Файл: Понятие правового государства (Понятие и сущность правового государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правовое государство – данное особенная модель компании общественно-политической власти в цивильном мире, присутствие которой сознаются и обеспечиваются права и независимости лица и гражданина.[3]

Необходимо выделить, то что сведения определения довольно доскональны и состоят из ключевых свойств правового страны. В концепции страны и полномочия имеется наиболее общее представление, что появилось в процессе «непрерывного желания общегосударственной власти подчинить себе социум, у которого это спровоцировало противоположную реакцию, выражавшуюся в попытках установить государство около контроль права». Подобное правительство приобрело в теории наименование правового.[4]

Этим никак не меньше, законное государство, невзирая в характерные черты, остается государством в настоящем значении фразы, т.е. системой общественной власти. Имеется в виду то, что подобное правительство, владея общественной властью, представляет равно как формальный уполномоченный не только лишь правящих (распоряжающихся), однако и абсолютно всех других пластов сообщества.

Некоторые создатели фиксируют, то что в русской адвокатской науке вплоть до этих времен доминирует позитивистский вид правопонимания, о чем говорит установление понятия права, связывающее в одной дефиниции в принципе несопоставимые свойства. С данной абстрактной воззрению законное правительство разрешается только равно как государство законности.[5]

Законное правительство, равно как и каждое другое, обладает особым механизмом управления и насилия. С целью его нахождения формируются и взимаются налоги, ведутся займы, создается правительственный госбюджет. Законное правительство, так же, как и другие страны, обладает суверенитетом. Независимость правового страны, равно как и каждого другого, состоит в его главенстве согласно взаимоотношению к абсолютно всем жителям, организациям изнутри государства и самодостаточности (самостоятельности) страны вне (осуществление наружной политики, создание взаимоотношений с иными странами).

Названные особенности необходимо причислить к единым, так как они характерны равно как законным, так и неправовым странам. Совместно с тем законное государство различают характерные черты, отмеченные в порекомендованном выше установлении.[6] Поэтому далее представляется целесообразным проанализировать свойства правового государства.


Сущность правового государства состоит в преобладании права над господством и ограничении заключительной законодательными общепризнанными мерками. Здесь обязано являться абсолютное повиновение людей и абсолютно всех остальных субъектов функционирующему праву. Помимо этого, в этом государстве имеется такого рода правило: допустимо все без исключения, то что никак не запрещается законодательством. Другими словами, полномочия человека равно как личности никем не могут являться ущемлены и являются наивысшей ценностью.

1.3. Признаки правового государства

Признаки правового государства:

1. Демократичность, настоящее осуществление народовластия.

Термин «власть» - единственный с значительных компонентов демократии в её нынешнем общепризнанном представлении. В данной взаимосвязи необходимо сосредоточить интерес в последующие факторы.

Во-первых, население считается реальным основой целой этой правительству и политические деятели, что проявляется и ведется законным страной. Власть характеризуется закреплением определенных посылов в функционирующей Конституции, других законодательстве, содействующих проведению его основ в жизнедеятельность. Данное выражается в прямом участии жителей в создании презентабельных организаций страны, одаренных законном создавать и осуществлять законы – акты высочайшей адвокатской мощи.

Во-вторых, в обстоятельствах народовластия обязан быть система, дающий никак не только лишь осуждать политическому деятелю страны, никак не надлежащую увлечениям людей, осуществлении их справедлив и независимостей, однако и вовремя оказывать воздействие в ее орудиями, предустановленными законодательством (пикеты, митинги, презентации и т.д.)[7].

Согласно-иному этот принцип возможно назвать народный суверенитет. Согласно сущности, этот принцип считается основным пунктом в содержании концепции правового государства.[8]

2. Режим демократического конституционного правления.

Присутствие этом порядке верховные органы общегосударственной правительству в базе функционирующей Конституции обладают полномочия люди, правительство реализуется в его интересах демократическими законными способами. Тут действительно имеются общественно-политический и идеологический плюрализм, общественно-политические (в этом количестве фрондерские) партии, действительно исполняются общественно-финансовые и общественно-политические полномочия людей, их учреждений, гарантируется выборность и сменность основных и районных презентабельных (законодательных) организаций правительству.


Следовательно, в условиях рассматриваемого режима есть институты представительной демократии (представительные органы, избираемые непосредственно населением на основе демократической избирательной процедуры) и институты непосредственной демократии (референдум и т.д.).

3. Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.

При характеристике правового государства недостаточно указания на многообразие его органов, их перечисление.

Государственная власть, основанная на праве, тогда эффективно действует, в том числе в обеспечении прав и законных интересов личности, когда в ней есть разделение труда: институты (органы) государства «выстраиваются» по-особому. Имеется ввиду то, что формируются самостоятельно ветви власти, каждая из которых осуществляет «свою» особую деятельность.11

Основателем концепции разделения властей обычно принято считать известного французского просветителя Ш.Л. Монтескьё, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий и в принципе на начале разделения властей было основано государственное устройство Римской республики.12

Таких ветвей власти, свидетельствующих о высокой развитости государства, три: законодательная, исполнительная, судебная. Соответственно различаются три вида государственных органов: законодательные, исполнительные, судебные.

