Файл: Анализ и оценка средств реализации объектно-ориентированного подхода к проектированию экономической информационной системы (Сущность объектно-ориентированного подхода к проектированию информационных систем).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
Ниже представлена декомпозиция второго уровня по процессу «Написание технического задания» (рис. 4.).
Рис. 4. 2-й уровень декомпозиции процесса «Написание технического задания»
Сама процедура заполнения шаблонов технического задания включает в себя описание основных разделов по ГОСТ. Полный текст стандарта представлен в приложении 1. Описание основных владельцев и источников информации по описанию разделов представлено ниже[6]:
- Раздел «Общие сведения» в полном объеме заполняется менеджером по продажам по факту заключения, согласования и подписания договора с функциональным Заказчиком. В случае заключения договора на внедрение информационной системы, в состав работ автоматически включаются работы по написанию полноценного технического задания на внедрение или частного технического задания, который включает в себя только функциональные разрывы. Раздел не имеет четкой последовательности при заполнении и не зависит от заполнения других разделов. Однако, рекомендуется заполнять раздел в первую очередь. Для заполнения раздела используются данные договора:
- наименование программного продукта на базе 1С и ее условное обозначение, выбранный Заказчиком (Например, «1С: Предприятие 8.3z» в АО «Ромашка»;
- уникальный идентификационный код (шифр) темы или договора, который присваивается каждому проекту (Например, 3627-1543-1005-0004);
- наименование сторон договора и реквизиты каждой стороны, к которым относятся: адрес и контактный телефон;
- технические документы, подготовленные ранее другими исполнителями при работе с данным программным продуктом (Например, устав проекта, концепция системы);
- фиксированные сроки в разрезе каждого этапа проекта, при необходимости сдвига сроков требуется создание технико-экономического обоснования и дополнительного соглашения;
- финансирование в виде фиксированной суммы договора, разбитой на этапы, при необходимости увеличения бюджета подготавливается дополнительное соглашение;
- при сдаче каждого этапа проекта подготавливается перечень сдаваемых документов (Например, отчет об обследовании, техническое задание, пользовательские документы, матрица ролей, сценарии тестирования).
- Раздел «Цели и назначение системы» заполняется руководителем проекта, на основании данных договора, а также написанного и согласованного с Заказчиком Устава проекта. Раздел не имеет четкой последовательности при заполнении, может быть заполнен параллельно с разделом 3. В разделе должна быть отражена следующая информация:
- Вид автоматизируемой деятельности (Например, внедрение, разработка, проектирование);
- Список объектов автоматизации, где планируется использование данной системы;
- Цель проведения автоматизации (Например, автоматизация процессов планирования и учета всех аспектов деятельности предприятия, с целью сокращения времени и трудозатрат на формирование регламентированной и управленческой отчетности предприятия с возможностью её детального анализа).
- Критерии оценки достижения целей внедрения системы.
- Раздел «Характеристики объекта автоматизации» заполняется параллельно с разделом «Цели и назначения системы» руководителем проекта. В качестве источника информации, входными документами являются также договор и Устав проекта. Раздел не имеет четкой последовательности при заполнении, может быть заполнен параллельно с разделом 2. В разделе должна быть отражена следующая информация:
- Сведения об объекте автоматизации или ссылки на документы и источники, где может содержаться такая информация;
- Сведения об условиях эксплуатации объекта автоматизации и характеристиках окружающей среды.
- Раздел «Требования к системе» может заполняться последовательно ответственными исполнителями или одновременно, т.к. исполнители разные. Исполнителями данного раздела выступают директор по проектам и консультанты по направлениям. Так как в организации директор по проектам исполняет роль архитектора, значит на его плечи ложится описание технических требований и требований к системе в целом. За описание функциональных требований отвечают консультанты по направлениям. В связи с тем, что система у нас предусматривает ведение различного учета, соответственно в компании каждый консультант отвечает за свои блоки самостоятельно. Например, консультант по бухгалтерскому и налоговому учету отвечает за постановку и настройку системы в области бухгалтерского и налогового учета, консультант оперативного учета отвечает за блоки производства, складского учета, продаж и закупок, консультант по бюджетированию и казначейству отвечает за финансовую сторону настройки системы. Тем самым, при внедрении комплексной системы, функциональные требования могут описывать не менее трех-четырех консультантов. При масштабном проекте, численностью на предприятии более трех тысяч человек, работают не менее двух-трех консультантов на отдельное направление. Источниками для формирования требований являются отчет об обследовании, в котором прописывается текущая составляющая организации, и учетная информация от заказчика, регламентирующая основные бизнес-процессы.
В разделе «Требования к системе в целом» директором по проектам должны быть зафиксированы следующие требования:
- требования к структуре и функционированию системы;
- требования к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы;
- показатели назначения;
- требования к надежности;
- требования безопасности;
- требования к эргономике и технической эстетике;
- требования к транспортабельности для подвижных автоматизированных систем;
- требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы;
- требования к защите информации от несанкционированного доступа;
- требования по сохранности информации при авариях;
- требования к защите от влияния внешних воздействий;
- требования к патентной чистоте.
- требования по стандартизации и унификации;
- дополнительные требования.
В подразделе «Требования к видам обеспечения» директор по проектам / архитектор отмечает требования в зависимости от вида системы.
