Файл: Тема Культурогенез в первобытную эпоху. Основные вопросы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 5. Культурогенез в первобытную эпоху.
Основные вопросы:
1. Теории происхождения культуры.
2. Периодизация и типологические характеристики первобытной культуры.
3. Особенности социального устройства первобытного общества.
4. Возникновение духовной культуры: первобытная религия и искусство.
5. Неолитическая революция.
1. Теории происхождения культуры
Культурогенез в первобытную эпоху – это длительный процесс зарождения и становления человеческой культуры. Культура, понимаемая как система способов деятельности и коммуникации, передаваемых не генетически, а посредством обучения, в современной науке уже не считается исключительным свойством человеческого вида. У многих животных, тем более человекообразных обезьян, наблюдаются навыки использования инструментов, вокальной сигнализации, коллективный темперамент, наследуемые через процессы обучения и социализации. Но у человека «культуральное» поведение приобретает отличительную степень сложности и многообразия.
Существует множество гипотез и концепций происхождения этой сложности, но, видимо, ни одна из них не может претендовать на абсолютную степень объяснения. Тем не менее, существует ряд широко признанных концепций, которые выделяют различные факторы, ставших решающими в становлении человеческой культуры.
Орудийно-трудовая теория, впервые сформулированная Ф. Энгельсом в его книге «Диалектика природы», предполагает, что главным фактором возникновения мышления, речи, сложной общественной жизни у человека является освоение трудовой деятельности – изготовления и использования искусственных орудий труда. Труд как целенаправленная деятельность предполагает развитие мышления (прежде чем сделать орудие, его нужно
«помыслить», представить его проект), знаковой коммуникации, чтобы передавать опыт, и коллективный образ жизни. Ф. Энгельс высказал достоверное предположение, что сложная орудийная деятельность могла возникнуть только у тех приматов, которые освоили привычку к прямохождению и стали плотоядными.
Символическая концепция культурогенеза, представленная в разных вариантах в работах Э. Кассирера, М. Хайдеггера, И.П. Павлова, Б.Ф. Поршнева и др., отдает решающее значение в становлении человеческой культуры возникновению символической (или вторичной сигнальной) системы, в качестве которой, в первую очередь, выступает членораздельная речь. Отличие человеческого языка от первичных сигнальных систем у животных заключается в оперировании условными (конвенциональными) обозначениями отвлеченных и обобщенных свойств действительности («сигналы сигналов»). На этапе становления Homo sapiens произошло качественное видоизменение системы сигнализации, обеспечивающей коллективное приспособительное поведение:

условные сигналы речи (слова) приобретают определенные, принятые группой значения и значимости. Восприятие реальности и активность человека оказывается обусловленной этой системой связанных между собой знаков, формирующих ценностно-смысловую картину мира.
Важным свойством человеческой культуры всегда признавался общественный характер жизни человека. Концепция социального интеллекта
(Р. Данбар, С. Гаврильц, А. Воуз и др.) предполагает, что увеличение количества популяции, косвенно подтверждаемое рядом археологических данных, привело к снижению эффективности обычного для приматов способа улаживания конфликтов в коллективе – груминга. В этих условиях более экономичным по времени способом коммуникации становятся условные вербальные знаки, а также учет возможного поведения другого – модель психики (или «теория ума»).
Доказано присутствие «теории ума» у шимпанзе – они учитывают то, что другое шимпанзе может обладать иной информацией и руководствоваться ею. Но у человека возникает вторичная модель психического – способность понимать, что другой индивид «не знает, что я знаю, что он знает и т.д.» Социальный интеллект с помощью социальных знаков учится различать то, как вести себя «на людях», и то, о чем лучше умолчать, как использовать знаки для повышения своей репутации и социального признания. Так рождается внутренний мир Я, соотносящий себя с другими Я и,одновременно, скрывающий себя от других.
Игровая концепция культурогенеза (Ф. Шиллер, Й. Хейзинга, Г. Гадамер) основанием формирования человеческой культуры полагает игровую деятельность, которая также присутствует у многих животных. В отличие от труда, направленного на удовлетворение непосредственных материальных потребностей, игра в практическом плане бесполезна – она не служит какой-либо внешней цели. По мнению Й. Хейзинги, культура возникает как сфера неутилитарной, ценной самой по себе игровой конкуренции, в которой человек реализует свою свободу от царства необходимости и практических нужд. Игровая концепция хорошо согласуется с концепцией социального интеллекта, так как успех в игре-соревновании (будь то спорт, искусство, война или диспут) дарит социальное признание и обеспечивает репродуктивный успех.
