Файл: Роль мотивации в поведении организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ В ПОВЕДЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
2. АНАЛИЗ РОЛИ МОТИВАЦИИ В ПОВЕДЕНИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО СЛОВАКИЯ»
2.1 Общая характеристика организации
Номерной фонд Гостиницы - 38 номеров различных категорий, оборудованных в соответствии с международными стандартами всем необходимым для приятного полноценного отдыха.
ООО СЛОВАКИЯ» имеет типичную функциональную структуру управления – это организационная структура, построение которой основано на дифференциации функций управления, разделении процессов на отдельные блоки.
Структура управления ООО СЛОВАКИЯ» представлена на рис. 4.
Управляющий
Питание и напитки
буфет
Служба обслуживания номеров
горничные
уборщики
АХО
дворник
техническое обслуживание и эксплуатация
Служба приема и размещения
администраторы
Менеджер по бронированию
бухгалтерия и финансы
бухгалтер
Рис.4. Структура управления ООО СЛОВАКИЯ»
Характеристика номерного фонда представлена в таблице 5.
Таблица 5
Характеристика номерного фонда ООО СЛОВАКИЯ»
Категория номера |
Номерной фонд |
Количество номеров |
Количество мест |
«Люкс» Высшая |
Двухкомн. одномест. |
345 |
2 |
«Студия» Высшая |
1,5 комн. 1- о мест. |
186 |
16 |
Первая повышенной комфортности |
1- о комн. 2 - х мест. |
144 |
22 |
Первая |
1– о комн. 1- о мест. |
62 |
30 |
Итого |
737 |
Ключевое направление деятельности гостиницы: предоставлять услуги для временного проживания в гостинице, предоставление нежилого помещения в аренду предприятиям и организации, услуги автостоянки.
Престиж ООО СЛОВАКИЯ», доход от услуг зависит от заполняемости номерного фонда. Загрузка номерного фонда стоит особенно остро. Большая загруженность в летний период. Согласно статистики видно, что летом заполняемость 50 %, а зимой около 20 %. Это от того, что большинство мероприятий проходит в летний период. В разных регионах страны имеются свои культурные мероприятия по развлечению и отдыха.
Множество мероприятий проводится на открытых площадках в парках.
Основной рынок туристов – это рынок нашей страны, но постепенно происходит смещение в сторону гостей из ближнего и дальнего зарубежья. Растёт доля выручки, приходящая на турфирмы и кооперативных клиентов.
Сведения, описывающие изменения численности персонала ООО СЛОВАКИЯ» представлены в таблице 6.
Таблица 6
Анализ изменения численности персонала ООО СЛОВАКИЯ» в 2015-2018 гг.
Структура персонала |
Численность, человек |
Темпы роста, % |
||||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2015 к 2014 |
2017 к 2016 |
2018 к 2017 |
2018 к 2015 |
|
Среднесписочная численность сотрудников. в том числе |
41 |
40 |
39 |
39 |
97,6 |
97,5 |
100 |
95,1 |
персонал управленческий |
10 |
9 |
8 |
8 |
90,0 |
88,9 |
100 |
80,0 |
Специалисты |
19 |
19 |
18 |
18 |
100,0 |
94,7 |
100 |
94,7 |
персонал обслуживающий |
12 |
12 |
13 |
13 |
100,0 |
108,3 |
100 |
108,3 |
Сокращение численности персонала ООО СЛОВАКИЯ» в 2015-2018гг. с 41 до 39 чел., или на 4,9%. Численность изменилась после сокращения аппарата управления на 2 человек, специалистов – на 1 человека, и повышения персонала обслуживания на 1 чел., в то время как показатель численности персонала ООО СЛОВАКИЯ» в 2018г. в сравнении с 2017г. не изменился.
2.2 Анализ эффективности существующей системы мотивации
Для начала рассмотрим показатели оплаты и стимулирования сотрудников, а также их воздействие на эффективность деятельности организации, сведя их в таблицу 7.
Таблица 7
Показатели стимулирования сотрудников, а также их влияние на эффективность деятельности компании за 2016-2018 гг.
