Файл: Анализ и оценка средств реализации объектно-ориентированного подхода к проектированию экономической информационной системы (Сущность объектно-ориентированного подхода к проектированию информационных систем).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ниже представлена декомпозиция второго уровня по процессу «Написание технического задания» (рис. 4.).

Рис. 4. 2-й уровень декомпозиции процесса «Написание технического задания»

Сама процедура заполнения шаблонов технического задания включает в себя описание основных разделов по ГОСТ. Полный текст стандарта представлен в приложении 1. Описание основных владельцев и источников информации по описанию разделов представлено ниже[6]:

  1. Раздел «Общие сведения» в полном объеме заполняется менеджером по продажам по факту заключения, согласования и подписания договора с функциональным Заказчиком. В случае заключения договора на внедрение информационной системы, в состав работ автоматически включаются работы по написанию полноценного технического задания на внедрение или частного технического задания, который включает в себя только функциональные разрывы. Раздел не имеет четкой последовательности при заполнении и не зависит от заполнения других разделов. Однако, рекомендуется заполнять раздел в первую очередь. Для заполнения раздела используются данные договора:
  • наименование программного продукта на базе 1С и ее условное обозначение, выбранный Заказчиком (Например, «1С: Предприятие 8.3z» в АО «Ромашка»;
  • уникальный идентификационный код (шифр) темы или договора, который присваивается каждому проекту (Например, 3627-1543-1005-0004);
  • наименование сторон договора и реквизиты каждой стороны, к которым относятся: адрес и контактный телефон;
  • технические документы, подготовленные ранее другими исполнителями при работе с данным программным продуктом (Например, устав проекта, концепция системы);
  • фиксированные сроки в разрезе каждого этапа проекта, при необходимости сдвига сроков требуется создание технико-экономического обоснования и дополнительного соглашения;
  • финансирование в виде фиксированной суммы договора, разбитой на этапы, при необходимости увеличения бюджета подготавливается дополнительное соглашение;
  • при сдаче каждого этапа проекта подготавливается перечень сдаваемых документов (Например, отчет об обследовании, техническое задание, пользовательские документы, матрица ролей, сценарии тестирования).
  1. Раздел «Цели и назначение системы» заполняется руководителем проекта, на основании данных договора, а также написанного и согласованного с Заказчиком Устава проекта. Раздел не имеет четкой последовательности при заполнении, может быть заполнен параллельно с разделом 3. В разделе должна быть отражена следующая информация:

  • Вид автоматизируемой деятельности (Например, внедрение, разработка, проектирование);
  • Список объектов автоматизации, где планируется использование данной системы;
  • Цель проведения автоматизации (Например, автоматизация процессов планирования и учета всех аспектов деятельности предприятия, с целью сокращения времени и трудозатрат на формирование регламентированной и управленческой отчетности предприятия с возможностью её детального анализа).
  • Критерии оценки достижения целей внедрения системы.
  1. Раздел «Характеристики объекта автоматизации» заполняется параллельно с разделом «Цели и назначения системы» руководителем проекта. В качестве источника информации, входными документами являются также договор и Устав проекта. Раздел не имеет четкой последовательности при заполнении, может быть заполнен параллельно с разделом 2. В разделе должна быть отражена следующая информация:
  • Сведения об объекте автоматизации или ссылки на документы и источники, где может содержаться такая информация;
  • Сведения об условиях эксплуатации объекта автоматизации и характеристиках окружающей среды.
  1. Раздел «Требования к системе» может заполняться последовательно ответственными исполнителями или одновременно, т.к. исполнители разные. Исполнителями данного раздела выступают директор по проектам и консультанты по направлениям. Так как в организации директор по проектам исполняет роль архитектора, значит на его плечи ложится описание технических требований и требований к системе в целом. За описание функциональных требований отвечают консультанты по направлениям. В связи с тем, что система у нас предусматривает ведение различного учета, соответственно в компании каждый консультант отвечает за свои блоки самостоятельно. Например, консультант по бухгалтерскому и налоговому учету отвечает за постановку и настройку системы в области бухгалтерского и налогового учета, консультант оперативного учета отвечает за блоки производства, складского учета, продаж и закупок, консультант по бюджетированию и казначейству отвечает за финансовую сторону настройки системы. Тем самым, при внедрении комплексной системы, функциональные требования могут описывать не менее трех-четырех консультантов. При масштабном проекте, численностью на предприятии более трех тысяч человек, работают не менее двух-трех консультантов на отдельное направление. Источниками для формирования требований являются отчет об обследовании, в котором прописывается текущая составляющая организации, и учетная информация от заказчика, регламентирующая основные бизнес-процессы.

В разделе «Требования к системе в целом» директором по проектам должны быть зафиксированы следующие требования:

  • требования к структуре и функционированию системы;
  • требования к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы;
  • показатели назначения;
  • требования к надежности;
  • требования безопасности;
  • требования к эргономике и технической эстетике;
  • требования к транспортабельности для подвижных автоматизированных систем;
  • требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы;
  • требования к защите информации от несанкционированного доступа;
  • требования по сохранности информации при авариях;
  • требования к защите от влияния внешних воздействий;
  • требования к патентной чистоте.
  • требования по стандартизации и унификации;
  • дополнительные требования.

В подразделе «Требования к видам обеспечения» директор по проектам / архитектор отмечает требования в зависимости от вида системы.