Не смотря на то, что ни одна из этих теорий не может претендовать на исчерпывающее объяснение культурогенеза, каждая из них раскрывает важные факторы формирования и особенности человеческой культуры.
2. Периодизация и типологические характеристики
первобытной культуры
Эпоха первобытной культуры является наиболее продолжительной в истории человечества. Выделяют следующие большие периоды первобытной культуры:
- Палеолит (древний каменный век) – 2,6 млн-12 тыс. лет до н.э.
- Мезолит (средний каменный век) – 12-7 тыс. лет до н.э.
- Неолит (новый каменный век ) – 7-23 тыс. до н.э.
- Эпоха бронзы – около 2 тыс. до н.э.


В свою очередь, палеолит делится на нижний (2,6 млн.-150 тыс. лет назад),
средний – эпоха Мустье (150-50 тыс. лет назад) и верхний (50-12 тыс. лет до н.э.).
Нижний палеолит – это время архантропов (Homo erectus – человек прямоходящий и Homo habilis – человек умелый), умевших создавать простейшие каменные, костяные или деревянные орудия, следы которых находят в Африке и на Ближнем Востоке. Одно из важных достижений этого периода – овладение огнем.
Средний палеолит – время палеоантропов (Homo heidelberensis – гейдельбергский человек и Homo neanderthalensis – неандертальский человек), заселивших Европу, Азию и Сибирь. Неандертальцам приписывается захоронение усопших, использование украшений, жестово-речевое общение, а также социальные отношения, не лишенные переживаний и заботы о близких.
Верхний палеолит – это период выдвижения неоантропа – Homo Sapiens – человека современного типа. Не смотря на то, что генетические исследования датируют его появление 150-200 тыс. лет, проявил он себя как особое существо с превышающей всех остальных степенью сложности культуры около 50 тыс. лет.
Взрывной рост количества и многообразия культурных форм, прослеживаемый в археологических культурах верхнего палеолита, позволяет говорить о
«верхнепалеолитической революции».
Важнейшей особенностью первобытной культуры является синкретизм (греч.
suncretis – объединение) – нерасчлененное состояние всех ее форм. Синкретизм – основное качество культуры, характеризующее процесс перехода от биологической формы бытия животных к социокультурной форме существования человека разумного. Первобытный синкретизм проявляется в слитности человека и природы – первобытный человек не разделял свой мир «культуры» и мир
«природы» (животных, растений, естественных явлений); в нерасчлененности материальной, духовной и художественной подсистем культуры; в отождествлении социального и индивидуального.
Другая особенность первобытной культуры – отсутствие письменности,
обусловившая медленные темпы накопления информации в обществе, а отсюда – и медленные темпы культурного и социального развития. Вся первобытная культура для нас, в отличие от письменных культур древности, остается немой и бессловесной, предстает лишь в форме материальных артефактов, интерпретация которых может быть весьма многозначной. Поэтому в наших представлениях о ней играют значимую роль косвенные данные этнографических исследований
«примитивных» сообществ, доживших до наших дней.
3. Особенности социального устройства
первобытного общества
Существовали разные гипотезы о том, какова была социальная организация
«первобытной орды». Одна из них предполагает промискуитет – неупорядоченные половые отношения, какие наблюдаются в коллективах шимпанзе. Другая представляет коллективы, организованные по гаремному типу с привилегированным альфа-самцом во главе, как это наблюдается, к примеру, у

горилл. В настоящее время считается, что более вероятной для гоминид была привычка к моногамии – постоянным союзам, предполагающим активный вклад мужчины в заботу о партнерше и воспитание потомства.
В позднем (верхнем) палеолите возникает социальная организация в человеческом смысле слова, основанная не просто на биологических инстинктах и эволюционных механизмах полового отбора, но на представлении о социальных нормах (запретах и предписаниях), установленных традицией.
Большая община разделялась на более мелкие группы – роды, способные вести хозяйство самостоятельно. Между этими коллективами поддерживаются производственные связи и родственные отношения. Внутри каждого из родов запрещаются брачные связи – вводится экзогамия (от греч. «экзо» – вне, «гамо» – брак). Одновременно поощряются брачные связи молодых людей с представителями другой родственной группы (рода). Таким образом формируются крупные устойчивые сообщества родственников – экзогамные роды и эндогамные племена. Внутри рода происходит естественное разделение труда по признаку пола. Одни производственные функции выполняют только мужчины
(преимущественно охота), другие – женщины (собирательство, организация лагерного быта и т.п.).
