Файл: Анализ и оценка средств реализации объектно-ориентированного подхода к проектированию экономической информационной системы (Сущность объектно-ориентированного подхода к проектированию информационных систем).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа «Adobe RoboHelp»

Одним из популярных сред для создания и редактирования справочных систем (или систем помощи типа Help) является Adobe RoboHelp. Это мощнейшее средство для создания профессиональной системы справочной информации или технической документации (рис 6.).

Рис. 6. Рабочее место «Adobe RoboHelp»

Программа позволяет публиковать выходные документы в формате HTML5. При наличии компонента TCS2 (Tata Consultancy Services 2) RoboHelp появляется возможность формировать итоговые документы в большее количество форматов. Работа в данной системе ведется по тематическим разделам. В системе доступен многопользовательский режим и контроль версий. Возможен импорт в систему документов следующих форматов: FrameMaker, PDF, XML, DITA maps и DITA topics. В системе реализована поддержка форматов GIF, JPEG, BMP, MRB (Multi-Resolution Bitmap), WMF (Windows Metafile) и PNG при работе с изображениями. Есть возможность оставлять комментарии к тексту [https://softline.ru/about/news/4926, https://compress.ru/article.aspx?id=18799#Adobe%20RoboHelp%207].

Помимо вышеперечисленного, расширенный набор функций, интегрированный HTML-редактор и контроль над генерируемым HTML-кодом являются основными преимуществами данной системы. Ограничением системы является отсутствие возможности использовать стили, иконки, сниппеты в нескольких проектах. Также программа довольно большая по объёму – вес архива составляет примерно 800 МБ (мегабайт). Также нет возможности создавать документы непосредственно в Robohelp, они могут быть созданы, например, с помощью Microsoft Word, а затем загружаются в RoboHelp для дальнейшей работы с текстом. Цена составляет приблизительно 999 долларов.

Программа «Author-it»

Author-it публикует выходные документы в форматах Word Document, PDF, Windows Help, HTML Pages, HTML Help, XHTML Pages, Java Help и Oracle Help for Java. Имеется возможность подключения к собственной БД: SQL (Structured Query Language) Server или JET / SQL Server Express (бесплатная версия). Реализована блокировка документа в момент его редактирования каким-либо пользователем, что позволяет организовать работу всего коллектива, пользующегося данной системой. В системе доступен контроль версий. При редактировании документа пользователям, доступен только для чтения в последней сохранённой версии документа. Возможен импорт в систему документов следующих типов файлов: Word Document, RTF, FrameMaker, WinHelp, WinHelp Project, HTML Help, Robohelp и HTML. В системе реализована поддержка форматов BMP, GIF, JPG, PNG и WMF и при работе с изображениями. Есть возможность оставлять комментарии к тексту [http://authorit.ru].


Определенными плюсами возможностей системы являются, например, так называемая авторская память, которая отслеживает дублирование контента, поддержка локализации и веб-интерфейс. Инструмент предлагает очень расширенные возможности для повторного использования содержания. Ограничением является сложный пользовательский интерфейс, требующий предварительного обучения работе с программой.

Результаты сравнительного анализа широко распространенных приложений для формирования и написания технических заданий приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ приложений для формирования и написания технических заданий

Критерий сравнения

Мастер технических заданий

Adobe RoboHelp

Author-it

Доступность бесплатного скачивания и установки приложения

Да

Нет

Нет

Соответствие на ГОСТ, регламентирующий написание технического задания

Да

Да

Нет

Экспорт результатов в формате Microsoft Word

Да

Да

Да

Экспорт результатов в формате HTML

Да

Да

Да

Многопользовательский режим работы с документацией

Нет

Да

Да

Готовность шаблона технического задания

Да

Да

Да

Использование графических изображений и схем и возможность их составления

Нет

Да

Да

Добавление и форматирование текста, таблиц и ячеек

Да

Да

Да

Работа на операционных системах (WINDOWS, MAC)

Нет

Да

Да

Возможность версионирования

Нет

Нет

Нет

Формирование отчетов

Нет

Нет

Нет

Таким образом, можно говорить о том, что существующие в данной предметной области аналоги имеют достаточно полный состав выполняемых функций, однако также имеют и определенные недостатки.

Рассмотренные информационные системы «AdobeRoboHelp» и «Author-it» не доступны для бесплатного скачивания. Помимо уплаченной стоимости приобретения указанных программ, дополнительно потребуется осуществлять расходы на обслуживание и поддержку систем. Также системы не соответствует тем, что в них невозможно хранить историю документа, формировать отчеты о состоянии готовности технического задания, иные отчеты, связанные с создаваемым документом.


«Мастер технических заданий» доступна для приобретения, но она не является многопользовательской. Также система не позволяет осуществлять просмотр документа в онлайн-режиме, осуществлять работу в программе на операционной системе, отличной от WINDOWS.

Проектируемая же в рамках данной работы информационная система, основана на коде программного продукта фирмы 1С, так как их язык обладает наибольшим количеством положительных характеристик. Помимо всего система бесплатна в обслуживании, так как в организации присутствует свой штат программистов. В дальнейшем есть перспектива настройки интеграции для передачи согласованных документов.

Ролевая модель пользователей, взаимодействующих с информационной системой, определена в таблице 2.

Таблица 2

Ролевая модель

Ключевой пользователь

Права доступа

Системный администратор

Имеет доступ ко всей функциональности информационной системы и отвечает за его работоспособность.

Администратор проекта

Просмотр, рецензирование и печать технического задания.

Разработчик

Просмотр технического задания.

Директор по проектам / Архитектор

Заполнение, просмотр, проверка и согласование технического задания. Формирование сводных отчетов для анализа.

