Файл: Тема Культурогенез в первобытную эпоху. Основные вопросы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анимизм – вера в существование души и духов, в одушевленность всей природы. Э. Тайлор считал анимизм древнейшей основой религии, созданной первобытным «дикарем» в результате размышлений над причинами сновидений, галлюцинаций, смерти и т.п.
Первобытное искусство не составляло автономной области культуры, а тесно переплеталось с другими видами духовной деятельности. Их неразрывное единство, получившее название синкретического культурного комплекса,
способствовало закреплению и передаче первичных знаний и навыков, упорядочивало систему представлений об окружающем мире, регулировало и направляло социальные и психические процессы, выступало средством борьбы с хаосом в самом человеке и человеческом обществе.
Обращение человека к художественному творчеству началось примерно 40 тыс. лет назад с появлением современного вида человека (Homo Sapiens). В начале позднего палеолита зарождаются основные виды изобразительного искусства: роспись на стенах и потолках пещер; рельеф и круглая скульптура; рисунок на камне, кости, роге.
Основные памятники пещерной живописи верхнего палеолита (25-15 тыс. лет до н.э.): Альтамира (Испания), Ласко (Франция), Капова пещера (Россия, южный Урал). Изображались в основном животные: мамонт, бизон, тур, олень, медведь и т.д. Изображения человека крайне редки, встречаются человеческие фигуры с зооморфными головами. Рисунки отличаются чрезвычайной реалистичностью и точностью нюансов, однако не объединялись в композиции, размещались хаотично и накладывались друг на друга. Самые лучшие рисунки палеолита не более чем мгновенно схваченные и застывшие единичные впечатления, стиль которых иногда обозначают как «фотографический реализм».
Множество находок этого периода представляют скульптурные изображения женщин из бивней мамонта, камня или обожженной глины подчеркиванием генетативных функций. Их называют «палеолитическими венерами». Возможно, они представляют собой символы материнства (и даже матриархата), а возможно, отображают реальный облик палеолитических женщин, только без изображения лиц.
В орнаментальном искусстве верхнего палеолита возникают абстрактно- символические элементы. Так, на пластине из кости мамонта из Иркутской области на одной стороне нанесен точечный орнамент, трактуемый как лунно- солнечный календарь, на оборотной стороне нанесен зигзагообразный узор, напоминающий трех извивающихся змей.
5. Неолитическая революция
В эпоху неолита происходит революционный переход от присваивающего к производящему хозяйству – человек осваивает земледелие и скотоводство, что, в свою очередь, ведет к развитию ремесла. В этот период происходит разделение на оседлых земледельцев и кочевых скотоводов. Такое хозяйство позволяет производить излишки, хранить их или обменивать; выделяются люди, специализирующиеся на производстве орудий – ремесленники, обменивающие их

на продукты труда земледельцев и скотоводов. Усложняется общественное разделение труда.
Происходят глубокие изменения в семейных отношениях – «революция в семье», которая стала моногамной (парной). Мужчина осваивает ведущие отрасли семейного хозяйства, становится производителем основного дохода в семье и, следовательно, главой этого микроколлектива. Новый тип семьи способствует подрыву родовой общины: большие трудовые коллективы становятся ненужными, основной производственной ячейкой становится малая семья.
Объединение таких малых семей по территориальному признаку приводит к возникновению соседской территориальной общины.
Старая родовая демократия уступает место новой форме политической организации – военной демократии. При этом укрепляется положение вождя – эта должность становится наследственной, с большими полномочиями. Таким образом, эволюция хозяйственной деятельности и социально-экономических факторов приводит к условиям для возникновения первых государственных институтов.
В духовной культуре также происходят существенные трансформации, связанные с появлением аграрных культов и языческих религий, обожествляющих те факторы, от которых зависят результаты труда земледельца или скотовода.
Возникает представление о трехчастном строении мира, включающем небесный, земной и подземный уровни, символическим воплощением которого становится образ Мирового Древа. Вместе с усложнением представлений о мире как совокупности обобщенных, стихийных сил живописные изображения становятся более условными и символическими, организуются в сложные композиции.