В подразделе «Функциональные требования» приводятся:

  • список автоматизируемых подсистем, функций, документов, задач и их реализации в целом;
  • описание функциональных разрывов в случае, если возможности типовой конфигурации не удовлетворяют потребностям;
  • требования к качеству исполнения каждой функции, к форме представления выходной информации, характеристики необходимой точности и времени выполнения, требования одновременности выполнения группы функций, достоверности выдачи результатов.
  1. Раздел «Состав и содержание работ» заполняется руководителем проекта, на основании данных договора, а также написанного и согласованного с Заказчиком Устава проекта. Раздел не имеет четкой последовательности при заполнении, может быть заполнен параллельно с разделом 6.

В разделе должна быть отражена следующая информация:

  • список документов, которые подлежат сдаче по окончании этапа проектов;
  • вид и порядок проведения экспертизы технической документации (стадия, этап, объем проверяемой документации, организация-эксперт);
  • программу работ, направленных на обеспечение требуемого уровня надежности разрабатываемой системы (при необходимости);
  • перечень работ по метрологическому обеспечению на всех стадиях создания системы с указанием их сроков выполнения и организаций-исполнителей (при необходимости).
  1. Раздел «Порядок контроля и приемки системы» заполняется руководителем проекта, на основании данных договора, а также написанного и согласованного с Заказчиком Устава проекта. Раздел не имеет четкой последовательности при заполнении, может быть заполнен параллельно с разделом 5. В разделе должна быть отражена следующая информация:

  • виды, состав, объем и методы испытаний системы и ее составных частей (виды испытаний в соответствии с действующими нормами, распространяющимися на разрабатываемую систему);
  • общие требования к приемке работ по стадиям (перечень участвующих предприятий и организаций, место и сроки проведения), порядок согласования и утверждения приемочной документации;
  • статус приемочной комиссии (государственная, межведомственная, ведомственная).
  1. Раздел «Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие» заполняется директором по проектам, на основании данных договора, а также написанного и согласованного с Заказчиком Устава проекта. Раздел не имеет четкой последовательности при заполнении, может быть заполнен параллельно с другими разделами. В разделе должна быть отражена следующая информация:
  • приведение информации к пригодному для компонента виду;
  • описание изменений, которые необходимо осуществить в объекте автоматизации;
  • описание условий по функционированию разрабатываемой системы;
  • возможное изменение структуры предприятия Заказчика, необходимых для функционирования проектируемой системы;
  • отражение сроков и порядок укомплектования штатных единиц при необходимости, проведения обучения персонала, задействованного в бизнес-процессах.
  1. Раздел «Требования к документированию» заполняется руководителем проекта, на основании данных договора, а также написанного и согласованного с Заказчиком Устава проекта. Раздел не имеет четкой последовательности при заполнении, может быть заполнен параллельно с разделом 9. В разделе должна быть отражена следующая информация:
  • согласованный разработчиком и заказчиком системы перечень подлежащих разработке комплектов и видов документов, перечень документов, выпускаемых на машинных носителях; требования к микрофильмированию документации;
  • требования по документированию комплектующих элементов межотраслевого применения; 
  • при отсутствии государственных стандартов, определяющих требования к документированию элементов системы, дополнительно включают требования к составу и содержанию таких документов.
  • Раздел «Источники разработки» заполняется руководителем проекта, на основании данных договора, а также написанного и согласованного с Заказчиком Устава проекта. Раздел не имеет четкой последовательности при заполнении, может быть заполнен параллельно с разделом 8. В разделе должна быть перечислены следующие документы и информационные материалы:
  • технико-экономическое обоснование;
  • отчеты о законченных научно-исследовательских работах;
  • информационные материалы на отечественные, зарубежные системы-аналоги и др.), на основании которых разрабатывалось техническое задание и которые должны быть использованы при создании системы. [ГОСТ 34.602-89]

Получив полное описание процесса по написанию технического задания, можно сделать вывод о том, что основным недостатком является рукописное создание технического документа с нуля, в независимости от того, что большая часть функциональных Заказчиков требует установки максимально приближенной к шаблону типовой конфигурации, что ведет к возникновению следующих недостатков:

  • Увеличение трудозатрат на написание технического задания;
  • Ошибки при написании документа или при формировании отчетов;
  • Отсутствие централизованного хранения технических заданий.
    1. Обзор инструментов создания технической документации

Программа «Мастер технических заданий»

Программа «Мастер Технических Заданий» является бесплатной, обеспечивает легкое создание профессионального технического задания на разрабатываемую программу или к разработке программного обеспечения в режиме пошагового мастера в соответствии с ГОСТ, что значительно упрощает процесс создания технического задания (разработка сайта, разработка программного обеспечения и т.д.). Возможно редактирование раннее созданного проекта, экспорт результатов в формате HTML и Microsoft Word[2].

Программа не требует установки и представляет собой удобный пошаговый мастер создания технического задания. Благодаря тому, что программа содержит готовые шаблоны и структуру, техническое задание можно создавать с минимальной потерей времени (рис. 5.).

Рис. 5. Рабочее место «Мастер технических заданий»[10]

* Сост. по источнику: http://www.freetz.ru/master-tz/

Основные возможности программы:

  • простота в освоении;
  • рекомендации по составлению технического задания;
  • возможность настроить расположение окон программы;
  • редактирование пунктов технического задания (добавление, удаление, поиск);
  • добавление подпунктов;
  • вставка в техническое задание файлов (.rtf, .txt), изображений, линий;
  • добавление и форматирование таблиц;
  • текстовый редактор (шрифт, размер шрифта, выделение, отступы, выравнивание);
  • сохранение документа из определенного пункта технического задания (.rtf, .html, .txt);
  • экспорт в Word и HTML;
  • редактирование созданных проектов [http://freelancers-tools.com/?p=1728].