Руководитель проекта

Заполнение, просмотр, проверка и согласование технического задания. Формирование сводных отчетов для анализа.

Менеджер по продажам

Заполнение технического задания.

Консультант

Хранение учетной информации, заполнение технического задания, просмотр технического задания.

Каждый тип пользователей в зависимости от ролевой модели имеет собственные задачи, решаемые с помощью информационной системы, а также существуют единые задачи, например, авторизация в системе.

В таблице 3 сформулированы требования к разрабатываемой системе, предъявляемые ролевой моделью пользователей к проектируемой информационной системе, в зависимости от их потребностей с указанием цели наличия той или иной функции.

Таблица 3

Требования к разрабатываемой системе

Идентификатор

Описание требования

Приоритет

Источник

Дополнительные вопросы

1

Форма написания технического документа должна быть максимально приближена к стандарту (в соответствии с требованиями ГОСТ)

Высокий

Консультант, директор по проектам, руководитель проекта

Как выглядит форма по ГОСТ?

2

Форма написания технического документа должна напоминать шаблон в разрезе функционального блока

Высокий

Консультант

Какие данные заполняются?

Какая особая информация необходима для заполнения формы?

3

Интерфейс приложения должен быть интуитивным и однозначным

Обычный

Директор по проектам / Архитектор, руководитель проекта

Какой интерфейс хотелось бы получить?

Что понимается пользователями под интуитивным и однозначным?

3

Ясность и четкость понимания функциональных требований

Обычный

Программист

Возможна ли разработка по описанным функциональным требованиям без дополнительных консультаций?

4

Разграничение прав пользователей

Обычный

Администратор системы

Какие группы пользователей будут?

Какие действия будут доступны каждой группе?


По факту проведенного анализа документа, зафиксирован перечень источников данных, который будет использован для проведения автоматизации разделов технического задания. Данный перечень представлен в таблице 4.

Таблица 4

Перечень источников данных, позволяющих автоматически заполнять разделы технического задания

№ п/п

Наименование раздела или подраздела технического задания

Факт автоматизации

Источники данных

1.

Общие сведения

Да

Справочники:

  1. Компоненты сервиса;
  2. Организации;
  3. Контрагенты;
  4. Виды технической документации;
  5. Этапы ведения проекта;
  6. Сроки ведения этапов проектов;
  7. Формы оплаты;
  8. Вид оплаты;
  9. Валюта.

Регистры сведений:

  1. Шифры проектов.

2.

Назначения и цели создания (развития) системы

Да

Справочники:

  1. Вид автоматизируемой деятельности;
  2. Контрагенты;
  3. Цели автоматизации;
  4. Критерии оценки достижения целей внедрения системы.

3.

Характеристика объектов автоматизации

Нет

Регистр накопления:

  1. Информация об объектах автоматизации

Раздел заполняется вручную, при выгрузке технического задания в MS Word полностью переносится.

4.

Требования к системе

Частичная

Справочники:

  1. Требования к системе в целом;
  2. Требования к видам обеспечения.

Шаблоны:

  1. Функциональные требования.

Раздел может заполняться вручную, при наличии функциональных разрывов и изменений типовой конфигурации.

При выгрузке технического задания в MS Word полностью переносится.

5.

Состав и содержание работ по созданию системы

Да

Справочники:

  1. Виды технической документации;
  2. Виды и порядок проведения экспертизы;
  3. Объемы проверяемой документации;
  4. Виды работ по метрологическому обеспечению;
  5. Сроки выполнения работ по метрологическому обеспечению.

6.

Порядок контроля и приемки системы

Да

Справочники:

  1. Виды испытаний;
  2. Состав и объем испытаний;
  3. Методы испытаний;
  4. Статусы приемочной комиссии.

Регистры сведений:

  1. Соответствие испытаний нормам разрабатываемой системы.

7.

Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие

Нет

Регистр накопления:

  1. Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие.

Раздел заполняется вручную, при выгрузке ТЗ в MS Word полностью переносится.

8.

Требования к документированию

Да

Справочники:

  1. Виды технической документации;
  2. Требование к документированию.

9.

Источники разработки

Да

Справочники:

  1. Виды технической документации;

Регистр накопления:

  1. Присоединенные файлы.

Глава 2. Объектно-ориентированное проектирование информационной системы

    1. Построение диаграммы вариантов использования

Для отображения общей функциональности проектируемой информационной системы используется use-case диаграмма, которая демонстрирует возможные действия пользователей в системе (рис. 7.).

Рис. 7. «Use-case диаграмма»

    1. Построение сценариев вариантов использования

В данном разделе описаны сценарии вариантов использования в соответствии с ролевой моделью.

  • Описание деятельности для прецедента «Заполнить раздел «Общие сведения»» представлено в таблице 5.

Таблица 5

Описание деятельности для прецедента «Заполнить раздел «Общие сведения»»

Краткое описание

Прецедент дает возможность Менеджеру по продажам создать и заполнить раздел технического задания «Общие сведения».

Актеры

Менеджер по продажам

Предусловия

Подготовка и заключение договора

Основной

Поток

  • Менеджер по продажам выбирает кнопку «Создать техническое задание» на панели инструментов.
  • Менеджер по продажам выбирает раздел «Общие сведения».
  • Система выводит форму «Техническое задание.Общие сведения».
  • Менеджер по продажам проверяет шаблон документа и при необходимости вводит недостающие данные.
  • Менеджер по продажам сохраняет раздел «Общие сведения».
  • Система создает новый документ по шаблону и сохраняет ее в информационной системе.

Постусловия

Если прецедент был успешным, форма записывается в информационную систему. В противном случае состояние системы остается неизменным.

  • Описание деятельности для прецедента «Заполнить раздел «Назначения и цели создания (развития) системы»» представлено в таблице 6.