯ» состоит в безопасности и комфорте в работе (59%). Потребность в благоприятном отношении коллег была определена у 48%, а необходимость чувствовать уважение со стороны руководителя - у 38%. Избежание ответственности является важным у 24% специалистов.

Мотивационный признак - стремление получить материальное вознаграждение - выявили у 32% руководящих сотрудников, что указывает на то, что их, в основном, устраивает система оплатой труда, а на первом месте у них иные мотивационные признаки: 44% руководителей хотят обладать возможностью проявить творчество в работе.

Руководитель же хочет видеть ключевым мотивом у подчиненных - удовлетворение результатом труда (78%), комфорт и безопасность в работе, а также потребность в чувстве важности труда работников (56% у каждого мотива).

Из этого следует, что можно отметить несовпадение мотивационных признаков у руководителя и остальных работников ООО СЛОВАКИЯ».

Сложившаяся в компании система мотивации включает в себя административные, экономические и социальные методы.

Элементы системы мотивации во всех случаях были в практике компании.

Проведем анализ их наличия на протяжении последних нескольких лет в таблице 10.

Таблица 10

Использование элементов системы мотивации в ООО СЛОВАКИЯ» в 2016-2018 гг

Элемент стимулирования

2016

2017

2018

Общие условия труда

- гарантии по ТК РФ (больничные, отпуска 28 дней через полгода, пособия, фонды) каждому сотруднику

- безопасность, охрана здоровья и труда (медкабинет, прикрепление к больницам)

- организация питания, условий к отдыху

- поздравления, а также подарки от предприятия

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Имидж, культура компании

- миссия, система общих для компании и сотрудников ценностных ориентации

- корпоративные праздники и мероприятия

+

-

+

-

+

-

Информирование сотрудников

- регулярное информирование работников о делах, принимаемых решениях на предприятии, об их возможностях и правах

- доступность общих инструкций и положений

-

+

-

+

-

+

Системы стимулирования, а также нематериальные и материальные поощрения, компенсации, доплаты, нематериальные поощрения.

+

+

+

Оценка труда сотрудников, аттестация и учет полученного результата при управлении карьерой работников

+

+

+

Развитие кадров: адаптация, обучение работников, а также повышение квалификации

+

+

+

Организация рабочего места: месторасположение, и оборудование рабочего места

+

+

+

Регулярный контроль удовлетворенности сотрудников собственной работой, изучения причин кадровой текучести

-

+

+


Сведения таблицы 10 указывают на проведение на предприятии постоянной и планомерной работы по развитию указанной системы, а также повышению мотивации персонала.

При рыночных отношениях очень важны показатели премирования, нацеленные на расширение объема производства, повышение прибыли, улучшение качества продукции.

Основой системы стимулирования предприятия являются ценовые стимулы – зарплата.

Многие опрошенные (52%) заявили о доброжелательном и уважительном отношении руководства, вне зависимости от дисциплины и трудовых успехов. Это говорит о профессионализме руководителей и их высоком культурном уровне развития.

При этом имеются и недовольные (в основном те, кто хоть как-то нарушил трудовую дисциплину), они заявляют о хорошем отношении к ним при отсутствии нарушений дисциплины (36%). Положительный фактор – в том, что в ответах варианта отсутствует вариант «безразличное ко всем», что говорит о желании руководства участвовать в жизни коллектива.

На вопрос: «Что привлекает Вас в Вашей работе?», многие сказали, что им привлекательна возможность постоянного улучшения своих знаний ‑ 27,8%. 11% опрошенных сказали о важности возможности передавать собственные знания другим.

В рамках опроса также задавался вопрос и руководящему составу: «Чего не хватает молодым работникам, пришедшим в Вашу организацию?». Распределение ответов на рисунке 5.

Выявилось, что только один руководитель не имеет претензий к молодым работникам. Многие заявили об отсутствии чувства ответственности у молодежи, которое, как мы считаем, может быть воспитано примером со стороны руководства и старшего поколения.

Рис.5. «Чего не хватает молодым работникам, пришедшим в Вашу компанию?»

Интересно также наличие большой доли руководителей, отметившие отсутствие желания работать у молодых людей, что, как мы полагаем, может говорить о недостатках системы мотивации на предприятии.

Отсутствие инициативности занимает третье место, как и недостаток теории и практики. Причем на следующей позиции расположились ответы о нехватке в основном практических навыков.

Положительные тенденции ООО СЛОВАКИЯ» в системе мотивации сотрудников указаны ниже.

  1. Сохраняется кадровый потенциал, кадровое ядро.
  2. Опытные сотрудники работают, они заинтересованы в том, чтобы передавать опыт.
  3. Есть эффективные действующие способы передачи знаний и опыта молодому поколению – это стажировка и наставничество.
  4. Использование нематериальных методов мотивации персонала.
  5. Структура ФЗП позволяет поддерживать продуктивную работу компании и стимулировать работников.