Вместе с тем, есть следующее существенное обстоятельство. Власть в государстве должна быть одновременно и целостной, единой, и, наряду с этим, разделенной. Именно поэтому наряду с названными тремя ветвями власти как бы обособляется в качестве особого самостоятельного института главы государства.

Принцип разделения властей способствует «рассредоточенности» государственной власти между различными властными звеньями, структурами. Это предупреждает ее концентрацию в какой-либо одной структуре, не позволяет превратить ее в авторитарную и тоталитарную власть.

Конституция Российской Федерации предусматривает: государственная власть в нашей стране «осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (ст. 10). Президент по Конституции «обеспечивает согласованное функционирование и

взаимодействие органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80).13

Кроме того, наряду с «горизонтальным» разделением властей проводится принцип «вертикального» разделения: между федерацией и ее субъектами.14

  1. Возвышение права, закона над государственной властью. Именно это и есть то, что понимается под правовым государством. Речь идет о таком значении права, что оно перестает быть своего рода придатком государственной власти. Это значит, что правовые требования должны выполнять не только граждане и их объединения, но и должностные лица, государственные органы, государство в целом. Не случайно многие предписания законов обращены к государству, его органам. Иначе говоря, государство, все его органы, организации и учреждения сами связаны правовыми нормами, призваны действовать в их рамках. Это необходимое условие нормального функционирования общества и государства, обеспечение организованности в обществе.
  2. Ведущая роль законов в регулировании наиболее важных общественных отношений.

Речь идет о верховенстве законов над всеми другими нормативными правовыми актами. По существу, верховенство закона выражает принцип народовластия. Члены представительного органа государства призваны выражать в законах волю избравшего их населения. Именно поэтому законы признаются актами высшей юридической силы, обладают свойством верховенства. Все нормативно-правовые акты государственных органов, принимаемые в развитие и на основе законов, не могут им противоречить. В случае противоречия подзаконного акта закону действует закон как акт высшей юридической силы.15

Теоретически господство закона выражается в том, что он является не просто продуктом государственной воли, а представляет собой реализацию правовой идеи, сформированной правосознанием индивидов, с которыми государство состоит в публично-правовых отношениях. Условно генезис права в странах континентальной Европы происходит по следующей схеме: сначала в обществе появляются какие-то правовые идеи, которые затем получают свое закрепление в юридических нормах, а потом реализуются в конкретных правоотношениях субъектов права.

Таким образом, правовое государство принимает форму строгой законности.[9]

6. Режим строгой законности в государстве и обществе.

Законность как всеобщее требование неукоснительного соблюдения исполнения действующего права распространяется на все сферы правовой деятельности государства, государственных и общественных организаций, граждан.

В юридической литературе в числе признаков правового государства также называют такие, как взаимная ответственность государства и личности, приоритет международного права перед национальным, высокий уровень правосознания граждан и должностных лиц, господство права в решении национальных проблем, наличие независимой, но регулируемой четвертой власти – власти средств массовой информации, поскольку без открытости, полной информированности общества, гласности правовое государство не сможет результативно реализовать свои функции, обслуживать общество.[10]

7. Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина.

Исходными началами действующего конституционного и текущего законодательства является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Отсюда следует неопровержимая правда: нежели больше сформировано правовое правительство, нежели полнее его правовая концепция, нежели лучше она гарантирована институтами страны, этим правильнее предохранены полномочия и независимости людей, этим более значительный свобода с целью их самореализации, деятельный.


Эти ключевые свойства законного государства считаются значимым условием в установлении законного государства с точки зрения концепции. Так как непосредственно они дают возможность нам распознать это правительство непосредственно равно как законное, а никак не какое-либо другое. Однако, равно как и каждое законное проявление, образующееся и эволюционирующее в процессе многознаменательного формирования сообщества и культуры, законное правительство обладает несколько основ.

Глава 2. Развитие правового государства в России на современном этапе

2.1. Развитие идей правового государства в России

Идеи правового государства на протяжении длительного времени занимали умы и отечественных ученых-юристов. Об этом свидетельствуют, в частности, фундаментальные исследования С.А. Котляревского "Власть и право. Проблемы правового государства", Н.М. Коркунова "Лекции по общей теории права", Ф. Кистяковского "Лекции по общему государственному праву", И.В. Михайловского "Очерки философии права", Г.Ф. Шершеневича "Общая теория права", работы многих других авторов.

Всю историю формирования и развития идей правового государства в России можно разделить, условно, на три этапа: первый этап - со второй половины XIX в. и вплоть до Октябрьской революции 1917 г.; второй - с 1917 по 1985 г.; и третий этап - с 1985 г. по настоящее время. Каждый этап характеризуется определенным периодом развития российского общества и государства и имеет свои особенности.

Во-первых, идеи правового государства в России развивались под сильным воздействием западных демократических идей. При этом речь идет не только о традиционном влиянии на российскую политическую мысль, например, идей Вольтера, считавшего, что "чем больше законы, созданные по договору между людьми, приближаются к естественному закону, тем более сносна жизнь", или учений Руссо, Дидро, Локка, Гельвеция, Гольбаха или Монтескье. Большое влияние оказывали и "рядовые исследователи" государственно-правовой материи, развивавшие идеи правового государства. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004 стр. 434