Показатель |
2016г. |
2017 г. |
2018г. |
Отклонение 2018 от |
|
2016 г. |
2017 г. |
||||
Уровень расходов на оплату труда, % |
6,83 |
8,04 |
8,43 |
1,6 |
0,39 |
Относительная экономия (перерасход) расходов на ОТ, тысяч рублей |
- |
10298,3 |
3376,0 |
3376,0 |
-6922,3 |
Затраты на рабочую силу в выручке, % |
10,25 |
14,47 |
18,55 |
8,3 |
4,08 |
Затраты на выплату «соцпакета» в выручке, % |
5,96 |
6,03 |
6,10 |
0,14 |
0,07 |
Доля «соцпакета» в совокупности затрат на рабочую силу, % |
23,60 |
23,62 |
23,68 |
0,08 |
0,06- |
Отдача материального стимулирования труда, руб./руб., |
51,16 |
41,34 |
40,56 |
-10,6 |
-0,78 |
Рентабельность материального стимулирования труда, % |
348,5 |
281,1 |
320,6 |
-27,9 |
39,5 |
Соотношение темпа роста выручки и материального стимулирования, % |
- |
0,81 |
0,98 |
0,98 |
0,17 |
Соотношение темпа роста чистой прибыли и материального стимулирования труда, % |
- |
0,80 |
1,21 |
1,21 |
0,41 |
Соотношение темпа роста издержек обращения и расходов на з/п, % |
- |
0,86 |
0,95 |
0,95 |
0,09 |
Проведенный анализ выявил рост уровня расходов на оплату труда, что повлекло перерасход расходов на оплату труда. Сокращение отдачи материального стимулирования труда осуществилось в динамике, что указывает на понижение положительного эффекта мотивации персонала.
На ухудшение положительного эффекта мотивации указывает также сокращение рентабельности материального стимулирования труда. Показатели выработки на 1 сотрудника в ООО СЛОВАКИЯ» за 2017-2018гг. указаны в таблице 8.
Таблица 8
Показатели выработки ООО СЛОВАКИЯ» за 2017-2018гг.
Показатели |
2017г. |
2018г. |
Изменение |
2018 к 2017 |
|||
Выручка от продаж, тысяч рублей |
14210 |
16300 |
2090 |
Численность сотрудников, человек |
39 |
39 |
0 |
Выработка на 1 работника, тысяч рублей |
364,4 |
417,9 |
53,6 |
По итогам табл. 8 можем говорить об эффективном функционировании трудовых ресурсов: с ростом выручки на 14 %, отмечено повышение выработки на 1 сотрудника на 6,6 %.
В процессе социологического и документационного исследования деятельности руководителя ООО СЛОВАКИЯ» применялись нижеследующие методы: наблюдения; анализа документационного обеспечения; анкетирования. При анализе документационного обеспечения управления ООО СЛОВАКИЯ» выявили, что каждый работник Управления работает согласно своим должностным инструкциям – четко обозначенным и закрепленным за каждым сотрудником функциональным обязанностям. С целью исследования сущности работы руководителя ООО СЛОВАКИЯ» нужно оценить среду, формирующие необходимые стимулы для эффективной работы, а также достижение намеченных перед ООО СЛОВАКИЯ» целей.
Результат анкетирования, полученный путем диагностики мотивационной среды (баллы от 1 до 10), указан в таблице 9.
Таблица 9
Результаты анализа мотивации
Мотивационные признаки |
Значимые для специалистов |
Значимые для руководства |
|||
величина выбора |
средняя оценка |
величина выбора |
средняя оценка |
||
1 |
Материальное вознаграждение |
83,1 |
9,84 |
32,4 |
3,6 |
2 |
Безопасность и комфорт в работе |
58,7 |
7,42 |
55,1 |
7,0 |
3 |
Хорошее отношение коллег |
47,6 |
6,34 |
15,3 |
5,67 |
4 |
Уважение руководителя |
38,2 |
5,75 |
12,74 |
5,0 |
5 |
Карьера |
31,9 |
3,98 |
14,8 |
4,22 |
6 |
Избежание ответственности |
24,3 |
2,47 |
0,98 |
1,0 |
7 |
Самореализация |
15,7 |
5,02 |
13,5 |
4,22 |
8 |
Значимость труда |
6,2 |
4,21 |
55,31 |
8,11 |
9 |
Удовлетворение от результатов труда |
9,7 |
5,84 |
76,51 |
9,78 |
10 |
Возможность творчества в работе |
7,5 |
4,05 |
43,58 |
5,22 |
Выявилось, что материальное вознаграждение является одним из ключевых мотивов деятельности специалистов ООО СЛОВАКИЯ» (83% голосов), а управленцы более значимым считают удовлетворение от результата труда (76%).
Второй по значимости мотивационный признак у специалистов ООО СЛОВАКИЯ» состоит в безопасности и комфорте в работе (59%). Потребность в благоприятном отношении коллег была определена у 48%, а необходимость чувствовать уважение со стороны руководителя - у 38%. Избежание ответственности является важным у 24% специалистов.
Мотивационный признак - стремление получить материальное вознаграждение - выявили у 32% руководящих сотрудников, что указывает на то, что их, в основном, устраивает система оплатой труда, а на первом месте у них иные мотивационные признаки: 44% руководителей хотят обладать возможностью проявить творчество в работе.