Такое усложненное и упорядоченное устройство первобытного человеческого коллектива получило название родовой общины, или родового строя. Родовая организация была демократичной: все были равны, собственность была коллективной. Это не исключает выделения лидеров – вожаков охотничьих групп или вождей с закрепленным престижным статусом.
Хозяйственная деятельность палеолитического общества носила присваивающий характер и включала охоту и собирательство. Существовала избирательная охота и сезонность охотничьих циклов, о чем свидетельствуют многослойные долговременные стоянки. Вариации охотничьей стратегии были разнообразны и зависели от местной фауны. Суровые условия приледниковой эпохи обуславливали строительство постоянных родовых жилищ и создание теплой меховой одежды.
4. Возникновение духовной культуры:
первобытная религия и искусство
Социальная жизнь первобытного человека была подчинена нормам, имеющим ритуализованный характер. Ритуальные действия постепенно становились своеобразными символами, знание которых отражало уровень овладения культурой и социальный статус человека. Действия «по образцу» опре- деляли поведение каждого индивида, индивидуальное самосознание в этих условиях почти полностью сливалось с коллективным.
Особую роль в поддержании обычаев, ритуалов играли табу – обязательные запреты, оберегавшие жизненно важные для существования рода правила коллективной жизни (порядок распределения пищи, запрет кровнородственных половых связей, неприкосновенность вождя и т.п.).


В первобытную эпоху формируется мифологическое мировоззрение. Его особенность заключается в том, что человек не выделяет себя из природы и переносит качества человека и общества на окружающий мир –
антропоморфизирует его. Мифологическое сознание синкретично, т.е. соединяет в себе мышление, эмоции, аффектно-моторную сферу, поэтому мифологические образы и сюжеты отражают не только то, что человек знает о мире, но и то, какие чувства он переживает, какие действия совершает. В этом смысле верно высказывание В.М. Пивоева, что миф скорее не выдумывался, а выплясывался.
Мифологическое сознание стремится охватить общие свойства мира в его целостности, но не имеет еще языка абстрактных понятий. Поэтому оно пользуется конкретно-чувственными образами для выражения общих свойств и явлений. Первобытный космос, отраженный в мифе, имеет чувственно-бинарное строение. Основные бинарные оппозиции, образующие структуру мира в его понимании первобытным человеком: верх-низ, левое-правое, свое-чужое, женское-мужское, чистое-нечистое, священное-профанное и т.п.
Основная функция мифа заключается не в том, чтобы объяснить те или иные явления, но в том, чтобы связать разные явления и сферы природы и коллективной жизни в целостную и упорядоченную картину. Мифы прогнозируют все формы жизнедеятельности людей и выступают как основные
«тексты» первоначальной культуры. Их устная трансляция обеспечивает единство взглядов всех членов первобытного сообщества на окружающий мир.
В первобытную эпоху возникли и зачаточные формы религии. Сам факт наличия погребений, которые уже существовали в среднем палеолите, свидетельствует о вере в потусторонний мир и наличии религиозных представлений. В эпоху верхнего палеолита появляется магия, целью которой было воздействовать на те или иные события или явления посредством символических действий. Например, началу охоты предшествовали определенные магические действия: ритуальные танцы, метание копий в глиняную скульптуру или наскальное изображение т.д. Магические действия носили как индивидуальный (ритуалы шаманов, колдунов), так и коллективный характер.
Первичными формами первобытной религии считаются тотемизм, фетишизм, анимизм.
Тотемизм – вера в животное-первопредка, основателя рода (реже тотемом было растение или предмет). Тотем нельзя убивать и принимать в пищу за исключением особых праздников, в которых коллективное поедание тотема символизирует причащение всех индивидов к коллективному целому.
Тотемические представления регулируют брачные отношения и наследование рода через запрет брачных отношений между представителями одного тотема и систему его наследования.
Фетишизм – придание неодушевленным предметам особого значения, наделение их магической силой и поклонение им. Чаще всего предметами поклонения были необычной формы камни, деревья, фигуры существ, сделанные руками людей, а также амулеты (клыки зверей, небольшие камни, искусственные изделия), которые человек постоянно носил с собой.