В подразделе «Функциональные требования» приводятся:
- список автоматизируемых подсистем, функций, документов, задач и их реализации в целом;
- описание функциональных разрывов в случае, если возможности типовой конфигурации не удовлетворяют потребностям;
- требования к качеству исполнения каждой функции, к форме представления выходной информации, характеристики необходимой точности и времени выполнения, требования одновременности выполнения группы функций, достоверности выдачи результатов.
- Раздел «Состав и содержание работ» заполняется руководителем проекта, на основании данных договора, а также написанного и согласованного с Заказчиком Устава проекта. Раздел не имеет четкой последовательности при заполнении, может быть заполнен параллельно с разделом 6.
В разделе должна быть отражена следующая информация:
- список документов, которые подлежат сдаче по окончании этапа проектов;
- вид и порядок проведения экспертизы технической документации (стадия, этап, объем проверяемой документации, организация-эксперт);
- программу работ, направленных на обеспечение требуемого уровня надежности разрабатываемой системы (при необходимости);
- перечень работ по метрологическому обеспечению на всех стадиях создания системы с указанием их сроков выполнения и организаций-исполнителей (при необходимости).
- Раздел «Порядок контроля и приемки системы» заполняется руководителем проекта, на основании данных договора, а также написанного и согласованного с Заказчиком Устава проекта. Раздел не имеет четкой последовательности при заполнении, может быть заполнен параллельно с разделом 5. В разделе должна быть отражена следующая информация:
- виды, состав, объем и методы испытаний системы и ее составных частей (виды испытаний в соответствии с действующими нормами, распространяющимися на разрабатываемую систему);
- общие требования к приемке работ по стадиям (перечень участвующих предприятий и организаций, место и сроки проведения), порядок согласования и утверждения приемочной документации;
- статус приемочной комиссии (государственная, межведомственная, ведомственная).
- Раздел «Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие» заполняется директором по проектам, на основании данных договора, а также написанного и согласованного с Заказчиком Устава проекта. Раздел не имеет четкой последовательности при заполнении, может быть заполнен параллельно с другими разделами. В разделе должна быть отражена следующая информация:
- приведение информации к пригодному для компонента виду;
- описание изменений, которые необходимо осуществить в объекте автоматизации;
- описание условий по функционированию разрабатываемой системы;
- возможное изменение структуры предприятия Заказчика, необходимых для функционирования проектируемой системы;
- отражение сроков и порядок укомплектования штатных единиц при необходимости, проведения обучения персонала, задействованного в бизнес-процессах.
- Раздел «Требования к документированию» заполняется руководителем проекта, на основании данных договора, а также написанного и согласованного с Заказчиком Устава проекта. Раздел не имеет четкой последовательности при заполнении, может быть заполнен параллельно с разделом 9. В разделе должна быть отражена следующая информация:
- согласованный разработчиком и заказчиком системы перечень подлежащих разработке комплектов и видов документов, перечень документов, выпускаемых на машинных носителях; требования к микрофильмированию документации;
- требования по документированию комплектующих элементов межотраслевого применения;
- при отсутствии государственных стандартов, определяющих требования к документированию элементов системы, дополнительно включают требования к составу и содержанию таких документов.
- Раздел «Источники разработки» заполняется руководителем проекта, на основании данных договора, а также написанного и согласованного с Заказчиком Устава проекта. Раздел не имеет четкой последовательности при заполнении, может быть заполнен параллельно с разделом 8. В разделе должна быть перечислены следующие документы и информационные материалы:
- технико-экономическое обоснование;
- отчеты о законченных научно-исследовательских работах;
- информационные материалы на отечественные, зарубежные системы-аналоги и др.), на основании которых разрабатывалось техническое задание и которые должны быть использованы при создании системы. [ГОСТ 34.602-89]
Получив полное описание процесса по написанию технического задания, можно сделать вывод о том, что основным недостатком является рукописное создание технического документа с нуля, в независимости от того, что большая часть функциональных Заказчиков требует установки максимально приближенной к шаблону типовой конфигурации, что ведет к возникновению следующих недостатков:
- Увеличение трудозатрат на написание технического задания;
- Ошибки при написании документа или при формировании отчетов;
- Отсутствие централизованного хранения технических заданий.
Программа «Мастер технических заданий»
Программа «Мастер Технических Заданий» является бесплатной, обеспечивает легкое создание профессионального технического задания на разрабатываемую программу или к разработке программного обеспечения в режиме пошагового мастера в соответствии с ГОСТ, что значительно упрощает процесс создания технического задания (разработка сайта, разработка программного обеспечения и т.д.). Возможно редактирование раннее созданного проекта, экспорт результатов в формате HTML и Microsoft Word[2].
Программа не требует установки и представляет собой удобный пошаговый мастер создания технического задания. Благодаря тому, что программа содержит готовые шаблоны и структуру, техническое задание можно создавать с минимальной потерей времени (рис. 5.).
Рис. 5. Рабочее место «Мастер технических заданий»[10]
* Сост. по источнику: http://www.freetz.ru/master-tz/
Основные возможности программы:
- простота в освоении;
- рекомендации по составлению технического задания;
- возможность настроить расположение окон программы;
- редактирование пунктов технического задания (добавление, удаление, поиск);
- добавление подпунктов;
- вставка в техническое задание файлов (.rtf, .txt), изображений, линий;
- добавление и форматирование таблиц;
- текстовый редактор (шрифт, размер шрифта, выделение, отступы, выравнивание);
- сохранение документа из определенного пункта технического задания (.rtf, .html, .txt);
- экспорт в Word и HTML;
- редактирование созданных проектов [http://freelancers-tools.com/?p=1728].