Руководитель же хочет видеть ключевым мотивом у подчиненных - удовлетворение результатом труда (78%), комфорт и безопасность в работе, а также потребность в чувстве важности труда работников (56% у каждого мотива).
Из этого следует, что можно отметить несовпадение мотивационных признаков у руководителя и остальных работников ООО СЛОВАКИЯ».
Сложившаяся в компании система мотивации включает в себя административные, экономические и социальные методы.
Элементы системы мотивации во всех случаях были в практике компании.
Проведем анализ их наличия на протяжении последних нескольких лет в таблице 10.
Таблица 10
Использование элементов системы мотивации в ООО СЛОВАКИЯ» в 2016-2018 гг
Элемент стимулирования |
2016 |
2017 |
2018 |
Общие условия труда - гарантии по ТК РФ (больничные, отпуска 28 дней через полгода, пособия, фонды) каждому сотруднику - безопасность, охрана здоровья и труда (медкабинет, прикрепление к больницам) - организация питания, условий к отдыху - поздравления, а также подарки от предприятия |
+ + + + |
+ + + + |
+ + + + |
Имидж, культура компании - миссия, система общих для компании и сотрудников ценностных ориентации - корпоративные праздники и мероприятия |
+ - |
+ - |
+ - |
Информирование сотрудников - регулярное информирование работников о делах, принимаемых решениях на предприятии, об их возможностях и правах - доступность общих инструкций и положений |
- + |
- + |
- + |
Системы стимулирования, а также нематериальные и материальные поощрения, компенсации, доплаты, нематериальные поощрения. |
+ |
+ |
+ |
Оценка труда сотрудников, аттестация и учет полученного результата при управлении карьерой работников |
+ |
+ |
+ |
Развитие кадров: адаптация, обучение работников, а также повышение квалификации |
+ |
+ |
+ |
Организация рабочего места: месторасположение, и оборудование рабочего места |
+ |
+ |
+ |
Регулярный контроль удовлетворенности сотрудников собственной работой, изучения причин кадровой текучести |
- |
+ |
+ |
Сведения таблицы 10 указывают на проведение на предприятии постоянной и планомерной работы по развитию указанной системы, а также повышению мотивации персонала.
При рыночных отношениях очень важны показатели премирования, нацеленные на расширение объема производства, повышение прибыли, улучшение качества продукции.
Основой системы стимулирования предприятия являются ценовые стимулы – зарплата.
Многие опрошенные (52%) заявили о доброжелательном и уважительном отношении руководства, вне зависимости от дисциплины и трудовых успехов. Это говорит о профессионализме руководителей и их высоком культурном уровне развития.
При этом имеются и недовольные (в основном те, кто хоть как-то нарушил трудовую дисциплину), они заявляют о хорошем отношении к ним при отсутствии нарушений дисциплины (36%). Положительный фактор – в том, что в ответах варианта отсутствует вариант «безразличное ко всем», что говорит о желании руководства участвовать в жизни коллектива.
На вопрос: «Что привлекает Вас в Вашей работе?», многие сказали, что им привлекательна возможность постоянного улучшения своих знаний ‑ 27,8%. 11% опрошенных сказали о важности возможности передавать собственные знания другим.
В рамках опроса также задавался вопрос и руководящему составу: «Чего не хватает молодым работникам, пришедшим в Вашу организацию?». Распределение ответов на рисунке 5.
Выявилось, что только один руководитель не имеет претензий к молодым работникам. Многие заявили об отсутствии чувства ответственности у молодежи, которое, как мы считаем, может быть воспитано примером со стороны руководства и старшего поколения.
Рис.5. «Чего не хватает молодым работникам, пришедшим в Вашу компанию?»
Интересно также наличие большой доли руководителей, отметившие отсутствие желания работать у молодых людей, что, как мы полагаем, может говорить о недостатках системы мотивации на предприятии.
Отсутствие инициативности занимает третье место, как и недостаток теории и практики. Причем на следующей позиции расположились ответы о нехватке в основном практических навыков.
Положительные тенденции ООО СЛОВАКИЯ» в системе мотивации сотрудников указаны ниже.
- Сохраняется кадровый потенциал, кадровое ядро.
- Опытные сотрудники работают, они заинтересованы в том, чтобы передавать опыт.
- Есть эффективные действующие способы передачи знаний и опыта молодому поколению – это стажировка и наставничество.
- Использование нематериальных методов мотивации персонала.
- Структура ФЗП позволяет поддерживать продуктивную работу компании и стимулировать работников.